DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 1 Июн 2012 0:00

    Мал, да дорог!

    Белорусские банки заинтересовались малым и средним бизнесом

    Еще несколько лет назад белорусские банки практически не воспринимали субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ) в качестве перспективных клиентов. Основная конкурентная борьба на рынке банковских услуг велась за крупных промышленных гигантов, преимущественно из нефтяной сферы, энергетики, пищевой промышленности и других более или менее «благополучных» отраслей. А также – в розничном сегменте.

    Однако теперь ситуация изменилась. Кризис наглядно показал, что государственная промышленность очень подвержена внешним рискам, и что платежеспособность госкомпаний больше зависит от стабильности экспортных поставок, нежели от внутреннего спроса. Население, чьи доходы после девальвации сократились практически вдвое, также «ужалось», и лишь МСБ продемонстрировал завидную (особенно – на фоне текущих экономических проблем) стабильность. Как считают эксперты «Дела», именно поэтому в этом сегменте финансового рынка конкуренция резко обострилась.

    Конкуренция обостряется

    Мотивация банкиров в целом понятна. МСБ – быстрорастущий рынок, и хотя его игроки не могут похвастаться огромными оборотами (обычно банки относят к этой категории предприятия, чья ежегодная выручка не превышает $10 млн.), зато их много, и они очень «живучи»! Добавим сюда еще и большой потенциал. Сегодня, по некоторым оценкам, в малом и среднем бизнесе занято около трети активного населения Беларуси. В развитых странах эта цифра составляет около 50%, так что расти этот сегмент будет очень значительно. В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь, к 2015 году доля малого и среднего предпринимательства в ВВП страны должна составить не менее 30%. Но главное – даже не это.

    – В отличие от крупного, малый и средний бизнес – это диверсификация кредитных рисков для банка, – говорит Дмитрий Истомин, начальник Управления финансирования малого бизнеса ЗАО «МТБанк». – Все-таки возможность банкротства десяти небольших предприятий одновременно – гораздо менее вероятна, чем одного крупного. То же самое можно сказать и о риске потери клиента. К тому же, работа с МСБ – это разумный баланс затрат и доходности. Понятно, что легче сопровождать одного большого клиента, нежели 10 небольших компаний, но зато крупному клиенту легче «отжать» банк на снижение тарифов или ставок. А субъектам МСБ, прежде всего, важна скорость. Иногда они даже готовы заплатить чуть дороже, поскольку кредит им нужен «вчера».

    Более высокую маржинальность работы с малым и средним бизнесом отмечают представители практически всех банков. Хотя и говорят о том, что времени такие клиенты также отнимают намного больше.

    – Проблем с таким клиентами довольно много, – рассказывает Владимир Русин, директор Департамента среднего и малого бизнеса ЗАО «Альфа-Банк». – Им часто не хватает залогового обеспечения, поскольку многие из них работают по «упрощенке» и обходятся без полноценного финансового учета, сотрудникам банка бывает сложно оценить перспективы их инвестиционных проектов. Так как у них часто нет собственного финансового менеджмента и опыта работы с банками, то подготовка документов, необходимых для выдачи кредита, отнимает много времени, а скорость прохождения этих документов в банке – значительно ниже, чем обычно. С другой стороны, МСБ – это, как правило, частный бизнес, с которым мы можем говорить на одном языке. А значит, такое сотрудничество имеет больше шансов выйти на уровень партнерства.

    Судя по всему, такое партнерство интересует большинство банков. Еще недавно основными игроками в этом сегменте были небольшие банки «второго эшелона» – как правило, с иностранным капиталом, продвигавшие продуктовые линейки и кредитные линии ЕБРР и других международных финансовых организаций. Сейчас в эту борьбу включились крупные кредитные учреждения – например, Белгазпромбанк, белорусские «дочки» Сбербанка, Росбанка, Внешэкономбанка и др. Располагая обкатанными в материнских структурах кредитными продуктами, технологиями работы с МСБ и хорошим фондированием, они начали активно наращивать свои доли в этом сегменте.

    – На 1 января 2012 г. удельный вес задолженности субъектов малого и среднего бизнеса в общем объеме кредитного портфеля нашего банка составил 21%, – подтверждает Олег Коробьин, директор Департамента обслуживания клиентов ОАО «Банк БелВЭБ». – Причем, в этом сегменте наблюдается постоянный рост – ежемесячно нашими клиентами становятся около 300 представителей МСБ. В соответствии со стратегией развития банка в 2012 году нами предусмотрено увеличение кредитного портфеля МСБ в 2,2 раза, несмотря на усиливающуюся конкуренцию.

