DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 20 Фев 2012 11:01

    «Мелкооптовая» приватизация

    Политика приватизации в Беларуси остается неизменной: «штучная» продажа крупных активов и массовая торговля убыточными предприятиями.

    В прошлом году правительство Беларуси удивило заявлением привлечь в страну $6,4-6,5 млрд. прямых иностранных инвестиций (ПИИ), в том числе $3 млрд. – от приватизации. На фоне инвестиционного затишья в предыдущие годы эти планы выглядели чуть ли не вызывающе. Скорее всего, с учетом заметного повышения цен на российские энергоресурсы правительство рассматривало ПИИ, прежде всего, как источник, позволяющий сбалансировать платежный баланс страны в очень непростом для национальной экономики 2011 году.

    Но хотя правительство вроде бы делало все возможное для реализации этого плана, он, тем не менее, был провален. При прогнозе ПИИ на 2011 год в объеме $6,4-6,5 млрд. фактически в страну поступило около $3,8 млрд. А без учета продажи 50% акций Белтраснсгаза – еще меньше: $1,3 млрд., или всего лишь 20% от желаемой суммы. В результате для балансировки платежного баланса правительству пришлось искать другие источники, а именно – новые внешние заимствования.

    Справка «Дела»:

    В общемировом объеме прямых иностранных инвестиций доля Беларуси составляет 0,11%. При этом у нашей страны один из самых низких показателей объема инвестиций на душу

    населения в Восточной Европе: в 2010 году он составлял $577.

    Под давлением госсобственности

    Критикуя министерства и ведомства за низкие темпы привлечения ПИИ (а каждому для них в 2011 году было установлено задание, невыполнение которого грозило персональной ответственностью), вице-премьер Беларуси Сергей Румас признал, что притоку ПИИ в белорусскую экономику помешала доступность внутренних кредитов, в основном льготных. Это, конечно, справедливое замечание. Но есть еще одна, причем, более существенная причина. По мнению многих экономистов, низкие показатели привлечения ПИИ в белорусскую экономику обусловлены, прежде всего, высокой степенью участия государства в экономике.

    Хотя при плане $3 млрд. от приватизации было получено немногим меньше, Сергей

    Румас критично заметил, что в этом нет заслуги правительства. Продажа Белтрансгаза – крупнейшего инфраструктурного предприятия – оказалась вынужденной сделкой, позволившей белорусскому руководству увязать в пакете с продажей акций ГТС льготные ценовые условия на поставку газа в ближайшие три года. Как признался Президент Беларуси, на газовую сделку были также завязаны условия поставки нефти и даже выдача российского кредита под строительство белорусской АЭС.

    Других более-менее крупных сделок с активами белорусских предприятий в прошлом году не было, хотя правительство неоднократно заявляло о необходимости ускорить приватизацию для проведения структурных преобразований в экономике. Без этого, как было заявлено, нельзя сформировать национального собственника и конкурентную среду, а значит создать конкурентную национальную экономику.

    Острая потребность в структурных реформах диктуется изменившимися внешними обстоятельствами. С 1 января 2012 года стартовало Единое экономическое пространство (ЕЭП) Таможенного союза. Страны таможенной «тройки» обязались открыть границы для свободного передвижения товаров и капитала. Следует ожидать, что конкуренция в ЕЭП, к тому же с учетом вступления России в ВТО, заметно обострится. Белорусским предприятиям, привыкшим к тепличным условиям и опеке государства, выдержать эту конкуренцию будет непросто. В отличие от партнеров по ЕЭП в Беларуси госпредприятия формируют до 70% национальной экономики. Доминирование госсобственности уже

    привело к тому, что около половины предприятий страны относятся к категории нерентабельных или низко рентабельных. Именно для того, чтобы дать им шанс на выживание, правительство и пытается максимально ускорить их приватизацию.

    – Чтобы ПИИ активнее приходили в белорусскую экономику, правительство

    страны должно сделать ставку на либерализацию экономики,– считает руководитель отдела содействия торговле и инвестициям посольства Польши в Беларуси Веслав Покладэк. – Не надо бояться рыночных механизмов. Шаги в этом направлении должны быть последовательными, ибо неправильно расставленные акценты или полумеры оставляют весь процесс реформирования под вопросом. Сегодня реформы надо делать быстро. Тем более, что это очень важно для Беларуси. Если она этого сейчас не сделает и не реализует возможности экономической интеграции в ЕЭП, то может превратиться в «черную дыру» в центре Европы.

