Delo.by,

    Комментарии 27 Дек 2014 14:39

    На острие «иглы». Нефтяной

    Российский «нефтяной подарок» в виде пошлин на экспорт нефтепродуктов продуктов переработки, что остаются в бюджете Беларуси, оценивается в $2,5-3 млрд. Правда, воспользоваться им наша страна сможет только в следующем году, а что будет дальше – неизвестно

    Татьяна Маненок, специально для «Дела»

     

    Истина – в модернизации

    Беларусь неспроста просила дать ей «каникулы» в виде освобождения от уплаты экспортных пошлин на нефтепродукты в российский бюджет на 3 года. Если российский налоговый маневр начнет действовать со следующего года, то это приведет к повышению в России налога на добычу полезных ископаемых и, как следствие, к росту внутренних цен на нефть.

    Между тем, в 2015 году Беларусь планирует импортировать из России порядка 23 млн. тонн нефти.

    А платить за российскую нефть при такой раскладке белорусским заводам со следующего года придется, как минимум, на $100 за тонну больше. Но белорусские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) к такой цене пока не готовы.

    Сейчас белорусские НПЗ получают $25-30 за тонну переработанной нефти. Сегодня глубина переработки реально составляет 70-72%, а заводы перерабатывают около 22 млн. тонн нефти. Глубина переработки нефти отражает величину выхода светлых нефтепродуктов. После модернизации НПЗ выход светлых нефтепродуктов повысится, и дополнительная прибыль заводов составит $80-90 за тонну.

    Также максимально оперативно «Нафтан» и «Мозырский НПЗ» должны увеличить мощности по первичной переработке нефти. В этом и в следующем году белорусские НПЗ должны переработать 23 млн. тонн нефти. И правительство нацеливает НПЗ на то, что в ближайшие годы они должны быть готовы к переработке нефти в еще больших объемах.

    Между тем, ускорить модернизацию НПЗ будет непросто. В частности, Мозырский НПЗ сейчас реализует инвестпроект по строительству комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков. Это самый масштабный проект за всю историю завода, его стоимость – $1,476 млрд. Мозырский НПЗ уже приступил к монтажу оборудования для новой установки.

    Завершить этот проект планируется к концу 2017 года. Если срок по его запуску будет выдержан, то Мозырский НПЗ сможет увеличить глубину переработки нефти до 90% и приблизиться по этому показателю к современным европейским заводам.

    Белорусская сторона как могла форсировала реализацию масштабного инвестпроекта на Мозырском НПЗ. Однако возникла заминка. По имеющимся данным, второй крупный акционер – российская компания «Роснефть» притормозила реализацию некоторых проектов, желая убедиться в их эффективности.

    Серьезного технологического прорыва в 2015 году не случится и на «Нафтане»: завод пока не сможет полностью перейти на производство бензина и дизтоплива европейских стандартов. Более того, затраты «Нафтана» на перекрестное субсидирование нефтехимических предприятий («Полимир», «Могилевхимволокно») сегодня достигают €12 млн. в месяц, а в случае подорожания нефти в 2015 году вырастут еще больше.

    Очевидно, что правительство торопит проекты по модернизации белорусских НПЗ не только по причине налогового маневра. В ходе заседания совета концерна премьер обратил внимание на особый вклад предприятий «Белнефтехима» в экономику страны.

    Неучтенные риски

    Между тем, в 2015 году у белорусских НПЗ могут увеличиться издержки из-за обязательств Беларуси по поставкам автомобильного топлива на российский рынок. Договоренности по компенсации потерь Беларуси от налогового маневра в России зафиксированы в протоколе по отдельным вопросам применения международных договоров о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин при вывозе с территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, который был подписан 7 октября 2014 года после встречи премьеров М. Мясниковича и Д. Медведева.

