DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 7 Апр 2013 0:00

    Приватизация: перезагрузка…

    Вместо участия в приватизации госсобственности инвесторам предлагают строить новые предприятия

    Татьяна Маненок, специально для «Дела»

    Возврат государством под свой контроль некоторых активов (таких как, «Керамин», «Коммунарка», «Спартак», обувной холдинг «Луч» и др.) заставил инвесторов задуматься: зачем это нужно властям, и не станет ли такая практика в Беларуси массовой. Иначе говоря, насколько велика вероятность ревизии приватизационных сделок в нашей стране?

    Задний ход

    В принципе кампания по возврату предприятий в госсобственность у нас не прекращалась в течение последних 20 лет, менялась лишь степень ее активности в зависимости от обстоятельств. Поводы для таких действий со стороны государства находились разные: например, конфликты с менеджментом предприятий, «внешние угрозы» – если на покупку крупного пакета претендовал нежелательный инвестор. Сейчас в качестве причины чаще всего называется желание ускорить модернизацию. Работает такая схема просто: государство «вливает» деньги в предприятие через допэмиссию, в результате чего доли крупных собственников «размываются», а госдоля – наоборот, вырастает.

    Некоторые экономисты называют этот процесс национализацией, что вряд ли корректно. Ведь этот термин предполагает своевременную и полную денежную компенсацию инвестору стоимости национализированного имущества. Только в этом случае национализация считается легитимной! Однако у нас над такими мелочами, судя по всему, не «заморачиваются». Причем, волна возврата в госсобственность накрыла в основном первенцев белорусской приватизации, в структуре акционерного капитала которых доли государства не было вообще, или она была совсем небольшой.

    Приватизационное законодательство начала 1990-х годов позволяло предприятиям выкупить в собственность львиную долю акций или даже весь госпакет. Причем, в процессе акционирования предприятий персоналу разрешалось приобрести 50% акций за именные приватизационные чеки «Имущество» (ИПЧ), а остальное за деньги, а также используя заемные средства, в том числе кредиты. Впрочем, эта «лафа» просуществовала недолго: белорусская приватизация получила законодательное оформление в 1993 году, а уже 20 марта 1998-го Декретом Президента использование заемных средств для выкупа госакций было запрещено. Этот запрет фактически поставил крест на выкупе госимущества трудовыми коллективами, чтобы претендовать на контрольный пакет никто, кроме государства, не мог.

    Тем не менее, предприятия, приватизированные в ходе первой «волны», в течение 5 лет могли воспользоваться достаточно широкими возможностями для выкупа активов: ИПЧ, деньги персонала, заемные ресурсы, механизм аренды… С позиций сегодняшнего времени можно спорить, насколько эффективен был такой механизм приватизации, но факт остается фактом: он был абсолютно законным! В результате на заре приватизации в Беларуси было создано около 30 ОАО без государственной доли в уставном фонде, а также десятки акционерных обществ с небольшой долей государства. Именно этих первенцев отечественной приватизации государство под разными предлогами сейчас возвращает под свой контроль.

    Например, объединение «Белмедпрепараты» было акционировано в 1995 году в числе первых. Это должно было заложить фундамент для капитализации производства, в том числе путем привлечения нового собственника. Однако когда к нему стали проявлять интерес потенциальные инвесторы, государство решительно пресекло все попытки сторонних компаний войти в акционерный капитал ведущего фармацевтического предприятия Беларуси. А в 2004 году Высший хозяйственный суд вообще признал его приватизацию недействительной, и вернул Белмедпрепараты под контроль государства.

    ОАО «Керамин» появилось еще раньше – в 1994 году, при этом персонал смог выкупить 92% акций. Позже ОАО в течение нескольких лет выкупало акции миноритариев на свой баланс в расчете сформировать крупный пакет и продать его стратегическому инвестору. Однако после того как находившиеся на балансе Керамина акции были переданы государству, доля последнего в этом ОАО увеличилась с 3% до 57% (56% акций находятся в

    республиканской собственности под контролем Минстройархитектуры, а 1% принадлежит Мингорисполкому).

    Еще у одного первенца приватизации – Холдинговой компании «Пинскдрев» – в акционерном капитале до сих пор нет ни одной государственной акции! Все они распределены между физлицами (предприятие преобразовалось в ЗАО из арендного). Тем не менее, сегодня Пинскдрев полностью контролируется государством. В январе 2011 года Президент Беларуси своим Указом назначил концерн «Беллесбумпром» управляющей компанией Пинскдрева. Появление этого Указа было мотивировано необходимостью защитить интересы трудового коллектива после случившейся на предприятии аварии, в результате которой погибли 14 человек. То есть, на Пинскдреве была введена «золотая акция», и все управленческие решения государства имеют для предприятия приоритетное значение.

