DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 1 Июн 2012 0:00

    Полная чаша. Точнее, стакан

    Производство спиртных напитков – по-прежнему высокорентабельный бизнес. Продажи алкоголя в Беларуси постоянно растут.

     Белорусский рынок алкогольной продукции – один из самых перспективных и емких в мире. В это сложно поверить, но наша страна стабильно входит в мировой ТОП-10 как по объему производства крепкого алкоголя, так и по его потреблению. И даже девальвация рубля и связанные с ней экономические потери населения никак не сказались на состоянии рынка. Более того, хотя в 2011 году средние цены на крепкий алкоголь в стране выросли в 2,6-2,7 раза, физические продажи водки и ликероводочных изделий увеличились на 17,7%!

     

    Доля импорта – 3%

    Производство и продажа алкоголя – очень высокорентабельный бизнес. Как обмолвился на одной из пресс-конференций председатель концерна «Белгоспищепром» Иван Данченко, рентабельность производства коньяка на РУП «Минск Кристалл»достигает 120%. Водка больше берет объемами: если в 2005 году на нашем внутреннем рынке было продано 7,8 млн. дал водки, то в 2011-м – более 12 млн. дал. То есть продажи выросли более чем 1,5 раза! При этом львиная доля рынка контролируется государственными предприятиями.

    В свете этих цифр становится понятным то упорство, с которым наше государство защищает свой алкогольный рынок от посягательств частного бизнеса и, прежде всего, от иностранных производителей. До сих пор правительство утверждает перечень продукции, которая может ввозиться в страну и список импортеров, которые имеют право поставлять импортный алкоголь в Беларусь. В 2012-м число таких компаний увеличилось с 25 до 29. Значительная часть из них – государственной формы собственности: Климовичский ЛВЗ, Витебский ЛВЗ, «Белалко», «Минск Кристалл», «Неманофф», «Беларусьторг», «Белбакалея», Минский хладокомбинат №1 и «Белкоопвнешторг Белкоопсоюза». В перечне остались все крупнейшие импортеры, завозившие в прошлом году основные объемы импортного алкоголя, – Брестская база «Бакалея», «СервисБытСнаб», ОП НИИ ПКД, Гарсия, «Белвингрупп», «Перно Рикар-Минск», «Диакония», ТД «Крикова» и «Классические вина», а также «Акватрайпл» – компания Юрия Чижа. А вот «Табак-инвест», принадлежащая Виктору Петровичу и Павлу Топузидису, на этот раз в список не вошла. Поставлять импортное спиртное, прежде всего, в собственные сети, получили право и розничные операторы: «Евроторг», «Продтовары», «Табаквинторг», НТС, «Белвиллесден». Среди новичков – «Бакалея Могилев» и «Зеленая линия».

    Главным фактором, сдерживающим импорт алкоголя, является принцип, согласно которому свободно ввозиться в Беларусь могут только дорогие напитки, а дешевый и даже среднеценовой сегменты для них априори закрыты. Именно по этой причине только 3% потребляемой в Беларуси алкогольной продукции в бутилированном виде, приходится на долю импортных напитков. При этом 80% импорта приходится на вино, 8% – на коньяки, по 2% – на вино игристое, водку, виски, по 1% – на бренди, ликеры, ромы и джин.

     

    Водка – «наше все»?

    В последнее время на белорусском алкогольном рынке наблюдаются интересные коллизии, которые вытекают из общей логики развития экономической ситуации в стране. Во-первых, растут продажи водки. Так, в 2011 году, по сравнению с 2010-м, они увеличились на 18,1%, и рыночная доля водки в общем объеме потребления алкоголя составила 46,4% (+3,6%). А уже в январе она возросла до 51,3%!

    Во-вторых, продажи коньяка и бренди резко падают. Их доля в общем объеме рынка и в 2011-м была исчезающе мала – всего 1,4%. А в январе продажи коньяков рухнули сразу на 31,5%, и практически все торговые сети отметили проблемы со сбытом этого напитка. Так что феномен бурного роста продаж отечественного алкоголя имеет простое объяснение. Он связан, прежде всего, с увеличением объемов выпуска и реализации самой доступной до недавнего повышения цен продукции нижнего ценового сегмента.