    Кроме фиксации того, что в течение следующего года весь объем вывозных таможенных пошлин и пеней будет перечисляться в бюджет Беларуси, в документе сказано, что в 2015 году Беларусь должна поставить в Россию 1,8 млн. тонн автомобильных бензинов.

    Это довольно щадящий объем. Только за 9 месяцев 2014 года в Россию было поставлено 1,2 млн. тонн автомобильных бензинов из Беларуси, за 2013 год – 1,4 млн. тонн, а всего Беларусь экспортирует более 15 млн. тонн нефтепродуктов в год. К тому же, ранее белорусская сторона добилась того, чтобы автомобильное топливо в Россию поставляли также и российские нефтяные компании – пропорционально их объему переработки нефти на белорусских НПЗ.

    В то же время, как сказано в протоколе, в 2015 году компетентные органы сторон ежеквартально до 15-го числа месяца, предшествующего планируемому кварталу, будут сверять выполнение согласованного графика поставок в Россию автомобильных бензинов. При недопоставке автомобильных бензинов в объеме, превышающем 10% от предусмотренного графиком, Россия может снизить объем поставки в Беларусь нефти трубопроводным транспортом.

    Но самое главное для белорусской нефтянки сейчас – программа мер по поддержке белорусских НПЗ, чтобы те могли иметь приемлемую рентабельность и смогли ускорить проекты по модернизации.

    Ведь тот факт, что экспортная пошлина на нефтепродукты в 2015 году останется в белорусском бюджете, а не уйдет в российскую казну, для НПЗ значения не имеет. Заводам неважно, в какой «карман» уходят экспортные пошлины. Для них главное, чтобы продажи автомобильного топлива – как на внешнем, так и на внутреннем рынке – приносили прибыль и позволяли развиваться теми темпами, как того требует время.

    В поисках новых рынков

    Налоговый маневр, который Россия собирается провести в нефтяной отрасли, также обострит и проблему повышения эффективности экспорта белорусских нефтепродуктов на внешних рынках.

    В этой ситуации приоритетным направлением для спецэкспортера нефтепродуктов ЗАО «Белорусская нефтяная компания» (БНК) становится более глубокое освоение близлежащих экспортных рынков, поскольку продажи на этих рынках гораздо эффективнее, чем поставки по морю.

    За 8 месяцев этого года Беларусь экспортировала 9,502 млн. тонн нефтепродуктов (за январь-август 2013 года – 10,115 млн. тонн). Этот объем включает продажи не только БНК, но и российских компаний – «Роснефти», «Газпром нефти», «Лукойла» и некоторых других, которые перерабатывают нефть на белорусских НПЗ, но экспортируют нефтепродукты самостоятельно.

    В структуре экспорта БНК темные нефтепродукты составляют 51%, светлые – 49%. В соответствии со своей стратегий темные нефтепродукты компания поставляет на экспорт через порты (около 65% всей экспортируемой продукции), а светлые продает на близлежащих рынках (около 35%).

    БНК экспортирует свою продукцию через 14 терминалов в 9 портах. Это порты Балтийского моря – Клайпеда, Вентспилс, Рига, Мууга, Таллинн, а также Черного моря – Николаев, Севастополь, Одесса и порт Рени. Через латвийские порты в первом полугодии этого года было экспортирован 33% всего объема экспорта через порты, Клайпедский порт в Литве – 6%, Эстонию – 7% и украинские порты – 19%.

    При этом в текущем году БНК увеличила продажи на соседних рынках: в первом полугодии было продано 1,7 млн. тонн нефтепродуктов против 1,55 млн. тонн за аналогичный период 2013 года.

    На литовский рынок в январе-июне БНК поставила 384,3 тыс. тонн (за первое полугодие 2013 года – 191,8 тыс. тонн). Специалисты отмечают, что львиная доля поставляемых сейчас в Литву белорусских нефтепродуктов затем перенаправляется в Польшу через акцизные склады. Фактически это «серый» транзит, которым занимаются литовские и польские компании.

