Delo.by,

    Комментарии 25 Мар 2016 10:34

    «Приманка» для инвесторов

    Белорусское правительство собирается привлекать только «нужные» инвестиции.

     

     

    Татьяна Маненок, специально для «Дела»

    Несколько лет назад белорусские чиновники сделали ставку на инвестиционные договоры (ИД) как на инструмент привлечения денег в страну. Инвестдоговор – это, по сути, взаимовыгодная сделка между заинтересованными сторонами. Инвестору она позволяет при реализации проекта получить выгодные условия ведения бизнеса, а государству – гарантию, что инвестор выполнит свои обязательства.

    В отсутствие приватизации и других механизмов притока инвестиций новый инструмент показался правительству «волшебной палочкой», гарантирующей приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в белорусскую экономику. Именно привлечение ПИИ лет 5 назад правительство возвело в ранг стратегических задач. Что только ни делали чиновники для этого: установили задание по привлечению ПИИ под персональную ответственность директоров, хотели даже премировать «передовиков» за превышение показателей по привлечению иностранных инвестиций. Но все тщетно – амбициозные планы по привлечению ПИИ остались на бумаге. Поэтому особая ставка была сделана на инвестиционные договоры.

    Новые правила

    Возможность заключения договоров с инвесторами в Беларуси была прописана в Инвестиционном кодексе еще лет 15 назад. Но поначалу эта «приманка» не сработала: с 2001 по 2009 год в соответствии с Инвестиционным кодексом в Беларуси было подписано всего лишь 9 инвестдоговоров. Зато после того, как в конце 2009 года Президент Беларуси подписал Декрет N10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь», начался настоящий бум заключения ИД. Буквально за год, с осени 2009 года по осень 2010-го, были подписаны почти 200 инвестдоговоров, а еще через год их количество приблизилось к тысяче.

    Переварив практику первых ИД, белорусское правительство созрело для новых инициатив по совершенствованию этого института. 9 августа 2011 года вступил в силу Декрет №4 «О создании дополнительных условий для инвесторов». Этим документом были внесены дополнения и изменения в Декрет №10, которые расширили возможности инвесторов при заключении инвестиционных договоров. В результате в стране была выстроена двухуровневая система заключения инвестиционных договоров. Первый уровень – это когда инвестдоговор не нужно согласовывать с Президентом, поскольку инвестор претендует на льготы, предусмотренные действующим законодательством. Второй уровень – когда инвестор просит дополнительные льготы, выходящие за рамки законодательства. В этом случае условия инвестиционного договора в обязательном порядке нужно согласовывать с Главой государства.

    В конце прошлого года белорусское руководство в очередной раз откорректировало законодательную базу заключения инвестдоговоров. Декрет №8 Александр Лукашенко подписал 12 ноября 2015 года. Этот документ предусматривает не только новые и преференции для инвесторов, но и вводит для них определенные ограничения.

    «За пять лет мы наработали законодательную базу и практику применения инвестдоговоров. Выявились проблемные вопросы, которые должны решаться», – так объяснил необходимость шлифовки условий заключения ИД заместитель министра экономики Беларуси Александр Ярошенко на пресс-конференции в конце ноября минувшего года. По его словам, условия заключения инвестдоговоров, нашедшие отражение в Декрете №8, были максимально доработаны с учетом пожеланий инвесторов. Например, раньше многие из них жаловались, что не могут привлечь финансовые ресурсы под строящийся объект.

    «Декрет снимает запрет на операции с объектами строительства до их ввода в эксплуатацию, и инвестор сможет привлекать дополнительные кредитные ресурсы. Это, фактически, ипотека», – заявил Александр Ярошенко.

    Еще одна проблема, которая беспокоила инвесторов, – необходимость возмещения льгот и преференций в связи с прекращением инвестдоговора. Причины фиаско инвестдоговоров могут быть разными, и зачастую инвестор на эти причины повлиять не может. До издания декрета №8 различного рода аспекты, связанные с прекращением ИД, в действующем законодательстве не были четко урегулированы, и чаще всего подобные вопросы решались на усмотрение местных органов власти.

    «Мы постарались подойти к этой проблеме дифференцированно. По общему правилу, если инвестор нарушил договор по своей вине, он должен возместить льготы и преференции, выплатить штрафы и неустойку. Но теперь каждый случай будет рассматриваться индивидуально – с учетом степени готовности объекта, объемов вложенных инвестором средств и др. Инвестор может быть освобожден от уплаты обязательств или ему может быть предоставлена отсрочка. Если условия договора нарушены не по его вине, а в связи с действием или бездействием со стороны должностных лиц государства – например, вследствие затягивания выдачи заключений – к нему не могут быть предъявлены требования по возмещению льгот, преференций и выплаты штрафа», – пояснил Александр Ярошенко.

