DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 1 Апр 2012 0:00

    Приказано выжить!

    В ближайшие несколько лет белорусское сельское хозяйство ждет значительное сокращение госдотаций. Смогут ли аграрии работать в новых условиях?

    О том, что отечественная сельскохозяйственная отрасль убыточна, экономисты говорят давно. Удельный вес агросектора в ВВП составляет 8%, но при этом он получает до 5% ВВП в виде государственной поддержки. Между тем, вступив в Таможенный союз, Беларусь взяла на себя очень серьезные обязательства. В частности, Соглашение «О единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства» обязывает государство сократить уровень господдержки села. С нынешних 16% от валовой себестоимости произведенной продукции до 10% к 2016 году.

    Фактор ЕЭП

    Страны-«союзницы», выдвигая это требование, все же сделали Беларуси важную уступку – время. Сокращение госдотаций сельскохозяйственного сектора в нашей стране будет происходить постепенно, приблизительно на 1% в год. Россия и Казахстан в такой отсрочке не нуждаются, поскольку уровень дотаций их сельскохозяйственных отраслей значительно ниже, чем в Беларуси.

    В 2012 году господдержка агропромышленного комплекса Беларуси все же будет вестись в прежних объемах и составит Br11,4 трлн. Однако расходовать эти средства планируется на мероприятия, которые по принятой в международной практике классификации не оказывают «искажающего влияния» на торговлю.

    – В долларовом эквиваленте это будет уровень прошлого года – $178 на 1 гектар, – говорит первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Надежда Котковец. – Сумма в белорусских рублях увеличилась ровно на изменение курса доллара. Из общей суммы выделенных бюджетных средств Br6,5 трлн. – средства республиканского бюджета, Br4,9 трлн. – местных бюджетов. Эти средства пойдут на льготирование процентной ставки по кредитам, которые уже получены, на удешевление техники и приобретение минеральных удобрений.

    По информации Минсельхозпрода, с учетом новых подходов и требований в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП) бюджетные средства в текущей пятилетке будут направляться также на развитие села: сохранение почвенного плодородия, мелиорацию, подготовку кадров, научные исследования. Субсидироваться будут и целевые программы развития АПК, крупные инвестиционные проекты, требующие привлечения значительных ресурсов, а также инвестиций, имеющих длительные сроки окупаемости.

    Несложно догадаться, что удержание демпинговых цен спровоцирует вывоз сельскохозяйственной продукции за пределы Беларуси. Это подталкивает Минсельхозпрод инициировать выравнивание цен на сельхозпродукцию в Беларуси до уровня российских.

    – Оптовые цены при реализации сельхозпродукции на внутреннем рынке не обеспечивают рентабельной работы предприятий, – констатирует Надежда Котковец. – Было бы идеально, если бы цены на белорусском рынке были бы сопоставимы с отпускными ценами на соответствующие виды продукции в России. Но этот процесс будет происходить поэтапно, поскольку есть много объективных и субъективных моментов, из-за которых нельзя в одночасье принять решение по полному выравниванию цен.

    Вероятнее всего, цены на сельхозпродукцию, закупаемую в рамках госзаказа, начнут расти уже в нынешнем году. Как говорят в Минсельхозпроде, проект Указа Президента по госзаказу находится в разработке. На госзаказ по зерну и сахарной свекле соответствующие предложения уже внесены в Минэкономики. Скорее всего, они будут поддержаны, поскольку иначе теряются всякие стимулы для работы аграриев. Если они будут работать по закупочным ценам 2011 года, то рентабельность по зерну в 2012 году составит минус 20%. Ведь в 2011 году минеральные удобрения подорожали в 2,6 раза, горючее и обслуживание процентной ставки по кредитам – также больше чем в два раза. Да и уровень заработной платы на селе тоже надо повышать. Повышение закупочных цен позволит обеспечить хотя бы минимальную рентабельность – в пределах 10%.

     

    Реформы неизбежны?

    В условиях сокращения государственных дотаций, сельскохозяйственная отрасль  как никогда остро заинтересована в привлечении инвесторов. Но пока это слабо получается. В минувшем году аграрно-промышленный комплекс Беларуси выполнил план по привлечению прямых иностранных инвестиций всего на 9%. Между тем в 2012 году в отрасль планируется привлечь около $100 млн. прямых иностранных инвестиций. Как говорят в аграрном ведомстве, вэтом направлении ведется много переговоров, но срабатывают лишь незначительные проекты.