    Все под контролем

    На заре приватизации десятки трудовых коллективов поверили, что акционирование позволит им привлечь инвестиции в дальнейшее развитие. Но этим надеждам не суждено было сбыться. Реализовать преимущества нового статуса для привлечения капитала мало кому удалось. Чтобы не допустить неконтролируемого приобретения акций «нежелательными» акционерами, государство решило в зародыше пресечь такую возможность.

    В марте 1998 года в Беларуси был введен мораторий на движение акций – миноритарным акционерам запретили продавать полученные в процессе чековой приватизации акции. Фондовый рынок, который едва-едва начал формироваться, после этого замер на долгие годы. А сами ОАО лишились возможности консолидировать крупные пакеты в руках стратегических собственников, а значит, потеряли надежду на инвестиции.

    Этот мораторий просуществовал в нашей стране 10 лет! Только в 2008-м, по настоянию правительства, которое озаботилось привлечением денег от международных финансовых организаций и созданием рынка ценных бумаг, он был снят. И хотя отменить его предполагалось не сразу, а в 3 этапа, начиная с 2011 года все ограничения по покупке-продаже акций должны были исчезнуть.

    1 января 2011 года запрет на движение акций действительно был отменен, и многие миноритарные акционеры поспешили этим воспользоваться – начали продавать свои акции. Причем, так активно, что чиновники испугались: свободная продажа акций могла привести к неконтролируемой смене собственников на ряде предприятий. В результате 14 марта 2011 года Президент подписал Указ N107, который задним числом вновь ограничил свободное движение акций. Новые ограничения касались, в первую очередь, предприятий сельхозпереработки республиканского и коммунального уровня. Такие ОАО были отнесены в разряд стратегически значимых, обеспечивающих продовольственную безопасность страны. А облисполкомы и Минский горисполком получили преимущественное право на покупку их акций. И только если местный орган власти в течение 90 календарных дней не выкупал «стратегические» акции, их мог купить сторонний инвестор.

    Указ N107 ускорил возврат в госсобственность многих ОАО, в том числе ведущих предприятий кондитерской отрасли – Коммунарки и Спартака. В частности, до появления Указа Коммунарка выкупила на свой баланс у физлиц часть акций с целью их дальнейшей перепродажи компании Марата Новикова, которая уже являлась акционером предприятия. Но по решению суда, который нашел нарушения в процессе приватизации предприятия, эти акции были списаны с баланса Коммунарки и переданы государству. По аналогичной схеме прошла реприватизация и на Спартаке.

    Причем, никого не смутил тот факт, что в отношении этих приватизационных сделок истек срок исковой давности, составляющий 10 лет. Главная задача была выполнена: американский бизнесмен белорусского происхождения Марат Новиков, который имел контроль над Спартаком и претендовал на контрольный пакет в Коммунарке, был лишен возможности участвовать в дальнейшей приватизации белорусских кондитерских активов.

    Работа над ошибками

    В конце прошлого года в Беларуси открыто поставили под сомнение законность приватизационных сделок почти 20-летней давности!

    «Пора давно признать ошибочность того, что было сделано в 90-е годы, – заявил осенью 2012 года Президент Беларуси Александр Лукашенко. – Но эти предприятия: перерабатывающей промышленности, обувь и прочее, – надо за них держаться, это народные предприятия. И эти предприятия должны быть в подавляющем большинстве в руках государства. И никакой тут приватизации быть не должно!.. Все они должны быть государственными предприятиями»!

    Под лозунгом «Вернуть добро народу!» правительство сейчас и пытается исправить эти «ошибки». В частности, продолжается кампания по возврату контроля над минским холдингом «Обувь-Луч» и ОАО «Красный пищевик».

    В прошлом году крупные акционеры этих предприятий до последнего сопротивлялись возврату в госсобственность. Но устоять перед административным ресурсом им не удалось. По настоянию представителя государства, ОАО Управляющая компания холдинга «Обувь-Луч» в конце прошлого года приняло решение безвозмездно передать государству находящиеся на балансе холдинга 5,45% акций. Собрания акционеров предприятий Отико и Сивельга, входящих в холдинг, в этом году также проголосовали за передачу государству соответственно 10% и 5,55% акций, которые находились на их балансах (эти акции планировалось продать стратегическому инвестору).