     

    6 лет ожидания

    Реальная практика свидетельствует о том, что приватизация даже средних предприятий дается руководству страны с большим трудом. Показательной является продажа в прошлом году контрольного пакета (57%) акций Бобруйского машиностроительного завода (БМСЗ) российской инвестиционно-промышленной группе компаний «Гидравлические машины и

    Системы» (ГСМ). Это – мощное финансово-промышленное объединение, выручка которого только за первый квартал 2011 года составила 7,1 млрд. российских рублей, а чистая прибыль – 1 млрд. руб. Депозитарные расписки ГМС торгуются на Лондонской фондовой бирже. В группу входит предприятие «Гидромашсервис» – крупнейший производитель насосного оборудования для нефтегазовой промышленности.

    В свою очередь, Бобруйский машиностроительный завод – один из немногих на территории СНГ производителей центробежных насосов для нефтеперерабатывающей, нефтехимической, горнодобывающей, металлургической и других отраслей промышленности. Профильно он очень близок к группе ГСМ.

    ГМС обсуждала вопрос своего участия в ОАО «БМСЗ» в течение последних 8 лет. Руководство белорусского завода еще в 2005 году планировало привлечь инвестора для реализации инвестпроекта по переоснащению литейного производства. К инвестору предъявлялись два основных требования: вложить деньги в техперевооружение предприятия и сохранить трудовой коллектив. Дочка ГМС – «Гидромашсервис» – была готова инвестировать в развитие белорусского завода более $15 млн., но при этом выставляла встречное условие: получить контрольный пакет акций завода. Однако белорусские власти не были готовы к его продаже.

    В 2010 году правительство попыталось продать госпакет акций БМСЗ на конкурсной основе в рамках «пилотной» программы приватизации. Завод вошел в число пяти акционерных обществ, приватизация которых готовилась Госкомимуществом (ГКИ) совместно с МВФ и Всемирным банком и проводилась с участием профессиональных инвестиционных консультантов. Стоимость чистых активов завода по состоянию на 1 января 2009 года составляла Br34,352 млрд. На продажу выставлялся пакет в размере 50%+1 акция. Согласно условиям конкурса, инвестор был обязан в течение года внести в уставный фонд общества Br15 млрд. и направить их на развитие предприятия, а также сохранить в течение 2 лет имеющийся персонал предприятия.

    Такие конкурсы в 2010 году проводились дважды, но завершились безрезультатно из-за

    отсутствия заявок. Тем не менее, российский инвестор не потерял интереса к Бобруйскому заводу. После неудачи с конкурсной продажей, ГСМ направила в адрес Госкомимущества письмо с просьбой рассмотреть процедуру прямых переговоров по приватизации предприятия. Инвестор отмечал, что предприятию нужны серьезные инвестиции для развития, и выразил готовность обсудить с правительством стратегию его дальнейшего развития и формы привлечения инвестиций.

    Почему россияне не стали покупать акции БМСЗ по конкурсу? Ответ лежит на поверхности: потому что при его продаже было необходимо не только вложить средства в развитие предприятия, но и выложить значительную сумму, в которую госпакет оценивает правительство. Как справедливо заметил глава Госкомимущества Георгий Кузнецов, «фактически мы два раза хотели получить деньги: и в бюджет положить, и еще найти инвестора, который вложит средства».

    Чтобы конкурсные торги впредь были более результативными, ГКИ предложило привлекать инвесторов через дополнительный выпуск пакета акций. В этом случае уплаченные инвестором деньги пойдут не в бюджет, а на развитие предприятия. Именно такой принцип в итоге и был реализован при приватизации БМСЗ. Путем дополнительной эмиссии акций ОАО «Бобруйский машиностроительный завод» российская группа получила 57% в уставном капитале белорусского предприятия. Объем эмиссии составил $9,6 млн., и его полностью выкупила ГМС.

    – Структура состоявшейся сделки позволяет направить средства, инвестированные в акции предприятия, на реализацию масштабной инвестиционной программы, целью которой является создание новых и развитие существующих продуктовых линеек, а также коренная модернизация производственных мощностей БМСЗ, – отметил вице-президент компании «Гидромашсервис» Андрей Наследышев в ходе международной конференции по приватизации, которая прошла в Минске в декабре 2011 года.

    По его словам, на базе БМСЗ будет создан центр по производству современных насосов для нефтехимии и нефтепереработки, в том числе, отвечающих международному стандарту АРI. Интеграция БМСЗ в состав Группы позволит наиболее полно задействовать производственный потенциал завода, форсировать процесс разработки нового поколения насосов и реализовать операционные синергии в производстве, закупках, продажах и

    маркетинге.

    К слову, на мировом рынке насосов с последнее время заметно активизировался процесс концентрации собственности. По мнению Андрея Наследышева, если небольшие компании не будут интегрированы в крупные холдинги, то шансов на выживание у них будет крайне мало. БМСЗ успел интегрироваться в мощную профильную компаний. Теперь у него общая с ГСМ база заказчиков, а использование общих каналов сбыта позволит заводу повысить эффективность продаж.

