DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 5 Июн 2012 0:00

    Опасное балансирование на нефтяной «игле»

     Положительное сальдо внешней торговли Беларуси связано, прежде всего, с увеличением экспорта нефти и нефтепродуктов и благоприятной конъюнктурой цен на эту продукцию. Однако этот тренд – временный. Очередное повышение пошлин в России может снова сделать такой бизнес убыточным.

    Татьяна Маненок, специально для «Дела»

    Впервые за долгое время у белорусского правительства появился повод для гордости. В первом квартале 2012-го положительное сальдо внешней торговли товарами составило $830 млн. Для сравнения: в январе-марте 2011-го оно составляло минус $2,629 млрд. Общее сальдо внешней торговли товарами и услугами достигло «плюса» в $1,366 млрд., тогда как в первом квартале 2011 года оно также было отрицательным – минус $2,112 млрд.

    Экспорт белорусских товаров текущего года продолжал расти – в январе-марте текущего года, по сравнению с аналогичным периодом 2011-го, он увеличился на 49,2% – до $11,669 млрд., тогда как импорт вырос незначительно – всего на 3,7%.

    Таким образом, если судить по внешним валовым показателям, налицо – явно положительный тренд. В первом квартале Беларуси удалось закрепить прошлогодние внешнеэкономические успехи, когда отрицательное сальдо внешней торговли товарами снизилось более чем на $4 млрд. (на 44%) до $5,453 млрд. Тем не менее, вопрос – удастся ли Беларуси удержаться на достигнутых позициях – остается открытым. Как считают многие экономисты, вероятность возврата к отрицательному показателю внешнеторгового баланса в среднесрочной перспективе исключать нельзя.

    Нефтяной эликсир

    Что же стало причиной такого кардинального «разворота» белорусской внешней торговли? Одна из причин – повышение ценовой конкурентоспособности белорусской продукции из-за почти трехкратной девальвации белорусского рубля. Оказало влияние и угнетенное состояние потребительского импорта, спрос на который в перспективе будет восстанавливаться, хотя и с достаточно высокой степенью инерции. Но основную лепту, по мнению экспертов «Дела», в этот процесс внес растущий экспорт белорусских калийных удобрений, а также нефти и нефтепродуктов при благоприятной мировой конъюнктуре на эту продукцию.

    «Нефтянка» была и остается главным источником рекордных показателей внешней торговли*. В общем объеме экспорта белорусских товаров нефтепродукты традиционно занимают около 30%. При этом на улучшение сальдо сработали значительно более выгодные условия импорта – прежде всего, отмена пошлин на весь объем импортируемой российской нефти (а это – около 20 млн. т.), а также нефтепродуктов.

    Не следует забывать, что с 2011 года Беларусь получила еще один «интеграционный пряник»: возможность экспортировать весь объем собственной нефти, который в прошлом году составлял 1,4 млн. т., с зачислением экспортной пошлины в свой бюджет. Это, действительно, хороший подарок: в прошлом году валютная выручка от продажи белорусской нефти составила $1,3 млрд.

    Кроме того, на руку белорусским экспортерам сыграла и благоприятная конъюнктура на внешних рынках. По данным таможенной статистики за прошлый год белорусский экспорт увеличился по сравнению с 2010 годом на 62,6% и составил $41,1 млрд. Доля нефтепродуктов в нем составила 30,5%. При этом в физическом объеме Беларусь в 2011 году нарастила их экспорт на 39,2% (до 15,6 млн.т). А вот в стоимостном выражении нефтяной экспорт увеличился на 94,9%, или на $6,1 млрд.

    Кроме того, в прошлом году резко увеличился экспорт «родственной» продукции – растворителей и разбавителей: он увеличился в 9,9 раза, или на $1,4 млрд. Это позволило Беларуси по итогам 2011 года прибавить в торговле с Евросоюзом более $7 млрд. и получить положительное сальдо в размере $6,5 млрд. (в 2010 году оно было практически нулевым). И если еще в 2010 году доля ЕС в белорусском экспорте составляла 29%, то в 2011-м, благодаря росту экспорта нефти и нефтепродуктов, она увеличилась до 38,5%.

    Эти цифры еще раз подтверждают высокую степень зависимости белорусской экономики от условий импорта российской нефти. Достаточно было России в 2010 году ввести жесткую квоту на поставку беспошлинной нефти в нашу страну в объеме 6,3 млн. т., повысить пошлины на поставку нефтепродуктов и запретить экспортировать чисто белорусскую нефть, как наша экономика тут же «обвалилась». Беларусь была вынуждена сократить импорт российской нефти почти на 40%, после чего резко упал экспорт нефтепродуктов, а за ним – и другие внешнеэкономические показатели.