    В-третьих, несмотря на падение спроса на более дорогие виды продукции, «Белгоспищепром» всячески поощряет подведомственные предприятия к увеличению лицензионного производства и бутилирования традиционно импортных напитков. Так, в 2011 году организации концерна произвели 218 тыс. дал коньяка, что на 1,9% больше, чем в 2010 году. Производство виски увеличилось на 11,1% (до 31 тыс. дал. или  400 тыс. бутылок). В 2011 году «Минск Кристалл» впервые начал разливать кубинский ром. Его выпуск составил 2,4 тыс. дал. Продолжалось и лицензионное производство водки Nemiroff . А в 2012 году «Минск Кристалл»должен освоить выпуск… текилы.Планируемый объем ее производства составит 5 тыс. дал.

    Кстати, на 2012 год квота на производство водки и ликероводочных изделий в Беларуси снова повышена – на 7,3% до 20,02 млн. дал. Квоты на производство коньяка утверждены в размере 438 тыс. дал (+23,4% к 2011 году), бренди – 38 тыс. дал (-33,4%), виски – 102 тыс. дал (+41,7%), рома –  25 тыс. дал (+500%), кальвадоса – 15 тыс. дал (+500%).

     

    От ЕС до… Мьянмы

    Разумеется, увеличивая квоты, правительство рассчитывает и на наращивание экспорта. Этот процесс понемногу набирает обороты. За пять последних лет объем экспортируемого концерном «Белгоспищепром» алкоголя уже вырос в 15 раз. Только за 2011 год экспорт белорусской водки увеличился в 3 раза (с 482 тыс. дал до почти 1,5 млн.).
    При этом интересный факт – на российский рынок до недавнего времени приходилось менее 20% экспортных поставок. Львиная доля экспорта (более 1,3 млн. дал) – поставки на рынок Евросоюза (в основном, в Литву и Латвию).
    Как говорят участники рынка, белорусским производителям очень сложно встроиться в уже практически на 100% поделенный частный рынок соседней страны. Организация поставок в Россию требует колоссальных финансовых затрат. Во-первых, чтобы получить генеральную, а не разовую лицензию на импорт алкоголя в Россию, там надо создать компанию, уставный фонд которой должен составлять около $5 млн. Во-вторых, плата за полки в торговых сетях и реклама – в России также стоят очень дорого. Белорусские производители просто не располагают такими ресурсами.

    В качестве примера: до кризиса 2009 года рекламный бюджет на российском рынке (только на прессу и Интернет!) производителя водок под торговой маркой «Парламент» составлял около $1,9 млн., украинской «Хортицы» – порядка $0,9 млн., брэнда Nemiroff – $0,6 млн. Попытки торговать через зарегистрированных российских импортеров, имеющих генеральную лицензию, ведут к огромным накруткам, и белорусская водка в итоге теряет свое главное преимущество – невысокую цену.

    Поэтому белорусские ликеро-водочные заводы ищут менее требовательные и затратные рынки сбыта. Например, в I квартале 2012 года отечественная водка начала поставляться на Кубу, во Вьетнам и в Великобританию. Поставки на Кубу осуществляет Гомельский ЛВЗ, в Великобританию – «Аквадив», Вьетнам – Брестский и Витебский ЛВЗ, а также «Минск Кристалл». Теперь в Белгоспищепроме говорят о намерении осваивать рынок… Мьянмы. Так что, вероятно, вскоре белорусскую «белую» смогут по достоинству оценить жители самых экзотических стран мира.

     

    Структура белорусского рынка алкогольной продукции в пересчете на чистый алкоголь по состоянию на январь 2012 года (доля рынка в %)

    Водка                                                51,3

    Плодовые вина                                20,7

    Пиво                                                  12,9

    Ликероводочные изделия               7,3

    Виноградные вина                          4,3

    Шампанские и игристые вина       1,9

    Коньяк и бренди                              1,1

    Слабоалкогольные напитки           0,5

    Источник: Белстат

     

    Физические объемы продаж крепкой алкогольной продукции в Беларуси в 2011 году (тыс. дал)

    Водка                                                12174,6

    Ликероводочные изделия                 2199,9

    Коньяк и бренди                                  315,0

    Источник: Белстат

     

    Николай Машин, специально для «Дела»

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by