Delo.by,

    Комментарии 21 Апр 2014 15:45

    Энергетику благословили на реформы

    Суть реформ в белорусской энергоотрасли можно охарактеризовать достаточно коротко: отказ от монополии государства в генерации электроэнергии, но при сохранении госмонополии на транспортировку и сбыт электроэнергии.

    Татьяна Маненок,

    специально для «Дела»

    Президиум Совета Министров Беларуси одобрил концепцию закона «Об электроэнергетике». Цель намеченных трансформаций – постепенный переход к рынку, на котором государственный оператор мог бы покупать электроэнергию не только у объектов генерации «Белэнерго», но и у других источников. Что, по логике, должно оптимизировать стоимость отпускаемой электроэнергии для всех потребителей.

    О том, как нелегко даются правительству реформы в такой монополизированной государством отрасли, как энергетика, можно судить уже по реплике Первого заместителя Премьер-министра Республики Беларусь Владимира Семашко – на недавно прошедшей итоговой коллегии Минэнерго он заметил, что концепция реформирования уже «выдержала» два заседания президиума Совмина.

    От монополии – к конкуренции

    Правительство рассчитывает, что реформа энергосистемы повысит ее эффективность при сохранении надежности и управляемости, а также создаст более благоприятные условия для привлечения ПИИ в отечественную энергетику и поможет диверсифицировать поставки энергоресурсов в страну. Суть  перестройки в белорусской энергоотрасли можно охарактеризовать достаточно коротко: отказ от монополии государства в генерации электроэнергии, но при сохранении госмонополии на транспортировку и сбыт электроэнергии. Концепция предусматривает разделение энергетического хозяйства на конкурентные и монопольные виды деятельности. Конкурентные виды включают производство и продажу электроэнергии, монопольные – ее передачу и распределение. Кроме того, реформирование предполагает создание оптового и розничного рынков электроэнергии и их субъектов.

    «Это общемировая практика для создания прозрачности затрат на производство и передачу электрической энергии. Такие же процессы происходят в странах СНГ, и многие из них уже опережают нас в этом плане»,– пояснял суть предполагаемых изменений замминистра энергетики Беларуси Михаил Михадюк.

    В рамках реформы предусмотрено создание генерирующей компании по производству электроэнергии. Планируется, что в нее войдут 12 крупных станций, которые обеспечивают 95% всей электроэнергии, вырабатываемой белорусской энергосистемой. В дальнейшем намечено создать передающую компанию, и уже известно, что она будет государственной. Еще одно направление в реформировании электроэнергетики – реструктуризация системы энергонадзора. Сейчас эта структура осуществляет надзор, в первую очередь, за технической эксплуатацией электроустановок у потребителей, а не за работой энергосистемы, к тому же пока этот орган находится в подчинении областных энергосистем. В перспективе он будет выведен из состава энергоснабжающих организаций и на его базе создадут госучреждение «Энергонадзор». Из состава областных энергосистем выделят  также электрические сети классом напряжения 220 кВ и выше вместе с  соответствующими подстанциями, после чего на базе РУП «Объединенное диспетчерское управление» (ОДУ) будет создана компания – сетевой оператор.

    «Мы считаем, что надо создать отдельную независимую структуру в составе Минэнерго. Это повысит качество работы этой структуры»,– считает М. Михадюк.

    Под управлением государства

    Белорусская модель реформирования предполагает, что государство сохранит контроль над энергосистемой.

    «Прописано, что станции может строить кто угодно, но энергосети мы никому не отдадим»,– лаконично пояснил В. Семашко на заседании Белорусского энергетического и экологического конгресса в октябре прошлого года. По логике правительства, электросети относятся к естественным монополиям и сохранение их в госсобственности позволит государству определять правила и регламенты распределения и транспортировки электроэнергии к потребителям, а также влиять на надежность электроснабжения.

    «Было бы ошибкой передавать их в частные руки»,– подчеркнул В. Семашко.

    Уже в этом году, выступая на коллегии Минэнерго, он подчеркнул, что Беларусь не пойдет по «чубайсовскому» (то есть, российскому) пути реформ в энергетике, где большое место отводилось приватизации. По его словам, Россия и Украина в процессе реформы совершили эту ошибку, передав в руки частным структурам не только генерацию, но также транспортировку и сбыт электроэнергии. Согласно концепции Закона «Об электроэнергетике» поставку электроэнергии на оптовый рынок будут осуществлять РУП «Белгенерация», Белорусская атомная станция, крупные независимые производители с установленной мощностью энергоисточника 50 МВт и выше. Также на оптовый рынок будет поступать электроэнергия, закупаемая по импорту. Работой оптового электроэнергетического рынка будет заниматься управляющая организация, созданная на базе ГПО «Белэнерго». Право покупать электроэнергию с оптового рынка получат энергоснабжающие организации и крупные потребители электроэнергии при получении электроэнергии по сети напряжением 220 кВ и выше.

    Тарифы выше, чем у соседей

    Между тем, «Белэнерго» еще лет 10 назад был готов к реформам. Тогда концерн подготовил 4 варианта реструктуризации белорусской энергосистемы. Все они преследовали одну цель – создать эффективную структуру, стимулирующую снижение издержек в отрасли. Различались варианты в основном лишь подходами к вопросам приватизации предприятий электроэнергетики. Эта концепция должна была обсуждаться 31 декабря 2003 года на специальном совещании с участием А. Лукашенко, однако в последний момент этот вопрос из обсуждения исключили. В апреле 2012 года правительство вновь вернулось к законопроекту об электроэнергетике. Проект концепции закона обсуждался на президиуме Совмина. Правительство, недовольное качеством этого документа, поручило доработать концепцию в течение месяца. Но затем о нем надолго забыли. Однако проблемы в отрасли за это время никуда не исчезли, а напротив, даже обострились.

