Delo.by,

    Комментарии 22 Янв 2015 10:27

    На выезд из кризиса

    Спад на рынке коммерческих автомобилей отражает процессы, происходящие в экономике в целом. Эксперты журнала не ожидают, что предновогодний бум продаж изменит ситуацию. Но пока верят в перспективу

    Игорь Клоков, «Дело»

    Сегмент коммерческих автомобилей остается, пожалуй, самым сложным на рынке. Долгое время само понятие «коммерческий автомобиль» не приживалось и нуждалось в дополнительном толковании. В Европе коммерческим авто (LCV − Light Commercial Vehicle) традиционно называется автомобиль массой не более 3,5 т, грузоподъемностью 1,5-2 тонны. Стоит отметить, что этот сегмент считается настолько важным для авторынка, что, например, ведущий европейский производитель Volkswagen еще в 1995 г создал специализированную компанию «Volkswagen Коммерческие автомобили». Ee дочерние предприятия «Volkswagen Коммерческие автомобили» есть в Индии и Китае, а в Беларуси брэнд традиционно удерживает первое место в сегменте коммерческих автомобилей, если не считать российские ГАЗ и УАЗ.

    У нас к коммерческим автомобилям нередко относят и среднетоннажную технику, грузоподъемностью до 4-5 тонн, ориентируясь на географию работы – для перевозки небольших партий грузов в пределах города, района, максимум – области.

    В любом случае LCV – это автомобиль для малого и среднего бизнеса. Не удивительно, что рынок этих автомобилей связан с динамикой развития соответствующего сектора экономики. По мнению некоторых экспертов, спад продаж LCV в последние два года как раз и отражает неровный характер развития белорусского малого и среднего бизнеса.

    В то же время этот сегмент не свободен и от воздействия факторов, негативно влияющих на авторынок в целом. На протяжении последних лет конец года связан у дилеров с ожиданием ухудшения условий ведения бизнеса и падения прибыли.

    «Россияне» не сдаются, но отступают

    Между тем  новый техрегламент, как считают некоторые игроки рынка, наоборот, будет способствовать развитию легального автобизнеса, поскольку потеснит бизнес «серый».

    При этом общий объем продаж не радует. Стагнация на рынке коммерческого транспорта наблюдается уже не один год. Причем отставание от других сегментов авторынка составляет уже не единичные проценты, а целые порядки.

    В прошлом году дилеры отмечали взрывной рост продаж легковых автомобилей. По данным Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), в целом за 2013 год  этот сегмент увеличился на 33%. В то же время продажи коммерческих авто выросли лишь на 3,3%, т.е., на порядок меньше.

    Окончательно рынок коммерческой техники в текущем году «добил» утилизационный сбор в отношении транспортных средств, введенный Указом Президента № 64 от 4 февраля 2014 г. с 1 марта 2014 г. Он в первую очередь ударил по продажам ввозимой в Беларусь беспошлинно коммерческой техники производства стран-участниц Таможенного союза – прежде всего из России. Например, именно введение Указа привело к увеличению розничных цен на коммерческие автомобили УАЗ на 20-25%.

    Кстати, в России рынок коммерческих авто тоже испытывает давление и показывает отрицательную динамику. Что, правда, не мешает российскому автогиганту наращивать производство и выводить на рынок новые модели. По данным «Годового отчета ОАО «ГАЗ» за 2013 г.», в прошлом году было реализовано почти 100 тыс. автомобилей ГАЗ, а экспорт увеличился на 15%. Весной 2013 г. на рынок выведена обновленная версия легендарной «Газели» − «Газель NEXT». В сентябре уже этого года в серийное производство запущен «ГАЗон NEXT». В Беларуси на базе автомобилей ГАЗ холдинг «БелГАЗавтосервис» наладил производство спецавтотехники (в основном, фургонов) под торговой маркой «БЕЛАВА».

    Мировые лидеры полны оптимизма

    Представители мировых лидеров в производстве LCV не склонны разделять панические настроения в отношении белорусского рынка коммерческих авто. Наоборот, дилеры VW, Ford, Peugeot полны оптимизма.

    В прошлом году в Беларуси было продано чуть менее 5 тыс. коммерческих авто. Среди нероссийских брэндов с большим отрывом лидировал VW с долей в 20%, далее шли Peugeot (8%) и Ford (7%). Но наилучшую динамику роста продемонстрировал как раз-таки французский автогигант, увеличивший продажи за год почти в полтора раза. Ненамного отставал Ford, показавший рост в 35,5% за год.

    В этом году ситуация обострилась. Присутствие европейского лидера VW в Беларуси в основном отражает его глобальную активность, которая, как всегда впечатляет. Концерн Volkswagen намерен потеснить на мировом рынке своего основного конкурента Toyota. Объявлено, что в борьбу за мировое лидерство в ближайшие пять лет будет вложено €85,6 млрд. Еще €22 млрд. будет вложено до 2019 г. в организацию производства в Китае.

    Немецкий гигант делает ставку на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). Если на производство в этом году будет потрачено около €17 млрд., то на НИОКР – около €10 млрд., что дает возможность за два года – этот и следующий – вывести на рынок более 100 новых и обновленных моделей. Значительная роль в программах экспансии отводится «Volkswagen Коммерческие автомобили».

    PSA Peugeot Citroën является крупнейшим автопроизводителем LCV в Европе. По итогам шести месяцев 2014 г., совокупная доля группы в Беларуси превысила 5%. Прочная позиция на белорусском рынке скорее всего укрепится после начала производства шести моделей техники группы PSA Peugeot Citroën в деревне Обчак под Минском. Две из шести моделей – это коммерческие многоцелевые вэны Peugeot Partner и Citroën Berlingo.

    Не менее оптимистично смотрят в будущее и дилеры Ford. В прошлом году Ford полностью обновил линейку коммерческих авто. Дилерам остается только предлагать привлекательные программы для покупки конкурентной современной техники в условиях. Оптимизм основан на том, что в нынешней политической обстановке белорусская экономика получает ряд стимулов для роста.

    В период санкций к России у нашей страны есть все шансы стать «перерабатывающим цехом Европы» и неограниченно поставлять свою продукцию на необъятный рынок соседней державы. Коммерческая техника становится остро востребованной частью основных производственных средств. Правда, не все так безоблачно. Основная проблема в том, что для пополнения и обновления автопарков предприятиям деньги нужны прямо сейчас. А это либо кредиты, либо лизинг, и оба варианта пока малодоступны. Если дилеры действительно настроены использовать конъюнктуру, то сейчас самое время предложить клиентам нетрадиционные схемы продажи. И такие предложения на рынке уже присутствуют, например, trade-in и долгосрочные контракты по сопровождению парков автомобилей.

    Ожидаемое снижение ставок по кредитам и лизингу также будет способствовать росту рынка. Как и очевидное внимание государства к вопросам развития малого и среднего бизнеса, активно проявляемое в последнее время. А ведь  малые и средние предприятия и есть основной потребитель коммерческой автотехники.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by