DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 1 Апр 2012 0:34

    На хорошей скорости

    В 2012 году белорусский рынок большегрузной техники практически полностью восстановил докризисные объемы.

    Прогнозы экспертов «Дела» относительно перспектив рынка новых грузовых автомобилей в Беларуси на 2011 год* полностью оправдались. За счет значительного отложенного спроса и роста ставок фрахта на рынке грузоперевозок он практически достиг докризисных объемов продаж – за год дилеры реализовали 1336 единиц новой техники. Положительно повлияли на рынок и невысокие ставки таможенных пошлин на ввоз седельных тягачей.

    Наращивая обороты

    Несмотря на проблемы, «накрывшие» Беларусь во втором и третьем кварталах, отечественные дилеры грузовой техники завершили год в плюсе. Транзитный статус Беларуси определяет специфику отечественного рынка большегрузной техники, где 95% продаж приходится на компании, предоставляющие услуги международных грузоперевозок. Благодаря росту ставок и объемов фрахта у транспортных компаний появились деньги на обновление парка. Этот тренд начался еще в 2010-м и продолжался в течение практически всего 2011 года. В итоге в 2011 году было продано 1336 новых грузовых автомобилей. Рост продаж по отношению к 2010 году составил 95,4%. Что позволило рынку почти повторить динамику самого успешного для дилеров 2008 года.

    Динамика продаж новых грузовых автомобилей грузоподъемностью свыше 16 тонн в Беларуси, в 2006-2011 гг.

    год

    2006

    2007

    2008

    2009

    2010

    2011

    Количество, единиц

    360

    855

    1415

    142

    684

    1336

    В рейтинге брэндов в Беларуси традиционно лидируют шведские компании. По итогам 2011 года на первое место вышла Scania, увеличив долю рынка с 19,9% до 29,2%. Еще один шведский брэнд Volvo расположился на втором месте с долей в 24,5%. Одну позицию по отношению к 2010 году отыграл DAF. В активе дилера этой голландской марки теперь 280 реализованных машин и 21% рынка. Стабильны продажи и Mercedes-Benz. При общем увеличении количества проданных автомобилей компания, как и в 2010 году, контролирует порядка 11% рынка. А вот MAN уступил две позиции и теперь располагается на пятом месте с долей в 6,7%. Обоим белорусским дилерам Renaultпо абсолютным показателям также удалось превзойти цифры 2010 года, но доля рынка французской техники все-таки снизилась с 8,5% до 6,4%. Отрицательную динамику продемонстрировал и дилер Iveco. Доля рынка проданных им грузовых автомобилей составляет 1%.

    Рейтинг брэндов новых грузовых автомобилей грузоподъемностью свыше 16 тонн в Беларуси в 2011 году

    место

    марка

    количество, единиц

    доля рынка, %

    1

    Scania

    390

    29,2

    2

    Volvo

    327

    24,5

    3

    DAF

    280

    21,0

    4

    Mercedes-Benz

    149

    11,2

    5

    MAN

    90

    6,7

    6

    Renault

    86

    6,4

    7

    Iveco

    14

    1,0

     

    Выбор курса

    Белорусские транспортные компании работают в основном на экспорт. Поэтому и внутренний рынок грузовых автомобилей отличается в первую очередь тем, что 97% продаж на нем приходится на седельные тягачи категории N3 (полная масса более 12 т по международной классификации ЕЭК ООН). На седельные тягачи стандарта Euro4 и Euro5, к которым относятся не только полностью новые, но и автомобили с периодом пробега до трех лет, таможенная пошлина с начала 2010 года остается неизменной и составляет 5% от стоимости автомобиля. Причем, такой размер пошлины распространяется на все страны Таможенного союза: Беларусь, Казахстан и Россию. И в ближайшее время она пересматриваться не будет.

    Как могут измениться таможенные ставки после вступления России в ВТО – эксперты пока не берутся прогнозировать. 5%-ная пошлина устраивает сегодня всех – как дилеров, так и их клиентов. Но даже если допустить возможность введения в Беларуси заградительных пошлин на седельные тягачи, для дилеров это вряд ли станет большой проблемой – они могут быстро переключиться на поставку автомобилей с российских сборочных заводов.

    Спрос на относительно небольшом по емкости белорусском рынке удовлетворить будет несложно, так как сегодня на территории Таможенного союза действует много автосборочных производств грузовой техники. Например, уже три года в Калуге работает завод Volvo Group мощностью 15 тыс. автомобилей в год. Там же налажен выпуск грузовиков Renault. С 2010 года в поселке Шушары под Санкт-Петербургом функционирует завод «Скания-Питер» с мощностью 5 тыс. единиц в год. Уже год концерн Daimler производит несколько моделей Mercedes-Benz на заводе в Набережных Челнах при участии КамАЗа, а немецкий MAN, как и ожидалось, подписал в апреле 2011 года меморандум о начале строительства завода с властями Санкт-Петербурга. Кроме того, в Челябинской области выпускает спецтехнику совместное предприятие «Ивеко-АМТ».

