Delo.by,

    Комментарии 12 Июн 2014 11:22

    На парковке мест нет. И не будет?

    Нехватка парковочных мест в белорусской столице заметна невооруженным глазом. Почему же решением этой проблемы не занимается отечественный бизнес?

    Анна Дейч, «Дело»

    По данным Гособъединения «Гаражи, автостоянки и парковки»,в настоящее время в Минске 680 тысяч зарегистрированных машин не обеспечены парковочными местами. По словам заместителя директора этой организации Александра Лиштвана, проблемы с нехваткой парковочных мест во дворах жилых домов возникают в большинстве случаев по вине застройщика.

    «Нужно строить парковки во дворах новых домов из расчета одно место на одну квартиру, но это дорого, а застройщик хочет потратить как можно меньше средств, поэтому нередко случаются казусы, когда на 19-этажный дом выделено всего…6 парковочных мест», – констатирует он.

    На данный момент в Минске более 712 тыс. автомобилей, и ежегодно автопарк столицы прирастает еще на 35 тыс. единиц, а на улицы выезжает более 400 тыс. машин. При этом в городе только 642 стоянки, на которые можно поставить 91 тыс. авто. Есть и 15 тысяч мест для временной стоянки, где помещается еще 191,5 тыс. машин.

    Цифры говорят сами за себя: ситуация с парковками в Минскенапряженная: легальные охраняемые стоянки в жилых районах чаще всего переполнены, а место на такой стоянке возле дома уже считается хорошим подарком на день рождения автолюбителя. При этом абсолютное большинство автовладельцев предпочитают парковать свои машины где придется: на зеленых зонах, детских площадках, неподалеку от пешеходных переходов и т. п.

    Поэтому в 2011 году Мингорисполком утвердил программу по созданию к 2020-му в столице 400 тыс. парковочных мест. Однако, как говорят эксперты, этого все равно будет недостаточно.

    Ввысь и вглубь

    Первые многоуровневые и подземные паркинги в белорусской столице появились относительно недавно: до 1996 года их количество можно было пересчитать по пальцам одной руки.

    Однако с увеличением количества автомобилей в городе и строительством новых спальных районов спрос на них стал расти, и, соответственно, увеличились цены квартир в жилых домах с подземными парковками: стоимость квадратного метра в новостройках с паркингом, как правило, на 10-12% выше, чем без него. Но место для автомобиля оплачивается отдельно, а его стоимость во многом зависит от класса жилого района и условий хранения автомобиля.

    Интересно, что по европейским меркам цена машино-места в паркинге должна составлять примерно 40% от стоимости автомобиля. А это значит, что «европейская» стоимость машино-места в Минске – примерно $6-8 тыс.

    Но в реальности она варьируется от $10 тыс. до $30 тыс. – в зависимости от класса новостройки, а наиболее популярный ценовой диапазон – $18-25 тыс.

    Причина такого ценового перекоса кроется в высокой себестоимости машино-места в подземном паркинге, которая редко опускается ниже $20 тыс.

    «Себестоимость строительства подземного паркинга зачастую превышаeт аналогичную себестоимость для квартир в доме, так как при строительстве подземных помещений встречаются сложные грунты и любое углубление ведет к непропорциональному росту затрат. Но даже при наличии возможности возведения отдельно стоящего паркинга в районе новостройки затраты оказываются слишком высоки. При этом в домах эконом-класса места в паркингах нередко остаются нераспроданными. В бизнес-классе и элитных объектах машино-места более востребованы, однако из-за высокой стоимости реализовать их в короткие сроки сложно – такая покупка, как правило, откладывается «на потом», –рассказал директор компании «БелБуд» Николай Новицкий.

    Кроме того, обязательным условием для владельцев машино-мест в паркинге является их участие в содержании общего имущества. Проще говоря, оплата коммунальных услуг за отопление, электричество, уборку, охрану – от $15 до $70 ежемесячно в зависимости от размера машино-места, тарифов управляющей компании и др.

    Помимо низкой рентабельности, есть и еще одна причина медленных темпов строительства паркингов.