    Правда, при покупке акций предприятия ГСМ столкнулась с неожиданной проблемой. Инвестор обязан уплатить еще и налог на прибыль (курсовую разницу) в размере $1 млн. По сути, это 10% от уже вложенных в покупку акций средств. Правда, правительство Беларуси пообещало помочь в решении этого вопроса…

     

    Аукционы и конкурсы:

    процесс пошел!

    Даже небольшие дополнительные полномочия, предоставленные правительству, позволили ему, наконец, приступить к системному проведению аукционов и конкурсов. В соответствии с утвержденным планом приватизации на 2011-2013 годы, правительству было поручено в 2011 году провести конкурсы и аукционы по продаже акций 180 АО, в 2012 году – 48 АО, в 2013-м – 16 АО. Правда, Госкомисущество получило право продавать госпакеты акций лишь

    небольших предприятий с численностью работающих до 500 человек. Тем не менее, среди выставленных на продажу госпакетов оказались и достаточно интересные. Их стоимость варьировалась от Br1 млрд. до Br40 млрд.

    Правительство самостоятельно решало, какие предприятия выставить на аукцион, а какие – продать по конкурсу. В соответствии с планом приватизации намечалось продать акции 180 ОАО общей стоимостью Br1,3 трлн. Позже 8 ОАО из этого перечня были переданы Национальному агентству инвестиций и приватизации (НАИП), которое займется их приватизацией в 2012 году совместно с международными консультантами. Были также и другие корректировки, после чего в перечне осталось 168 ОАО.

    В 2011 году на аукционах и конкурсах удалось продать госпакеты 38 ОАО на сумму более Br160 млрд. (около $20 млн.). Поскольку за предыдущие три года у нас были проданы всего лишь 7 из запланированных 155 ОАО, то результат 2011-го можно считать прорывным. Впрочем, такая активность покупателей в немалой степени объясняется резкой девальвацией белорусского рубля, вследствие чего долларовый эквивалент стоимости госпакетов заметно снизился (их начальная цена была установлена по состоянию на 1 января 2011 года). Позже, чтобы не продавать предприятия подешевке, правительство приняло постановление, согласно которому начальная цена продажи госпакета индексируется с учетом инфляции.

    На результативность торгов в 2011 году повлияли также более либеральные правила продажи. С недавнего времени в Беларуси возможны аукционные сделки, даже если на покупку акций претендует только один участник – если он готов купить госпакет не менее чем на 5% дороже начальной цены (раньше требовалось обязательное участие не менее двух претендентов).

    Интересно, что покупателями госпакетов на конкурсах и аукционах стали преимущественно

    белорусские компании, хотя за некоторыми из них, конечно, стоит иностранный капитал. Среди покупателей есть также российские, латвийские компании, совместные предприятия и даже физические лица. Доминирование белорусских покупателей обусловлено, прежде всего, лучшим знанием ситуации и владением большим объемом информации.

    Гораздо активнее инвесторы покупали госпакеты на аукционах, чем на конкурсных торгах. Это и понятно: условия конкурсных продаж, в отличие от аукциона, требуют от нового собственника выполнить ряд дополнительных условий – например, сохранить персонал, профиль предприятия и др.

    Итоги прошлогодних продаж также свидетельствуют о том, что некоторые предприятия не пользовались спросом в первую очередь из-за не совсем понятных для инвестора условий госрегулирования в той или иной отрасли. При этом в минувшем году были куплены 4 убыточных предприятия, а у половины проданных субъектов хозяйствования рентабельность не превышала 2,6%.

     

    Справка «Дела»:

    Два победителя аукционов по продаже госпакетов акций белорусских ОАО, включенных в план приватизации на 2011-2013 годы, отказались в 2011 году покупать долю в уставном фонде предприятий. В частности, ООО «Морозпродукт» отказалось от заключения договора купли-продажи госпакета акций (99% уставного фонда) ОАО «Пуховичский пищекомбинат» за Br12,573 млрд. (около $1,484 млн.). Согласно законодательству, задаток в размере Br1,2 млрд. будет перечислен в доход республиканского бюджета. Кроме того, ГКИ в одностороннем порядке расторгло договор купли-продажи 30% акций (67,734 тысяч штук) ОАО «Борисовский инструментальный завод», заключенный с ООО «Лидеринвест» (Минск), в связи с неоплатой акций покупателем (цена была установлена в размере Br284,9 млн.). Задаток в сумме Br28,5 млн. также перечислен в доход бюджета.

     

    «Штучный подход»

    и новые возможности

    В 2012 году в экономику Беларуси намечено привлечь ПИИ в объеме $3,7 млрд. на чистой основе, в том числе $2,5 млрд. – от приватизации госсобственности. Пока это – лишь декларации. Принципиальных изменений в политике приватизации в Беларуси не ожидается. Продажа крупных предприятий по-прежнему останется в компетенции Президента. Как и раньше, такие сделки будут совершаться в исключительных случаях – под давлением внешних условий или если уж очень понадобятся деньги.