    Юристы отмечают, что хотя действующий Декрет Президента от 6 августа 2009 года №10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» соответствующей нормы не содержит, на практике такой подход применялся и ранее. Другое дело, если раньше велись споры, насколько он правомерен, то теперь этот вопрос снят.

    Кстати, такая норма может быть распространена и на случаи прекращения инвестдоговора по соглашению сторон. Более того, в качестве обязательного условия ИД должен теперь предусматривать возмещение инвестору убытков, причиненных в связи с незаконными действиями госорганов (отметим, что ранее возмещение ограничивалось суммой реального ущерба и не включало в себя упущенную выгоду для инвестора). Освободить инвестора от возмещения льгот будет можно только решением правительства по согласованию с Президентом. Соответствующий порядок планируется отработать до вступления в силу Декрета №8 – до мая 2016 года. Но, как бы там ни было, вряд ли инвесторы могут всерьез рассчитывать на компенсацию при прекращении ИД. Ведь чтобы ее получить, еще нужно доказать факт и размер упущенной выгоды.

    Новый декрет также устанавливает предельный срок для осуществления полного вычета уплаченных инвестором сумм НДС, а именно – не позднее отчетного периода, на который приходится дата окончания реализации инвестиционного проекта. Еще одно принципиальное изменение: объект, который в силу разных причин (например, финансовых) не может быть достроен, выставляется на публичные торги для его последующего вовлечения в хозяйственный оборот.

    «В случае продажи объекта инвестору возмещается сумма документально подтвержденных затрат на строительство такого объекта, но не более суммы, полученной от продажи за вычетом расходов на проведение торгов», – отметил Александр Ярошенко.

    При этом новый декрет не позволяет передавать инвестпроект другому учредителю. Чиновники отмечают, что ранее подобное практиковалось, что создавало почву для спекуляции выгодно размещенными земельными участками, предоставляемыми для реализации инвестпроектов.

    Новые приоритеты

    Теперь инвесторы смогут получить без аукциона право аренды земельного участка, право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений), а также право собственности на земельные участки. При этом подрядчики и разработчики проектной документации освобождаются от государственной пошлины за выдачу разрешений на привлечение иностранной рабочей силы и специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Беларуси, а привлекаемые ими работники – от государственной пошлины за выдачу разрешений на временное проживание.

    Новые правила включают также ряд льгот и преференций для подрядчика, разработчика проектной документации, определенных инвестором. Декрет предусматривает возможность определения подрядчика, разработчика, поставщика товаров или исполнителя услуг не только без применения процедуры торгов, но и без проведения процедуры переговоров (но эта норма не касается госзакупок). Отметим, что норма о строительстве параллельно с выполнением проектных работ работала и раньше, но теперь приведена в соответствие с уже действующим порядком.

    В то же время Декрет устанавливает ряд норм, которые ограничивают возможности инвестора.

    Новые правила обязывают инвесторов и организации, реализующие инвестиционный проект, письменно уведомлять госорганы, заключившие инвестдоговор, о реорганизации и изменении собственника имущества, состава участников не менее чем за 2 месяца до их осуществления. Исключение составляют лишь случаи преобразования государственных УП в ОАО, а также изменения в результате смерти физических лиц. Инвесторов предупреждают, что неуведомление или совершение таких действий при наличии возражений госорганов может повлечь односторонний отказ государства от исполнения своих обязательств по ИД со всеми вытекающими последствиями...

    Кроме того, теперь ИД будут заключаться только в целях реализации проектов, соответствующих приоритетным видам деятельности, которые утвердит правительство Беларуси. Такой перечень существует и сейчас. Но ранее белорусское законодательство не содержало прямого запрета реализовывать инвестпроекты в иных сферах деятельности, не являющихся приоритетными. Что касается действующего перечня приоритетных видов деятельности, то он достаточно широк и позволяет отнести к нему практически любой инвестпроект. Однако нельзя исключать того, что в скором времени правительство его подкорректирует.

    Кстати, правительство и раньше пыталось ориентировать инвесторов вкладывать деньги в «нужные» сферы. В частности, в такие приоритетные сектора, как: фармацевтика, биотехнологии, нанотехнологии, новые материалы, информационные и коммуникационные технологии и др. Они определены Стратегией привлечения прямых иностранных инвестиций на период до 2015 года, которая была утверждена в Беларуси совместным Постановлении Совета Министров и Национального банка №51/2 от 18 января 2012 года.

    Напомним, что этим документом предполагалось обеспечить ежегодный прирост ПИИ в Беларуси к 2015 году в размере не менее $7-7,5 млрд, что в свою очередь должно было позволить выполнить основные параметры национальной безопасности и создать условия для долгосрочного экономического роста. Поскольку выполнить эти показатели не удалось, правительство поменяло и инвестиционный лозунг. Судя по всему, сейчас он будет звучать примерно так: «Мы выбираем инвестора, который нам нужен»...

     

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by