DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 1 Май 2012 17:44

    Морская экспедиция Андрея Поддубского

    Как владельцу компании «Фабеас» благодаря грамотному выбору рыночной ниши удалось создать успешный бизнес.

    В бизнес Андрей Поддубский пришел не спонтанно, а обдуманно – когда почувствовал, что к этому шагу готов, перед этим последовательно пройдя ступеньку за ступенькой личную «лестницу роста».

    Первый шаг на этом пути был сделан в далеком 1996 году, когда он – тогда еще студент-третьекурсник факультета Международных экономических отношений БГЭУ – после смерти отца остался единственным мужчиной в семье. Надо было учиться зарабатывать деньги, и он устроился в компанию «БелГАЗавтосервис», где в свое время работал его отец, пройдя в ней путь от рядового экономиста до начальника отдела маркетинга. Потом была служба в армии, которую спустя 15 лет после «дембеля» Андрей Поддубский  считает своим лучшим «тренингом по формированию личности». Именно там за сравнительно небольшой период времени он окончательно отточил «дух победителя» и усвоил, что в жизни нужно рассчитывать только на свои силы.

    После армии Андрей Поддубский некоторое время работал финансовым директором одной из компаний входящих в Группу «Дженти», которая занималась оптовой торговлей запасными частями МАЗ и МТЗ. А затем – стал финансовым директором крупной транспортной компании «Белинтертранс». И хотя к идее собственного логистического бизнеса пришел не сразу, с тех пор его жизнь оказалась прочно связанной с грузоперевозками.

    В 1999-м году Андрей Поддубский реализовал свой первый бизнес-проект по организации поставок запчастей к автомобилям ГАЗ в Республику Беларусь в рамках компании «РемАвтоЕвро», находившейся в структуре Белинтертранса. Но тогда ему не хватило решительности, чтобы полностью «окунуться» в собственный бизнес. Официально он по-прежнему являлся финансовым директором Белинтертранса, поэтому личным проектом приходилось заниматься в основном в нерабочее время и выходные. Зато было интересно, и это с лихвой компенсировало чувство усталости. Он впервые почувствовал – «как это увлекательно, когда все зависит только от тебя – от твоего трудолюбия, умения договариваться с другими людьми, точности расчетов. Ну, а трудозатраты – что ж: хочешь больше получить – больше работай»!

    Первый успешный бизнес-проект стал для Поддубского серьезным поводом задуматься о своем будущем. С одной стороны, он был неплохим экономистом-финансистом, его ценили работодатели, работа обеспечивала «достойный» карьерный рост, а с другой – «не хотелось вечно быть хорошим винтиком на своем месте в отлаженном механизме чужого бизнеса и не являться «хозяином своей судьбы. Без собственного бизнеса уже было скучно»!

    Поэтому, начиная с 2001 года, Андрей Поддубский начал искать – чем бы заняться. «Просеял» массу вариантов, среди которых были и организация производства продукции на основе полиэфирных смол, и станция технического обслуживания и даже… проект по выращиванию картофеля! В итоге выбор был сделан в пользу торговли компьютерной техникой. В 2001 году совместно с двоюродными братьями он зарегистрировал первую собственную компанию «ЕвроРеспект», офис которой разместился в крохотной съемной комнатке на улице Комсомольской, где был только стол, стул, дисковый телефон, калькулятор и каталог «Бизнес Беларусь».

    «Звучит смешно, но у компании, которая пыталась выйти на рынок компьютерной техники, сначала даже не было своего компьютера, – вспоминает Поддубский. –Было лишь большое желание и энтузиазм, а стартовый капитал еще предстояло заработать. Наемных работников вначале тоже не было, и все функции – от водителя до бухгалтера – мы распределили между собой». 

    Почти три года бизнес не приносил серьезной финансовой отдачи – все, что удавалось заработать, направлялось на развитие. Только в 2004-м учредители компании впервые направили часть прибыли на дивиденды. Одним словом, бизнес-проект хотя и удовлетворял столь необходимую Поддубскому «потребность в драйве», проблему зарабатывания денег, достаточных для содержания семьи, не решал. Поэтому следующим местом работы Андрея Поддубского стала транспортно-логистическая компания  «Совтрансавто-логистик» (впоследствии – «СТА-Логистик»). Начав с должности наемного финансового директора, к 2005 году он стал соучредителем компании и курировал в ней направление сборных грузов.

    Вскоре в процессе общения с клиентами компании Поддубский заметил, что рост экономик Китая, Индии, Бразилии в начале 2000-х годов привел к тому, что все больше белорусских клиентов стали интересоваться услугами по доставке морских контейнеров из этих стран, и предположил, что этот сегмент рынка в ближайшие годы будет активно развиваться. Между тем, в Беларуси «морем» тогда серьезно никто не занимался. Действующие экспедиционные компании осуществляли перевозки преимущественно автомобилями и по железной дороге, реже – самолетами, тогда как морские перевозки были в зачаточном состоянии.

    Поскольку ни «старших товарищей», ни учебников по этой тематике не было, пришлось учиться на практике. Так Поддубский познакомился с владельцем литовской транспортно-экспедиционной компании, который и посвятил его в «премудрости» рынка морских контейнерных перевозок. И вскоре первые контейнеры с гранитом из Китая для белорусского заказчика пришли через Клайпеду в Минск. Так родилась идея, которая стала основой нынешнего бизнеса Андрея Поддубского.

