Delo.by,

    Комментарии 13 Сен 2013 15:55

    Разноскоростная интеграция в ВТО стран ТС становится серьезным испытанием для Беларуси

    В первом квартале нынешнего года взаимный товарооборот стран ЕЭП снизился сразу на 15%, хотя в первые два года после создания Таможенного союза он рос ежегодно примерно на 30%. На такую тенденцию в определенной степени повлияло вступление в ВТО основного торгового партнера Беларуси – России.

    Поскольку Россия при подписании соглашений с ВТО по многим позициям взяла на себя обязательства, устраивающие ближайшего союзника, уровень защиты внутреннего рынка Беларуси не претерпел кардинальных изменений. В результате 90% импортных пошлин для нашей страны сохранились на прежнем уровне. Тем не менее, ряд чувствительных для белорусского экспорта позиций оказался менее защищенным. В частности, пошлины на мясную продукцию снизились на 20%, что стало очевидной угрозой потери конкурентоспособности белорусских производителей на российском рынке.

    Вступление РФ в ВТО значительно усложнило достаточно комфортное нахождение Беларуси в Таможенном союзе, даже несмотря на то, что единый рынок в таможенной «тройке» еще не создан. По оценкам ЕЭК, пока лишь 2/3 товаров и 1/3 услуг передвигаются в Таможенном союзе свободно. Следствие снижения уровня таможенной защиты на рынке ТС – усиление конкуренции в области машиностроения и продукции АПК.  

    В июне на заседании Совмина министр экономики Николай Снопков обозначил проблему вытеснения с российского рынка белорусских производителей седельных тягачей, грузовых автомобилей, шин, сельхозмашин, продовольствия. Как пояснил министр, такое положение вещей возникло по причине «их экономической неконкурентоспособности».

    На фоне заметного снижения спроса и падение экспорта на ключевом для Беларуси – российском рынке белорусские чиновники готовы списать многие беды своей экономики на последствия вступления России в ВТО. Например, если раньше российские и белорусские автомобили на рынке Таможенного союза составляли 50%, то сейчас –  35%. За последние пять лет доля МАЗа и КамАЗа снизилась на российском рынке почти на 1/3. Между тем, министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев в начале июня заявил, что никаких драматических событий на рынках Таможенного союза в связи с применением обязательств по ВТО не возникло. После вступления России в ВТО прирост импорта в целом по ТС составил 5,4%. Что, как считает А. Слепнев, не свидетельствует «о каких-то резких изменениях доступа импортных товаров на рынок Таможенного союза».

    С сентября 2013 года Россия начнет выполнять свои обязательства перед ВТО по очередному снижению тарифной защиты. В связи с этим ожидается изменение таможенных пошлин на 1 тысячу тарифных линий из 12 тыс. позиций. В целом предполагается сокращение примерно на 10% таможенного тарифа, что, безусловно, скажется на  белорусской экономике.

    Подробнее об этом читайте в свежем номере журнала «Дело», главная тема которого – «Транспорт и логистика».

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by