    В результате в обувном холдинге доля государства, которая еще недавно исчислялась 0,015%, уже превысила 21%. Теперь, надо полагать, с помощью механизма преимущественного права государство увеличит ее еще больше. Вот только последуют ли вслед за этим долгожданные инвестиции в развитие обувного производства – большой вопрос.

    Парадоксальная ситуация сложилась и вокруг покупки акций Красного пищевика. Компания ЗАО «Белтяжмаш» и ряд аффилированных с ней структур ранее приобрели пакет акций Красного пищевика. В последнее время частные акционеры не раз выходили на собрание акционеров и в концерн «Белгоспищепром» с предложением вложить инвестиции в развитие

    предприятия, в частности, в покупку нового оборудования, однако государство эту инициативу не поддержало.

    Воспользовавшись отменой моратория, компания «Белтяжмаш» в начале 2011-го через БВФБ приобрела у физических лиц акции предприятия почти на Br2,5 млрд., благодаря чему увеличила свою долю в обществе до контрольной. Но Указ № 107, который задним числом предоставил облисполкомам приоритетное право на покупку акций у физических лиц, повернул процесс вспять. Хозяйственный суд Могилевской области принял решение отменить сделки по приобретению частными инвесторами акций Красного пищевика. А Могилевский облисполком тут же воспользовался преимущественным правом на покупку 1.197 акций этого предприятия на сумму Br359 млн.

    Аналог «золотой акции»?

    В ближайшее время белорусские ОАО ждет еще одно нововведение. В апреле депутаты парламента планируют рассмотреть изменения в Закон «О приватизации», которые принципиальным образом поменяют систему владельческого надзора в ОАО. Эти предложения прозвучали на совещании у Президента в конце октября и были мотивированы необходимостью защиты интересов миноритарных акционеров. Но, как говорят аналитики фондового рынка, на самом деле суть «новаций» сводится к тому, чтобы не допустить аккумулирования крупных пакетов в руках «частников».

    «Интересы мелких акционеров сегодня никто не защищает. Они, как правило, не принимают участия в общих собраниях, не ходят на заседания наблюдательных советов. И тогда может найтись такой частник, который аккумулирует у себя 25-30% акций, как было по кондитерской отрасли, и фактически управлять этим предприятием»,– заявил по этому поводу премьер-министр Михаил Мясникович.

    В феврале 2013-го Президент подписал Указ N74, вводящий новые правила в области владельческого надзора, а также были подготовлены соответствующие изменения в законодательство о приватизации. И хотя сам Указ революционных изменений в систему владельческого надзора не внес, эти изменения коренным образом могут изменить сложившуюся практику приватизации.

    Над проектом закона «О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Беларусь «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» (принят 16 июля 2010 года)работала межведомственная рабочая группа, созданная по поручению правительства.

    Согласно проекту этого документа, в ОАО с долей государства свыше 50% наблюдательные советы создаваться не будут. Здесь управленческие вопросы будут решать представители государства: как правило, директор и непосредственно представитель госорганов, а также собрание акционеров. А в ОАО с долей государства менее 50% наблюдательные советы хотя и останутся, представителей государства здесь будут назначать главы областных и минской городской администраций. Причем, их будут назначать даже в те акционерные общества, где… нет доли государства. Они будут голосовать акциями тех акционеров, которые не приходят на собрания.

    Госпредставители получат право налагать запрет на решения общего собрания акционеров о ликвидации, реорганизации, изменении размера уставного фонда, внесении изменений в Устав, распределении прибыли акционерного общества, выпуске дополнительных акций, выплате дивидендов, создании других юридических лиц или участии в них, в случае, если реализация этих решений противоречит общественной пользе и безопасности, наносит вред окружающей среде, ущемляет права и защищаемые законом интересы других лиц.

    В случае наложения государственным представителем запрета на решение общего собрания акционеров такое решение будет считаться не принятым. А акционерное общество может обжаловать наложенный запрет в хозяйственный суд.

    Кстати, на упоминавшемся совещании в октябре прошлого года в качестве варианта было предложено, чтобы государство представляло интересы миноритарных акционеров с их согласия либо по умолчанию. Однако такое согласие вряд ли будут спрашивать, – по крайней мере, в проекте Закона об этом даже не упоминается.