    Более высокая заинтересованность со стороны инвесторов наблюдается в перерабатывающей отрасли, в первую очередь, в молочной. Однако здесь уже само государство не спешит расставаться с активами, поскольку молокозаводы в предыдущие годы были модернизированы за счет бюджета, и теперь, имея хорошее техническое оснащение, работают довольно успешно.
    Реально с иностранным капиталом в стране реализовано лишь несколько небольших проектов. Можно вспомнить, например, строительство овцефермы на 10 тысяч овец в Логойском районе за счет средств иранских инвесторов, а также израильские инвестиции в модернизацию Агрокомбината «Дзержинский». Однако это не делает погоды на фоне в целом убыточной отрасли. За прошлую пятилетку в отрасль было направлено бюджетных ассигнований на Br50 трлн., а объем произведенной аграриями продукции составил за этот период ровно столько же. Как недавно отметил премьер Беларуси Михаил Мясникович, на 1 января сельхозпроизводители были должны бюджету и банкам Br60 трлн., в том числе Br4,5 трлн. просроченной задолженности. Специалисты считают, что сдвинуть отрасль с мертвой точки будет очень непросто. Для этого в отечественное сельское хозяйство должны придти в тысячи раз больше инвесторов. И хотя в 2011 году многие сельскохозяйственные предприятия завершили год с ростом рентабельности, экономисты считают эти цифры чисто формальными. Поскольку при высокой инфляции рентабельность неизбежно растет в силу особенностей бухгалтерского учета. А на практике, выплатив налоги с возросшей прибыли, многие хозяйства оказались без оборотных средств.

    В 2000-х государство неоднократно делало попытки подключить отрасль к «аппарату искусственного дыхания». Все помнят Указ Президента почти десятилетней давности, в соответствии с которым убыточные колхозы и совхозы в добровольно-принудительном порядке прикрепляли к успешным предприятиям. Приобретая сельхозпредприятие за 20% от стоимости его чистых активов или за одну базовую величину, бизнесмены брали на себя обязательства погасить его задолженность перед бюджетом и банками, сохранить рабочие места на время отсрочки исполнения обязательств и обеспечить производство сельхозпродукции.

    Но и тогда, и сейчас бизнес довольно скептически отнесся к этой идее. Прежде всего, по причине отсутствия в Беларуси частной собственности на землю. Кроме того, представители предпринимательских структур справедливо опасаются, что им придется отвлекать значительную часть собственных средств для поддержки колхозов и совхозов, вместо того, чтобы направлять их на развитие основного бизнеса.
    По информации Минсельхозпрода, к 1 января 2012 года в Беларуси были реорганизованы 382 сельскохозяйственные организации, в том числе 71 – проданы как имущественные комплексы. В развитие реорганизованных убыточных сельхозорганизаций инвестировано Br15181,4 млрд. Удельный вес в этих вложениях собственных средств организаций-инвесторов составляет более 40%. То есть, случилось как раз то, чего опасались предприниматели. В результате, хотя некоторым из них и удалось вытащить свои агропредприятия на незначительную положительную рентабельность, «отбить» вложенные средства в обозримой перспективе они вряд ли смогут. Во многом этому препятствует контроль государства над ценовой политикой.

    По всей видимости, отечественный агросектор подошел к черте, когда дальнейшее промедление с проведением структурных преобразований становится опасным. Государству придется реформировать отрасль ради ее же спасения, как бы ни претило чиновникам прислушиваться к советам независимых экономистов и бизнесменов. Другие варианты спасения села в условиях сокращения возможностей государства по его дотированию представить сложно. Если они вообще есть.

     

    Мнение эксперта

     

    Анатолий Артюховский, директор ЗАО «Минский завод безалкогольных напитков»:

    Наш завод приобрел сельскохозяйственное предприятие «Вилия-Агро», специализирующееся на выращивании зерновых культур и производстве молока и мяса, шесть лет назад. В то время оно серьезно отставало в развитии и находилось на последних позициях в рейтинге предприятий Вилейского района. За эти годы мы приобрели хорошую технику, построили две новые фермы. Сейчас предприятие собирает хороший урожай зерновых, удалось поднять и поголовье крупного рогатого скота. В целом в «Вилия-Агро» нами было вложено $7 млн., из них €450 тыс. – господдержка. Сегодня наше сельхозпредприятие вышло на второе место в районе, а по некоторым позициям занимает первое. Тем не менее, общая рентабельность остается низкой. Хотя предприятие себя уже окупает, практически оно работает «в ноль». Разумеется, вложенные в него средства также не окупились.

     

    Леонид Злотников, ученый-экономист, кандидат экономических наук:

    Опыт Советского Союза и постсоветской Беларуси показал, что без земельной реформы эффективного сельского хозяйства не будет. Нам необходимо вводить частную форму собственности на землю или, в крайнем случае, передавать землю инвесторам в долгосрочную аренду на 50-100 лет с правом передачи по наследству. У земли должен быть хозяин – человек, заинтересованный работать на себя. Только так может сложиться культура качественного ведения хозяйства. Сельское хозяйство, основанное на государственной собственности, – неэффективно!

    Беларусь – единственное государство среди стран – наших географических соседей, где до сих пор не существует частной собственности на землю сельскохозяйственного назначения. Наше сельское хозяйство является прототипом хозяйств бывшего Советского Союза, где государство диктует уровень закупочных цен, что сеять и в какой срок. Именно по причине значительного влияния государства в сельском хозяйстве активизировать инвестиционные процессы в отрасли затруднительно. Инвесторы никогда не станут вкладывать средства в госпредприятия. А присоединение убыточных колхозов к частному сектору – это всего лишь попытка спасти самые убыточные хозяйства. Как показало время, такие полумеры ничего не решают.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by