    «В Минске уже 1,5 года практически не выделяются новые участки под строительство жилых домов, – говорит аналитик интернет-портала о недвижимости Realt.byАртем Сахаревич. – На данный момент рынок функционирует за счет своих «старых запасов». Пока предложение новостроек еще велико, но через 2-3 года в столице может сложиться дефицит нового жилья. От этого нужно отталкиваться, когда мы говорим о строительстве паркингов. Многие застройщики прекратили строительство отнюдь не из-за низкой рентабельности, а из-за того, что у них просто закончились площадки для освоения в пределах кольцевой».

    По словам Н. Новицкого, более выгодным вариантом для застройщиков могли бы стать наземные многоэтажные паркинги. Но в реальности план такого сооружения согласовать крайне сложно: архитекторы не хотят увеличивать плотность застройки города. И пока этот рынок считается для девелоперов непривлекательным, с очень отдаленными перспективами роста –может быть, лет через 10.

    «Отдельно стоящие паркинги – это дорогостоящий «бонус», который не выгодно строить как дополнение к одному единственному дому, так как в этом случае значительно увеличивается стоимость квадратного метра, – продолжает А. Сахаревич. – Поэтому чаще встречается вариант подземных или встроенно-пристроенных паркингов. Другое дело, когда речь идет о жилом комплексе, в котором изначально запланирована определенная инфраструктура для жильцов. В таких новостройках наличие многоуровневых паркингов становится нормой».

    Парковки на рыночных принципах

    Многоуровневые паркинги можно строить лишь в районах новостроек, а в старых дворах по-прежнему ищут альтернативные варианты решения проблемы стоящих авто. Как отметил председатель Мингорисполкома Николай Ладутько, многоуровневые паркинги сегодня из-за высокой цены машино-места маловостребованы, а вот «плоскостным сооружениям» – быть.

    Однако при этом Минск – единственная крупная европейская столица, в которой нет системы платных парковок.

    «В нашей столице, по сравнению с европейскими городами, очень широкие улицы, которые используются для стоянки транспорта»,говорит кандидат технических наук, председатель Правления общественного объединения «Белорусская ассоциация экспертов и сюрвейеров на транспорте» Юрий Важник.

    Сотрудник программы по экологически дружественному образу жизни Центра экологических решений Ана Малышкина и ее команда продвигают идею создания платных парковок, которая взята из Дании, где Копенгаген поделен на три парковочные зоны: чем ближе к центру вы ставите машину, тем выше стоимость места.

    Чтобы платные парковки функционировали успешно и приносили доход, необходимо проделать три шага.

    Первый –создать парковочную службу, которая будет отслеживать неправильно припаркованные авто. Ведь сейчас этим занимаются сотрудники ГАИ, у которых и без того широкий спектр обязанностей. Поэтому проблеме парковок уделяется недостаточно внимания.

    Второй– внести изменения в законодательство, а именно – переложить ответственность за неправильную парковку с водителя на владельца автомобиля.

    И, наконец, третий – это разделение города на ценовые зоны и введение платы за парковку.

    «Причем система платных парковок должна охватывать почти весь город, –констатирует Юрий Важник. – По нашим расчетам, она должна распространяться на территорию как минимум до 2-го транспортного кольца».

    Сейчас в Минске разрабатывается пилотный проект платной парковки в районе железнодорожного вокзала, у въезда на улицу Кирова. Планируется преобразовать существующую там бесплатную парковку в платную – с ориентировочной стоимостью $1 (Br10 тыс.) в час.

    Такая сумма не обременительна, когда речь идет всего о 2-3 часах стоянки, но если речь идет о почасовой оплате в течение суток – она становится внушительной.

    По словам экспертов, в будущем необходимо будет варьировать цены в зависимости от занятости парковки. В целом по городу, с учетом удаленности от центра парковочное место должно стоить от $0,5 до $2.

    При этом многие задаются вопросом, почему, например, торговые центры, предоставляя днем бесплатные парковочные места, на ночь закрывают их и не используют, хотя могли бы сдавать в аренду жителям близлежащих домов.

    Однако Юрий Важник считает, что это вполне логично, так как парковки не принесут владельцу торгового центра значительный доход, а гарантировать, что к утру жильцы все эти парковочные места освободят, нельзя.

     

    Узаконить место… на газоне?

    Интересным вариантом решения парковочной проблемы, на первый взгляд, могут стать набирающие популярность «экопарковки» – специальные пластиковые решетки, которые засыпаются землей с семенами многолетних трав. Получается своеобразный «цветочный горшок»: автомобиль заезжает на решетку, не разрушая при этом почву. Эти парковки не требуют специально разработанного проекта и стоят на 30% дешевле, чем асфальтовое покрытие, – примерно $300-400.