    Справка «Дела»

    В 2011 году Беларусь увеличила экспорт нефтепродуктов на 39,2% – до 15,6 млн. т. В том числе в страны, не входящие в СНГ, было продано 12,3 млн. т (+39,6%). Среднеконтрактные цены на этих рынках выросли на 35,3% – до $769/т. В страны СНГ было экспортировано 3,3 млн. т нефтепродуктов (рост – на 38,1%), здесь средняя цена экспорта выросла на 34,3% и составила $930/т.

    Среднеконтрактная экспортная цена на белорусские нефтепродукты в прошлом году составила $804/т и выросла по сравнению с 2010 годом на 35%. И это очень неплохая цена на фоне прошлогодней средней цены на нефть, составившей $459/т. При этом в прошлом году Беларусь увеличила импорт нефтепродуктов в 3,6 раза – до 5 млн. 731,7 тыс. т. Львиная доля этого объема была импортирована из России – 5 млн. 711,5 тыс. тонн (рост – в 3,7 раза).

    Производство основных видов нефтепродуктов в Беларуси за 2011 год, по сравнению с 2010-м, выросло на 18,8% и достигло Br66,718 трлн. ($8,009 млрд. по курсу Нацбанка). При этом производство дизельного топлива увеличилось на 26,3% (до 6,71 млн.т.), а автомобильных бензинов – наоборот, снизилось на 0,7% до 3,135 млн. т. Выпуск топочного мазута увеличился на 26,5% до 5,582 млн. т, а смазочных масел – снизился на 2,5% до 127,7 тыс. т.

    Интеграционные бонусы

    Положительные тенденции в снижении отрицательного сальдо, наметившиеся в минувшем в году и закрепившиеся в 2012-м, имеют в первую очередь интеграционный эффект. В 2012 году Россия и Беларусь перешли к новой формуле ценообразования на газ. Россия фактически приравняла Беларусь к одному из регионов России, и с 2013 года стоимость газа для нашей страны будет определяться исходя из себестоимости добычи газа в Ямало-Ненецком автономном округе РФ плюс затраты на транспортировку.

    В этом году Россия установила цену на газ для Беларуси на уровне $165,6 за 1 тыс. куб.м. Если бы действовала прежняя формула, то с 1 января 2012 года нам пришлось бы платить $330/тыс. куб.м, а в конце года – $370-380/тыс. куб.м. Таким образом, размер газовых преференций, предоставленных Беларуси после пересмотра газовых соглашений, составит, как минимум, $2,7 млрд.

    Подписав базовые соглашения по созданию ЕЭП, Беларусь уже с 1 января 2011 года получила от России беспошлинную российскую нефть и нефтепродукты. А с 1 января 2012-го добилась еще более выгодных для себя условий импорта российской нефти. Они закрепляют переход на новую формулу ценообразования для нашей страны – именно этого так долго добивалась белорусская сторона. В результате стоимость импортируемой нашей страной нефти будет ниже примерно на $30/т. Кроме того, предусматривается принцип паритетного раздела дополнительных доходов от разницы экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты для белорусских и российских нефтепереработчиков.

    Не случайно с января 2012 года российские компании возобновили переработку нефти на белорусских НПЗ. Их квота составит половину согласованного объема поставок – 10,75 млн. т. При этом Россия в 2012 году на 3,5 млн. т увеличит поставки нефти по трубе, которые более выгодны в сравнении с железнодорожными перевозками.

    И белорусское руководство, и большинство экономистов считают новые нефтяные условия весьма выгодными. По крайней мере, они позволяют полностью загрузить мощности отечественных НПЗ более дешевой российской нефтью (что уже поставило под сомнение необходимость поставок альтернативного сырья в страну), увеличить валютную выручку и выполнить прогнозные показатели, от которых правительство так и не отказалось. По некоторым оценкам, экономический эффект для отечественной экономики от новых условий поставок российской нефти составит в этом году $700 млн.

    Ложка дегтя

    Правда, в нефтяном бизнесе Беларусь обязана выполнять принципиальное условие: перечислять в российский бюджет весь объем экспортных пошлин на произведенные из российской нефти нефтепродукты при их экспорте за пределы Таможенного союза. Причем, налоговая политика в нефтяной отрасли России (отметим, что эту политику зеркально обязана перенимать и Беларусь) в течение 2011 года принципиально менялась дважды.