    С 1998 года в Беларуси практически по всем более или менее крупным приватизационным сделкам, а также по отчуждению имущества полномочия сосредоточены в руках Президента. Под процедуру согласования попадают все сделки с имуществом, стоимость которого превышает 10 тыс. базовых величин (1 БВ – Br35 тыс., с 1 апреля 2012-го – Br100 тыс.).

    Госкомимущество давно пытается расширить свои полномочия в этой сфере, но пока тщетно. Сегодня ГКИ может самостоятельно принимать решения по отчуждению объектов недвижимости стоимостью до 5 тыс. базовых величин. Узкие рамки полномочий вряд ли

    позволят приватизационному органу выручить в 2012 году от приватизации $2,5 млрд., как того требует правительство. Тем более, что на этот год правительство включило в план приватизации госпакеты лишь 44 предприятий.

    Кроме того, вполне возможно, что ГКИ придется согласовывать продажу госпакетов региональных ОАО с губернаторами. Это предусмотрено проектом Указа Президента о порядке распоряжения государственным имуществом. Напомним, что в декабре 2011 года именно по предложению губернаторов с торгов были сняты акции 13 предприятий, хотя были инвесторы, готовые некоторые из них купить.

    Конечно, некоторые перспективы у белорусской приватизации без сомнения есть. Но это касается небольших и большей частью убыточных предприятий. Так, в ходе литовского бизнес-форума в Минске в конце ноября начальник отдела регионального развития Национального агентства инвестиций и приватизации (НАИП) Оксана Крупа сообщила, что в 2012 году правительство планирует выставить на торги более 2 тыс. предприятий по цене 20% от их оценочной стоимости. Однако до сих пор эта информация официально не подтверждена.

    Кроме того, участники аукционов в Беларуси получили право объявлять свою цену при покупке активов. Такая норма заложена в постановлении Совета Министров №1782 от 30 декабря 2011 года, которое вступило в силу 1 января 2012-го. Участникам аукциона, согласившимся с объявленной аукционистом ценой, но не согласным со следующей объявленной им ценой, предоставлено право объявить свою цену. Она должна быть выше последней цены, с которой согласились участники аукциона. При этом участники аукциона объявляют свою цену до тех пор, пока не останется только один участник, предложивший наиболее высокую цену, который и признается победителем.

    Упорядочены некоторые нормы законодательства, регулирующего земельные отношения. Так, с 1 января 2012 года госрегистрация права победителя аукциона на земельный участок осуществляется на основании решения местного исполнительного комитета об изъятии земельного участка для проведения аукциона и на основании протокола о результатах аукциона либо о признании аукциона несостоявшимся. То есть, местному исполкому теперь не нужно принимать отдельное решение о предоставлении земельного участка победителю аукциона либо единственному участнику несостоявшегося аукциона.

    В положение о порядке выкупа земельных участков, находящихся в частной собственности, также включена новая норма, согласно которой выкуп земельного участка для госнужд может производиться как за счет средств местного бюджета соответствующей административно-территориальной единицы, так и за счет средств лица, которому предоставляется изымаемый земельный участок. Выкуп земельного участка осуществляется исходя из его кадастровой стоимости либо части кадастровой стоимости, если собственником участка при его приобретении была уплачена часть кадастровой стоимости. Все это облегчает доступ к земле потенциальным инвесторам.

    С другой стороны, ГКИ инициировало законодательные поправки с целью наказания «недобросовестных участников» аукционов и конкурсов. В частности, подготовлены изменения в Указ Президента №232, который регулирует общие подходы и правила проведения аукционов (конкурсов). Предполагается установить дополнительные основания, согласно которым недобросовестным участникам торгов задаток возвращаться не будет. Пока в соответствии с действующим законодательством задаток возвращается. В то же время, как отмечают в ГКИ, бывают случаи, когда на аукцион приходит несколько человек, аукционист объявляет цену объекта, с которой все соглашаются. Но когда объявляется очередная цена, никто из участников карточки не поднимает. В этом случае аукцион считается несостоявшимся. По мнению ГКИ, из-за таких недобросовестных участников аукционов объект порой не могут приобрести заинтересованные покупатели. С целью отсечь категорию незаинтересованных участников торгов будет увеличен и сам задаток – до 20% стоимости предмета аукциона.

     

    Врезка

    Без учета продажи Белтрансгаза, план приватизации в Беларуси в прошлом году выполнен лишь на 20%

     

    В 2011 году на аукционах и конкурсах были проданы госпакеты 38 белорусских ОАО на

    сумму около $20 млн.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by