    Однако это лишь временное решение проблемы парковочного места.

    Кроме того, прежде чем обустроить «экопарковку», нужно обратиться в ЖЭС, который выбирает место в зависимости от его близости к существующей заасфальтированной парковке, а также с учетом состояния грунта, который уже должен быть в нелучшем состоянии. Такой подход подталкивает водителей ставить автомобили в зеленых зонах, чтобы потом этот участок могли признать годным для создания парковки.

    «У нас такие парковки работают неправильно, – говорит А. Малышкина. – Наверное, причина в дождливом климате – почву размывает. К тому же, у нас большинство автомобилей – старые, которые загрязняют почву протекающими токсичными жидкостями».

    В качестве резюме

    Для застройщиков и частных инвесторов рынок паркингов, платных стоянок и других альтернативных вариантов обустройства парковочных мест пока что очень сложно назвать инвестиционно-привлекательным. И вероятно, данный рынок не начнет динамично развиваться, пока обстановка с хранением личного автотранспорта на улицах и во дворах спальных районов не станет угрожающей с точки зрения экологии и безопасности.

    Возможно тогда, наконец, будут приняты решения, стимулирующие развития строительства паркингов. Однако пока требования к застройщикам лишь ужесточаются. С одной стороны, городские власти, конечно, ратуют за общее улучшение ситуации с парковками. Но с другой – условий для создания дешевых вариантов пока нет. А тем временем наличие парковочного места становится важным критерием, на который обращают внимание покупатели квартиры или офиса, и чем выше заявленная стоимость и класс новостройки или бизнес-центра, тем более жесткие требования они предъявляют.

    На востоке – в России.

    Многоэтажные паркинги в Санкт-Петербурге

    В качестве мест для организации стоянок здесь планируют использовать расселенные аварийные жилые здания. Фасады зданий сохранятся, а помещения будут переделаны под многоэтажные паркинги.

    В администрации города уверены, что такой вариант поможет решить проблему парковок в исторических районах северной столицы, где попросту нет свободных территорий, и одновременно не испортить внешний облик зданий исторической застройки.

    Опыт строительства паркингов с сохранением фасада здания широко распространен в Европе, однако реконструкция всегда дороже нового строительства.

    По оценкам специалистов, стоимость машино-места в новом холодном или полухолодном паркинге варьируется от 250 тыс. до 1,8 млн. российских рублей, причем вариантов за 300-400 тысяч – единицы. Как правило, средняя стоимость места в паркинге начинается от 600 тыс. руб.

    Создание же аналогичных объектов путем реконструкции жилых домов (тем более – аварийных) в стесненных условиях исторического центра может обойтись дороже в полтора-два раза.

    Платные парковки в Москве

    Впервые платную парковку московские власти запустили 1 ноября 2012 года на улицах Каретный Ряд, Петровка и в прилегающих к ним переулках. За время эксперимента, который чиновники досрочно признали успешным, районные управы получили свыше 20 млн. российских рублей прибыли с оплаты парковки и еще 14 млн. рублей – с оплаты штрафов. Как подсчитали чиновники, с ноября 2012 года москвичи стали на 83% реже оставлять машины в платной зоне, средняя скорость движения транспорта повысилась на 6-8 %, а количество нарушений правил парковки уменьшилось на 65%.

    С начала эксперимента департамент транспорта не раз дорабатывал проект и вносил в него все новые изменения. С 1 июня 2013-го зона платной парковки расширилась до Бульварного кольца.

    Припарковаться в пределах Бульварного кольца будет стоить 50 рублей в час – так же, как и в зоне эксперимента. Исключение делается только для экстренных служб, ветеранов ВОВ и инвалидов, которые смогут парковаться бесплатно. Что касается чиновников, чьи ведомства находятся в зоне платной парковки, для них никаких преференций не будет, заверяют в департаменте транспорта: им также придется платить по обычному тарифу. Местные жители смогут бесплатно оставлять авто с 20:00 до 08:00 или же приобрести льготный билет на год.

    Во время подготовки к введению платной парковки власти установили внутри Бульварного кольца 145 паркоматов, 1 900 дорожных знаков и 45 информационных табло, извещающих о количестве свободных мест.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by