Delo.by,

    Комментарии 16 Июн 2014 10:27

    Не до жиру…

    Не до жиру…

    В условиях кризиса российские сети оптимизируют затраты и снижают цены

    Как сообщил в ходе собрания Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, доля торговых сетей в розничном товарообороте страны по итогам 2013 года выросла до 21%. Это несопоставимо с показателями развитых стран, и, казалось бы, россиянам еще расти и расти… Но не все так просто: экономическая ситуация не дает рынку реализовать имеющийся потенциал. Если в 2011 году прирост объемов розничной торговли в стране составлял 7%, в 2012 – чуть более 6%, то в 2013-м – только 4%.

    Традиционно самыми живучими являются продовольственные сети, на долю которых приходится около 15% оборота розничной торговли России. Явные лидеры в этом сегменте – «Магнит» и X5 Retail Group. Третье и четвертое места в рейтинге по объему выручки среди российских FMCG*-ритейлеров занимают «Ашан» и «Метро», являющиеся, к слову, иностранными компаниями. По прогнозу аналитиков РБК.research, доля продовольственных сетей в суммарном обороте розничной торговли РФ будет расти медленно и достигнет 20% лишь к 2016 году, учитывая неутешительный прогноз макроэкономических показателей и темпы прироста выручки сетей.

    В сегменте региональных сетей в настоящее время наблюдается укрупнение игроков как за счет сделок слияния и поглощения (M&A), так и за счет их естественного роста. Во многих субъектах РФ к настоящему моменту работают крупные региональные игроки, число магазинов которых насчитывает от 200 до 500 торговых точек.Среди регионов многолетним лидером по развитию розничных сетей и, соответственно, их доле в товарообороте является Санкт-Петербург это единственный регион в России с «сетевой» долей более 50%. Здесь на долю сетей в прошлом году приходилось более 52% оборота розничной торговли. Кроме того, высокой долей сетевой торговли характеризуются Ленинградская, Псковская, Новгородская и Мурманская области, а также… Ненецкий автономный округ.

    К слову, Московская область в рейтинге занимает 11-е место, а Москва – лишь 48-е. При этом в столичном регионе сохраняется потенциал дальнейшего увеличения доли торговых сетей в розничном товарообороте. В 2013 году многие рынки, которые были расположены в Московской области рядом с МКАД, были закрыты, поэтому вполне вероятно, что в ближайшие годы сетевая торговля здесь вырастет за счет сокращения сегмента небольших рынков.

    В перспективе, по мнению аналитиков, неминуема дальнейшая экспансия торговых сетей за Урал. Хотя этот процесс тормозят местные власти, пытаясь сохранить своих операторов любой ценой.

    «Потребители в регионах быстрее адаптируются к кризисным условиям, и меняют культуру потребления, начиная экономить, – считает старший аналитик по потребительскому сектору и недвижимости компании «УРАЛСИБ Кэпитал» Марат Ибрагимов. – Поэтому в регионах в 2014 году ожидается рост крупных форматов продуктовой розницы – гипермаркетов, которые предлагают низкие цены. Скорее всего, крупным форматам ритейла будет принадлежать не менее 10% регионального рынка. Правда, пока мы видим, что региональные власти пытаются по-своему регулировать ритейлеров. Отсюда и проблемы новых магазинов на новых территориях».

    Так же, как и их зарубежные коллеги, российские ритейлеры стараются искать инновационные механизмы работы с клиентами и способы оптимизации затрат. Так, Х5 наладила в Москве систему продаж, при которой клиент может выбрать по каталогу приглянувшуюся ему бытовую технику. А получить и оплатить ее – в ближайшем к дому магазине компании, даже в продовольственном! Еще один общий для всех сетей рецепт – оптимизация административного аппарата. Правда, его формула незамысловата: в основном это сокращение персонала. Компании максимально автоматизируют и централизуют бизнес-процессы, в результате чего «ненужными» оказываются штатные единицы на местах.

    А еще отдельные ритейлеры наконец начали понимать, что в условиях кризиса стоит сделать упор на ценообразование, а точнее – на скидки и снижение торговых надбавок. Поэтому в российской столице все чаще можно встретить действительно масштабные распродажи, а многие сети практикуют снижение цен на отдельные виды товаров практически круглый год.

     

    *FMCG (англ. fast moving consumer goods) – быстро оборачиваемые потребительские товары.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by