    Если в начале 2011 года пошлина на светлые нефтепродукты составляла 67% от экспортной пошлины на нефть, а на темные – 47%, то уже с 1 мая 2011 года Беларусь вслед за Россией вынуждена была ввести фактически запретительную экспортную пошлину на бензины – 90% от нефтяной, а с 1 июля – на нафту и газойль, что еще более ухудшило финансовое положение белорусских заводов.

    С 1 октября 2011 года Россия, стремясь стимулировать развитие собственной нефтепереработки, ввела режим налогообложения «60-66». То есть, экспортная пошлина на нефть снизилась примерно на 7%, при этом пошлина на нефтепродукты увеличилась с 55% до 66% от нефтяной с одновременным выравниванием пошлины на светлые и темные нефтепродукты. Беларусь вынуждена была синхронно с РФ принять этот режим.

    В результате дельта между пошлинами на нефть и нефтепродукты (на чем, собственно, и

    зарабатывала белорусская нефтянка) заметно сократилась, в то время как бонусы в бюджет РФ существенно увеличились. По итогам первого полугодия 2011 года Беларусь перечислила в российский бюджет $1,2 млрд. экспортных пошлин на нефтепродукты, во втором полугодии – уже $1,87 млрд., а по итогам прошлого года – $3,07 млрд.

    Необходимость перечислять экспортные пошлины в российский бюджет – это как раз то обстоятельство, которое добавляет ложку дегтя в оптимистичные показатели внешней торговли. Ведь эти цифры включают в себя и экспортную пошлину, которую Беларуси приходится возвращать в российский бюджет.

    Реальную же картину эффективности белорусской экономики отражает показатель счета текущего баланса, который «очищен» от трансфертных платежей. По данным МВФ, в прошлом году дефицит счета текущих операций в Беларуси составлял 10,5% ВВП. Таким образом, прошлогоднее отрицательное сальдо в размере $5,453 млрд. реально окажется значительно большим, если учесть вычет $3,07 млрд., которые перечисляются в российский бюджет. Общая же сумма трансфертов правительства Беларуси правительству России, с учетом распределения ввозных пошлин в рамках Таможенного союза, в прошлом году составила $3,96 млрд.

    С учетом данного «нюанса» результаты первого квартала этого года тоже выглядят не так позитивно, как может показаться на первый взгляд. За январь-март 2012 года Беларусь уплатила в российский бюджет $1,108 млрд. экспортных пошлин на нефтепродукты. Притом что положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами Беларуси за первый квартал составило $1,366 млрд.

    Белорусская «альтернатива»

    Так что, нефтянка, с одной стороны, помогает расти валовым показателям и улучшает внешнеторговое сальдо, а с другой – увеличивает дефицит счета текущих операций. И чем больше мы экспортируем нефтепродуктов, тем больше экспортных пошлин обязаны уплатить в бюджет РФ.

    Предприимчивые нефтепереработчики стали искать выход из этой ситуации. А он в условиях заработавшего с 2011 года Единого экономического пространства лежал на поверхности. Поскольку с 2011 года Беларусь может свободно импортировать нефтепродукты из РФ, то и белорусские НПЗ, и компании-резиденты получили возможность в неограниченных объемах покупать их в России, затем дорабатывать с относительно небольшой добавленной стоимостью и далее экспортировать на высоколиквидный зарубежный рынок.

    Предприимчивые бизнесмены поняли, что при экспорте разбавителей и растворителей, а также смазочных масел платить в российский бюджет экспортные пошлины не надо, как это в обязательном порядке требуется в случае с нефтепродуктами – бензином, дизтопливом, мазутом и др. Поэтому экспорт разбавителей и растворителей, а также смазочных масел в этом году заметно активизировался.

    Согласно статданным, в первом квартале 2012 года Беларусь увеличила экспорт нефтепродуктов до 4,77 млн. т (за 3 месяца 2011 года эта цифра составляла 2,83 млн. т). А в стоимостном выражении он увеличился до $4,029 млрд. (за аналогичный период 2011-го – $2,1 млрд.). При этом если экспорт разбавителей и растворителей в первом квартале 2011

    года составил 119,8 тыс. т на сумму $93,6 млн., то за 3 месяца 2012-го физический объем экспорта данной продукции увеличился в 12 раз – до 1,39 млн. т, а в стоимостном – в 13 раз, до $1,1 млрд. Что касается смазочных масел, то в первом квартале 2011 года этой продукции из Беларуси было экспортировано всего лишь 147 т на $244 тыс., а за аналогичный период текущего года – уже 592,7 тыс. т на $373 млн.