     

    «За» и «против»

    Эксперты «Дела» отмечают, что с конца 2011 года на рынке грузоперевозок опять началось снижение ставок фрахта. Соответственно может уменьшиться и количество новых заказов у дилеров. Если ставки фрахта не упадут еще ниже, то в 2012 году игроки рынка большегрузной техники рассчитывают повторить объемы продаж 2011 года. Ведь отложенный спрос белорусских транспортников удовлетворен далеко не полностью. Считается, что крупная компания, активно работающая в сфере грузоперевозок, должна обновлять 30-50 машин в год. Именно так и происходило в 2011 году.

    Пока тренд повышенного спроса на грузовые автомобили продолжается, но рынок грузоперевозок нестабилен. Поэтому в прогнозах на 2012 год можно выделить два фактора. Первый– объемы продаж новой грузовой техники могут остаться на уровне 2011 года, но, скорее всего, рынок ожидает незначительный спад продаж. Причина – влияние кризиса в странах Еврозоны и в Беларуси, что ведет к снижению спроса на грузоперевозки. Это означает, что покупки грузовой техники будут осуществляться только планово для обновления значительно изношенных автомобилей. Второй – на рынке по-прежнему существует отложенный спрос, который при благоприятных условиях может поддержать положительную динамику продаж грузовой техники. Какой из этих факторов сработает – пока сказать сложно. Вероятно, окончательно ситуация прояснится не раньше середины 3-го квартала.

     

    См. «Дело», №3/2011

     

    Врезка:

    Покупателями 95% ввозимых в Беларусь новых грузовых автомобилей являются компании, занимающиеся международными грузоперевозками

     

    Мнение эксперта

     

    Валерий Бобченко, директор дилерского центра SCANIA, СП ЗАО «Милленниум Групп»:

    Год для нашего рынка, действительно, выдался удачный. Но есть один нюанс: 99% продаж грузовиков белорусские дилеры осуществляют компаниям, занимающихся международными перевозками. А на них приходится только 10-20% внутреннего рынка, остальное – заказы из других стран. Конечно, автомобильный парк для работы на европейском рынке перевозок требует постоянного обновления, чтобы соответствовать экологическим нормам по выхлопу и безопасности. Но в начале и середине прошлого года белорусские перевозчики уже в значительной степени обновили свой парк. Первый квартал 2012-го по динамике продаж остается для Scania на уровне 2011 года, но пока стабильную тенденцию выявить сложно. Теоретически в этом году мы можем повторить успех прошлого года, даже несмотря на то, что в Европе наметился кризис на рынке международных перевозок. В России дела обстоят лучше, хотя и ненамного. Но фактор Единого таможенного пространства может подтолкнуть белорусских транспортников к переориентации на восточное направление. В этом случае отложенный спрос будет удовлетворен. Если же на рынке грузоперевозок начнется новая волна кризиса с еще большим падением ставок фрахта, отрицательное давление на рынок будет ощутимо.

     

    Петер Эрикссон, Глава представительства Volvo Truck Corporation в Беларуси:

    Прошлый год можно охарактеризовать как весьма удачный для нашей компании. Поставки новых грузовых автомобилей в Беларусь в 2011 году соответствовали нашим оптимистичным ожиданиям. Мы продали здесь 327 единиц грузовой техники. В целом наблюдается позитивная тенденция, которая подтверждает доверие клиентов грузовым автомобилям Volvo и популярность нашего продукта на рынке.

    На развитие рынка грузовой техники в 2012 году могут повлиять различные факторы. Наши клиенты работают со многими странами Европы, что позволяет им быть гибкими в планировании своей работы и инвестиций в развитие бизнеса. Более точный прогноз можно будет сделать во втором квартале. Могу сказать лишь, что в Беларуси заметна заинтересованность в экспорте транспортных услуг, а также поддержка этой отрасли государством.

    В 2012 году мы планируем продолжить работу по совершенствованию работы нашей сети сервисных станций. Учитывая транзитное геополитическое положение Республики Беларусь, мы надеемся, что сетью наших сервисов смогут воспользоваться и клиенты Volvo Trucks из других государств, например, во время транзитного проезда по территории республики. Это, в свою очередь, также будет способствовать развитию рынка транспортных услуг в стране.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by