    В Латвию в первом полугодии текущего года БНК экспортировала 86 тыс. тонн нефтепродуктов (против 101,7 тыс. тонн за такой же период прошлого года), в Эстонию – 14,7 тыс. тонн (против 9,5 тыс. тонн), в Польшу – 47,7 тыс. тонн (против 74 тыс. тонн). На другие рынки близлежащих стран было поставлено 38,9 тыс. тонн моторного топлива.

    Активнее других компания осваивает самый близкий и привлекательный рынок – украинский. В первом полугодии поставки на украинский рынок составили 980,7 тыс. тонн, за такой же период 2013 года – 593,8 тыс. тонн. При этом в Украине БНК приступила к освоению розничного сегмента рынка нефтепродуктов. Пока в собственности компании находится 2 нефтебазы, еще около 20 нефтебаз компания арендует. В ближайшее время украинская дочка БНК – «БНК-Украина» – планирует выйти на розничный рынок топлива Украины. Уже известен брэнд, который будет продвигать компания с помощью инструментов франчайзинга или аренды, – «Белоруснефть».

    В Польше БНК работает через свою дочернюю компанию Beloil Polska, которая была создана 21 марта 2011 года. Сегодня главная проблема польского рынка автомобильного топлива – «серые» схемы поставок. Польские власти борются с этим: вносят соответствующие изменения в законодательство, которые закроют лазейки для недобросовестных поставок, а поставщиков автомобильного топлива обяжут вносить залоговое обеспечение в размере 10 млн. злотых (порядка €2,5 млн.). Хотя раньше такой залог (в размере 3 млн. злотых) уже был, но он проблему так и не решил.

    Если сейчас польскому правительству удастся решить проблему контрабандных поставок, то у белорусов есть шанс заметно увеличить поставки на соседний рынок. Польша импортирует около 1 млн. тонн дизтоплива в год. Благодаря логистике и качеству продукции белорусский поставщик может покрыть 50% этого объема.

    На рынки стран Балтии БНК поставила в первом полугодии 126,5 тыс. тонн дизтоплива. Интересы БНК здесь представляет ее «дочка» – SIA TransBaltic Oil. Летом этого года балтийская «дочка» компании заключила договор на аренду нефтебазы в Риге и получила лицензию для организации продаж и производства европейского дизельного топлива с добавкой биокомпонента с акцизного склада. В основе такого производства – поставки белорусского дизтоплива, которое с помощью определенной технологии доводится до европейских стандартов. Объемы продаж этого топлива – около 5 тыс. тонн в месяц.

    В структуре экспорта БНК солидную долю занимает и российский рынок. Здесь компания с 2012 года работает через свою «дочку» – ООО «Европейская трейдинговая компания» (ЕТК), которая продает белорусские нефтепродукты как по прямым договорам с покупателями, так и на торгах на трех российских бирж – Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ), Московская Международная Топливно-энергетическая Биржа (ММТБ) и биржа «Санкт-Петербург».

    ЕТК продает в России белорусское топливо по фиксированной цене в российских рублях, рассчитанной на пограничных переходах. Логистику белорусских поставок на российский рынок удалось оптимизировать благодаря упрощенной процедуре таможенного оформления в рамках ЕЭП.

    Также российская «дочка» БНК оказывает услуги транспортно-экспедиционные услуги железнодорожным транспортом по территории России. В первом полугодии ЕТК перевезла 373,3 тыс. тонн нефтепродуктов, в том числе с Мозырского НПЗ – 284,5 тыс. тонн и 88,8 тыс. тонн – с «Нафтана». Благодаря договорам с российскими компаниями-грузоперевозчиками ЕТК удалось избежать дополнительных расходов по НДС.

    Подробнее об этом – читайте в печатной версии свежего номера журнала «Дело», главная тема которого – «Что было – что будет. Итоги – 2014, прогнозы − 2015».

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by