    Планируемое реформирование института владельческого надзора фактически означает возврат к механизму «золотой акции». Этот институт особого права государства на участие в

    управлении хозяйственными обществами был введен в Беларуси в 1998 году и превратился в беспрецедентный рычаг вмешательства в работу ОАО, созданных на базе госпредприятий. Все решения госоргана в отношении предприятия, где вводилась «золотая акция», были обязательными для исполнения. Более того, они в бесспорном порядке оформлялись как собственные решения органов управления хозобщества. В 2008 году под давлением внешних обстоятельств – прежде всего, из-за нехватки валютных ресурсов, власти вынуждены были пойти на отмену этого института. Однако, как видим, спустя 5 лет мы фактически к нему возвращаемся. Таким образом, правительство решило создать систему, исключающую любые законодательные «лазейки» для перераспределения активов без ведома государства.

    Приоритет – гринфилд-проектам

    Нововведения в белорусской приватизационной практике вызывают серьезную обеспокоенность у потенциальных инвесторов. Известно, что после истории с Коммунаркой и Спартаком в Беларуси приостановилась реализация нескольких проектов с крупными западными инвестициями.

    Встревожены и те инвесторы, кто уже рискнул вложить деньги в выкуп белорусских активов. Многие из них опасаются ревизии прошедшей ранее приватизации, что не добавляет оптимизма при планировании стратегий развития их бизнеса.

    Трудно представить, чтобы на фоне этих решений зарубежные инвесторы сохранили серьезный интерес к покупке белорусских активов. Но, возможно, белорусские власти к этому и стремились: отпугнуть зарубежных покупателей, чтобы неторопливо продолжить точечную продажу активов «нужным» компаниям (в основном, российским, в качестве платы за льготные кредиты и лояльность российского руководства). А также – с целью «расчистить» поле для «своих» инвесторов.

    Надо полагать, отечественные инвесторы, ориентированные на внутренний рынок и внутреннее сырье, сохраняют интерес к покупке предприятий, – экзотические нововведения в системе владельческого надзора их сильно не пугают. Так что, приватизация в Беларуси продолжится, но это будут немногочисленные, преимущественно инсайдерские сделки. Остальных инвесторов власти давно выталкивают за пределы приватизационного поля, предлагая им строить заводы с нуля. И некоторые бизнесмены наверняка рискнут, прекрасно понимая, что адаптировать госпредприятия для работы в рыночной среде намного сложнее, чем построить новый завод.

    Справка «Дела»

    5 декабря 2012 года правительство Беларуси утвердило перечень ОАО, в которых государственные органы имеют приоритет при покупке акций. В результате сейчас облисполкомы и Мингорисполком имеют приоритет на покупку акций в 115 ОАО.

    Минский горисполком, например, может первым скупать акций 42 предприятий. Такими активами для столичной власти являются: Минский комбинат хлебопродуктов, ОАО «Керамин», СЗАО «Милавица», ОАО «Галантея», ОАО «Амкодор»,

    Белэнергоремналадка, Минское обувное ОАО «Луч», Минский завод отопительного оборудования, Минский часовой завод, ЗАО «Атлант», ОАО «Пивзавод Оливария», ЗАО «Минский завод безалкогольных напитков».

    Администрация Минской области имеет преимущественное право на покупку акций 30 ОАО, среди которых: ОАО «Борисовский завод автотракторного электрооборудования – управляющая компания холдинга «Автокомпоненты», Борисовский завод пластмассовых

    изделий, Завод горного воска, Борисовдрев, Радошковичский керамический завод, Любанский комбинат строительных материалов, Управляющая компания холдинга «Забудова» и др.

    Брестский облисполком имеет преимущественное право на приобретение акций 8 предприятий, включая ОАО «Пинский завод средств малой механизации», Березовский мотороремонтный завод, ОАО «Кобринагромаш», Пинскэлектромонтаж и др.

    Гродненский облисполком может приобрести акции 29 ОАО, среди которых: Лидастройматериалы, Щучинский завод «Автопровод», Слониммебель, Слонимский картонно-бумажный завод «Альбертин», Гродненская обувная фабрика «Неман», ВолМет, Лиданефтепродукт и др.

    Могилевский облисполком претендует на преимущественное приобретение ОАО «Славянка», предприятий – Бобруйский кожевенный комбинат, Бобруйскобщепит, Беларусьрезинотехника и др.

    Гомельский облисполком – на покупку акций ОАО «Коминтерн», Мозырьсоль и др.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by