    Таким образом, по мнению многих экономистов, белорусские нефтепереработчики по сути занимаются реэкспортом российских нефтепродуктов. Правда, профильные белорусские чиновники отвергают эти обвинения, заявляя, что импортируемые из России нефтепродукты в Беларуси дорабатываются, после чего им присваивается новый код.

    Как бы там ни было, пока у Беларуси есть возможность зарабатывать на российской

    нефти. Но с 2015 года правительство России планирует повысить ставки экспортных

    пошлин на темные виды топлива до уровня пошлин на нефть, что существенным образом снизит доходность белорусской нефтепереработки. Хотя изменения налоговой политики в нефтяной отрасли России возможны даже раньше оговоренного срока.

    Минэкономразвития РФ недавно инициировало предложение поднять ставку пошлины на мазут и вакуумный газойль до 90% от нефтяной (сейчас 66%). Министерство мотивирует необходимость этого шага тем, что система «60-66» при нынешних высоких ценах на нефть менее эффективна, а для некоторых нефтепродуктов, в частности, мазута, она вообще не работает. Правда, это предложение пока не нашло поддержки у профильных российских ведомств.

    Вот почему белорусская сторона пытается как-то повлиять на существующую систему распределения экспортных пошлин на нефтепродукты. Более оправданным чиновники считают механизм межбюджетного распределения – по аналогии с уже действующем в Таможенном союзе в отношении импортных пошлин. Как известно, зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин в Таможенном союзе осуществляется с 1 сентября 2010 года в соответствии со специальным соглашением. По нему ввозные пошлины зачисляются на единый счет и распределяются в бюджеты стран согласно установленным нормативам: в бюджет РФ перечисляется 87,97% общего объема, Беларуси – 4,7%, Казахстана – 7,33%.

    Белорусская сторона хотела бы иметь в ЕЭП аналогичный механизм и в отношении экспортных пошлин, поскольку считает его более оптимальным по сравнению с действующим. И, надо полагать, задача-максимум, которая будет поставлена перед белорусскими чиновниками при определении норматива, – максимизировать нефтяные дивиденды в свой бюджет. Ведь уже в 2013 году инерционные возможности поддержания конкурентоспособности отечественной экономики, связанные с девальвацией, будут исчерпаны. Очевидно, что цены на газ продолжат рост, и нефтяные трансферты в российский бюджет будут увеличиваться. Следовательно, внешнеторговое сальдо Беларуси будет ухудшаться.

    Между тем, долговая нагрузка на наш бюджет в 2012 году значительно возрастет, хотя еще и не достигнет своего пика. В 2013 году выплаты по внешнему госдолгу составят более $3 млрд., а в 2014 году – увеличатся до $3,2 млрд. Очевидно, что в этой ситуации крайне важно «исправить» внешнеторговое сальдо, но в сложившихся экономических условиях и при продолжении политики экономического роста сделать это будет практически невозможно. Об этом свидетельствует и последний прогноз МВФ. Если рост ВВП Беларуси в 2012 году замедлится с 5,3% до 3%, а инфляция снизится со 108,7% до 38,4%, то замедление темпов роста экономики вызовет снижение дефицита счета текущих операций с 10,5% ВВП до 6,2%. В этом случае дефицитное сальдо торгового баланса сформируется на уровне 1,9% ВВП против 6,7% в 2011 году.

    Валовой внешний долг Беларуси, по оценке МВФ, снизится с 61,4% ВВП до 60,4%, в том числе внешний госдолг уменьшится до 25,1% ВВП. Хотя при этом МВФ ожидает снижения золотовалютных резервов Беларуси с $7,9 млрд на конец 2011 года до $5,5 млрд к концу 2012-го. С точки зрения нормативов экономической безопасности сумма резервов вернется к уровню 2010 года и составит 1,2 месяца импорта против 1,9 месяца в 2011 году.

    *См. статью «Золотая жила белорусского нефтепрома», «Дело», №5/2012

    Справка «Дела»

    По данным Белстата, общий объем импорта энергетических товаров в Беларусь в прошлом году составил $18 628,5 млн., что в 1,6 раза больше, чем в 2010 году. При этом экспорт энергоносителей вырос в 2,1 раза и составил $14 078 млн. Таким образом, дефицит внешней

    торговли энергоносителями составил $4 550,5 млн. против $5 131,3 млн. в 2010 году. В сравнении с 2010 годом дефицит внешней торговли энергоносителями сократился на 11,3%. На энергетические товары по итогам 2011 года пришлось 49,3% стоимостного объема экспорта и 54,1% стоимостного объема импорта промежуточных товаров.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by