    «Интерес наших клиентов к морским контейнерным перевозкам начал активно расти в 2005 году, – вспоминает Андрей Поддубский. – Я хотел заниматься развитием этого направления, но при согласовании планов развития на 2006 год, не нашел поддержки в финансировании этой идеи у основного учредителя компании. К тому моменту мои доходы от собственного компьютерного бизнеса уже многократно превышали заработную плату. Поэтому я принял решение начать «морской бизнес» самостоятельно, и буквально на следующий день написал заявление об уходе. А еще через день подал документы на регистрацию собственной компании...»

    Так появился «Фабеас», ставший на тот момент первой и единственной белорусской компанией, основным видом деятельности которой являлась доставка грузов с использованием морского транспорта. Хотя поначалу слово «компания» было явным преувеличением. В своем небольшом офисе Андрей Поддубский появлялся рано утром, либо поздно вечером, чтобы проверить электронную почту или оформить документы. А днем он курсировал по Минску на своем автомобиле, созваниваясь с потенциальными клиентами, назначая встречи и предлагая им новую услугу.

    Первыми регулярными клиентами «Фабеаса» стали компании, импортирующие в Беларусь консервированные продукты питания. Тогда они только начинали массовые поставки из Китая, Индии и Бразилии на белорусский рынок, и собственных логистов в штатах компаний-поставщиков еще не было. Так что «Фабеас» оказался что называется «в нужное время и в нужном месте».

     «Работы и заказов  было много, и мой рабочий день увеличился до 16-18 часов», – рассказывает Андрей Поддубский. – Только за январь-март 2006-го я организовал  доставку около пятидесяти контейнеров. Полученный доход впечатлил»

    Первый успех добавил «драйва», но владелец «Фабеаса» прекрасно понимал, что складывать «все яйца в одну корзину» – уповать на узкий круг даже очень хороших клиентов – нельзя. Каждый вечер он вносил в телефон несколько десятков новых номеров потенциальных клиентов, чтобы на следующий день им позвонить: «Я понял, что получить можно практически любого клиента, пусть и не всегда сразу. Нужна настойчивость – клиента нужно «добиваться», работать с ним и не опускать руки. Один клиент подсчитал, что до момента первой поставки мы говорили с ним по телефону более 100 раз».

    Сейчас в бизнесе Андрея Поддубского задействовано около 50 человек. «Фабеас» превратился в крупный международный транспортно-логистческий холдинг, который, помимо белорусской компании, объединяет латышскую фирму Sunwellи российскую – «Витовт». Сейчас идет завершающий этап работы по открытию компании в Гонконге. При этом все компании холдинга, несмотря на различную юрисдикцию и направления деятельности, имеют общую цель – взаимодействуя и взаимодополняя друг-друга предоставить клиентам максимально полный комплекс логистических услуг, спектр которых сегодня значительно расширился. Морские перевозки уже составляют лишь 30-40% оборота, еще 30% – автомобильные перевозки, остальное – авиа и железнодорожные. Во многом благодаря диверсификации бизнеса, а также вовремя разработанной сбалансированной антикризисной программе компания успешно преодолела периоды кризисов 2008 и 2011 гг.

    «Главное было не поддаться эмоциям – не скатиться в крайности и не сократить все и всех, – рассказывает Андрей Поддубский. – Мы разработали несколько сценариев развития ситуации и свои «контр-меры» на каждый из них, В первую очередь, оптимизировали расходы и отложили чересчур затратные и рискованные проекты. Во-вторых, быстро перераспределили акценты активности на различных рынках. В-третьих, скорректировали мотивацию сотрудников таким образом, чтобы стимулировать их на выстраивание долгосрочных отношений с клиентами, а не пытаться максимизировать прибыль на одной конкретной поставке».

    При этом владелец «Фабеаса», который на своем опыте понял, что любая мотивация работника, в том числе и финансовая, рано или поздно перестает приносить эффект, нашел способ поощрять самых активных и предприимчивых. Любой из сотрудников компании может предложить свой проект и, если он будет признан коммерчески обоснованным, Андрей Поддубский готов на паритетных началах участвовать в его реализации. При этом сотрудник, инициировавший проект, должен сам вложить в него 50% капитала и стать его куратором. Поддержка компании заключается в 50%-ном финансировании и возможности использования корпоративной инфраструктуры и наработок. Если проект окажется успешным, то «под него» даже может быть создано отдельное юридическое лицо. Такая схема дает сотрудникам компании шанс стать полноправными участниками коммерческих проектов и выйти на новый уровень – почувствовать, что такое настоящий собственный бизнес.

    Андрей Поддубский любит говорить: «Боишься – не делай, а делаешь – не бойся»! Если уж решил что-то сделать, то нужно выкладываться полностью, использовать все возможности, искать пути достижения поставленной цели, быть бескомпромиссным и требовательным в первую очередь к себе. Потому что, если жалеть себя и работать «наполовину», то и результат будет такой же – «жалостливый» или «половинчатый». 

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by