    В Беларуси электроэнергия вырабатывается на самом дешевом топливе – природном газе. Парадокс в том, что имея в качестве основы для производства электроэнергии поставляемый из РФ самый дешевый (в сравнении с ценами для других зарубежных потребителей) природный газ, белорусские предприятия платят за электроэнергию 14 центов за кВт*ч, в то время как в Латвии – 12 центов, в Польше – 10 центов, в России – 9 центов.

    Причину власти так и не объяснили. Хотя она на поверхности: белорусским предприятиям приходится оплачивать неэффективность нашей энергосистемы, которую «не пустили в рынок». В Беларуси – единственной среди стран бывшего СССР – энергетика с советских времен сохраняет прежнюю вертикально-интегрированную структуру. Белорусская энергосистема разделена на 6 частей по количеству областей страны. В каждой из областей по территориальному признаку объединены различные по своим задачам и функциям предприятия энергетики, в том числе мощные электростанции и межгосударственные линии электросвязи, а также районные сети и ремонтные бригады.

    При этом энергетическое производство, в отличие от других стран, не разделено по видам деятельности (производство, передача и распределение энергии). Очевидно, что такая структура не нацелена на рост эффективности, поскольку в ней не работают экономические механизмы, стимулирующие снижение затрат, а ценообразование осуществляется по методу «издержки плюс». Энергетики надеются, что реформа позволит внедрить рыночные принципы  и создать новую структуру отечественной энергоотрасли, которая будет построена по принципу горизонтальной интеграции схожих по задачам предприятий, что повысит ее эффективность.

    «Мы должны разделить генерацию, передачу и распределение электроэнергии, чтобы четко видеть затраты, бороться за их уменьшение и добиться в итоге снижения себестоимости электроэнергии и минимальной цены для потребителя»,– подчеркнул В. Семашко.

    Поддержит ли руководство страны предложенные реформы в энергетике – пока неясно. Ведь многие чиновники до сих пор боятся, что любые новации в энергетической отрасли чреваты негативными последствиями для всей экономики. Но даже если концепция и будет поддержана, процесс реформ не будет быстрым.

    «Мы сегодня видим перечень нормативных документов, над которыми должны работать. Таких нормативных документов порядка тысячи (документы, которые нужно дорабатывать для реформы энергетики. – Прим. ред.)»,– отметил первый замминистра энергетики Беларуси Леонид Шенец в конце 2013 года.

    На пути к общему рынку ЕЭП

    Следует отметить, что необходимость реформ в белорусской энергетике подталкивает не только назревшая внутренняя необходимость: ее нынешняя структура не позволяет реально формировать затраты и тарифы по видам деятельности и, как следствие, энерготарифы для предприятий достигли уровня ряда европейских государств. Кроме того, старая структура не позволила энергетике привлечь в прошлом году в отрасль $200 млн. прямых иностранных инвестиций. Эти причины при обострившихся проблемах с внутренним финансированием потребовали от Минэнерго вернуться к идее реформирования белорусской энергосистемы. Подстегивают реформы также и планы таможенной «тройки» создать общий рынок электроэнергии. Основные принципы общего электроэнергетического рынка трех государств ЕЭП уже сформированы и сейчас разрабатывается модель общего рынка.

    Чиновники ЕЭП рассчитывают создать общий электроэнергетический рынок стран «тройки», который сможет полностью обеспечить их потребности, позволить снизить себестоимость и повысить эффективность использования энергомощностей – примерно на 7%, как успела подсчитать Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Общий рынок электроэнергии стран «тройки» предложено создать в 3 этапа.

    На первом этапе предстоит гармонизировать нормативно-правовую базу взаимной торговли, а также разделить еще нереформированные государственные вертикально-интегрированные компании на конкурентные и монопольные виды деятельности (это касается прежде всего Беларуси). Ну и уже на этом этапе ставится задача сформировать правовую базу для создания наднациональных структур управления общим энергорынком.

    На втором этапе, как предполагается, будет открыт доступ к национальным оптовым электрическим рынкам для участников из других стран. Кроме того, на этом этапе необходимо сформировать структуру и механизм управления общим рынком. Более того, в это время должна появиться ассоциация операторов магистральных сетей.

    Финишный – третий этап – предполагает, что национальные рынки интегрируются в общий электроэнергетический рынок. Не исключено, что на этом этапе будет создан оператор по управлению межгосударственными магистральными сетями.

    В принципе, планы создать общий рынок электроэнергии – логическая суть любого экономического объединения. Таким что, можно было бы не удивляться, что такие планы вынашивают и чиновники ЕЭК. Если, конечно, не знать, что сама почва для такой масштабной реформы пока совсем не подготовлена. Самое слабое звено для энергоинтеграции в «тройке» – Беларусь. Среди стран бывшего Советского Союза Беларусь осталась единственной страной, где энергетика сохраняет прежнюю вертикально-интегрированную структуру. Но теперь у белорусского руководства, похоже, выбора нет. Ведь, с одной стороны, оно подписалось под документами о создании ЕЭС, а с другой, хочет, чтобы с 1 января 2015 года ЕЭС стартовал без изъятий и ограничений.

     

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by