    В свою очередь БПС-Сбербанк в 2011 году увеличил кредитный портфель малого и среднего бизнеса на 64,6% – до Br2,06 трлн. При этом доля МСБ в корпоративном кредитном портфеле банка составила 17%, а количество кредитующихся компаний превысило 2 тыс. Как правило, у основных игроков этого рынка доля МСБ в кредитном портфеле составляет не менее 15-20% и имеет явную тенденцию к росту. Так что, судя по эти цифрам, конкуренция в сегменте МСБ в ближайшие годы обещает быть еще более «жаркой».

    Быстро и дешево

    Малый и средний бизнес – это специфическая категория клиентов. Опрос 2 тыс. предпринимателей – представителей российского малого и среднего бизнеса, проведенный в сентябре 2011 года Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в 8 федеральных округах, показал, что главным фактором при выборе банка-кредитора для них являются финансовые условия – процентные ставки, срок кредита, комиссии и т.д. (46% опрошенных). Далее идут – надежность банка (37%), опыт его работы на рынке кредитования МСБ (13%), оперативность принятия решения о выдаче кредита (10%) а также доверительные отношения с банком и личные контакты (10%).

    В нашей стране, скорее всего, предпочтения небольших компаний – аналогичные, разве что вопрос цены, с учетом дефицита ресурсов, не является основным. Что касается кредитных продуктов, то, как говорят банкиры, наиболее часто этой категорией клиентов востребованы: финансирование текущей деятельности, кредиты на приобретение недвижимости и реализацию небольших инвестпроектов, а также услуги лизинга и факторинга.

    – Чаще всего таких клиентов интересует финансирование в пределах Br1-3 млрд., хотя разброс запросов очень широк – встречаются заявки и на Br50 млн., и на Br10 млрд., – отмечает Владимир Русин. – При этом оборачиваемость траншей по таким кредитам обычно очень высока и не превышает 90 дней.

    Понятно, что банки заинтересованы в таких клиентах и часто идут им навстречу в решении проблемы залога. По словам Олега Коробьина, в качестве обеспечения по кредиту часто принимаются оборудование, транспорт, недвижимость, товары в обороте, в том числе принадлежащие третьим лицам – партнерам заемщика по бизнесу. Залогом также может быть даже личный автомобиль, а в ряде случаев кредиты могут предоставляться и без залога – под поручительство,либо с использованиемстрахования риска невозврата кредита.

    Популярной в сегменте МСБ услугой становится овердрафт. Преимущества такой формы кредитования заключаются в том, что клиенту не приходится контактировать с банком при необходимости получения очередной суммы кредита. При необходимости он может, не выходя из офиса, проводить платежи через систему Клиент-Банк в пределах установленного для него кредитного лимита. В дальнейшем погашение происходит автоматически при поступлении денег на счет. Еще одним существенным преимуществом этого продукта является возможность предоставления кредита без обеспечения.

    Как говорят банкиры, спрос малого и среднего бизнеса на кредитные ресурсы в прошлом году заметно сократился. В условиях, когда потребители заметно сократили закупки, а ресурс повышения цены – был практически исчерпан, использовать очень дорогие
    кредиты стало невыгодно и даже опасно. Но сегодня спрос постепенно восстанавливается. А в ряде отраслей, таких как производство пищевых продуктов, торговля, транспорт, обрабатывающая промышленность и др., он даже превысил докризисные значения.

    – С начала текущего года, когда девальвационные ожидания бизнеса уменьшились до разумных пределов, появилась тенденция «переворачивания» дорогих рублевых кредитов в валютные, – говорит Дмитрий Истомин. – Ставки на валюту хотя и несколько увеличились, но остались на приемлемом уровне. Наш банк это ощутил особенно сильно, поскольку, в отличие от большинства банков, мы не вводили ограничений на финансирование в валюте клиентов, не имеющих валютной выручки. Это дало нам возможность резко увеличить свой кредитный портфель.

    Валютные кредиты, действительно, стали для МСБ большой отдушиной в условиях гигантского спрэда между рублевым и валютным финансированием. Правда, во втором полугодии доступ к таким ресурсам может усложниться, поскольку Нацбанк собирается обязать банки, осуществляющие валютное кредитование, создавать дополнительные резервы. Конечно, это не заставит банки полностью отказаться от выдачи таких кредитов, но они могут заметно подорожать.

    Резюмируя

    В целом, несмотря на интерес банков к сегменту МСБ, доступ этой категории предпринимателей к кредитным ресурсам по-прежнему затруднен. По некоторым данным, сегодня кредитуются в банках не более 10% малых и средних компаний. Частично эту проблему попыталось решить государство – облисполкомы и Минский горисполком, следуя рекомендациям правительства, уже давно осуществляют частичное погашение банковских процентов при кредитовании проектов МСБ, значимых для региональных и столичной экономик.

    Например, в прошлом году, по данным Управления предпринимательства и лицензирования комитета экономики Миноблисполкома, финансовую поддержку со стороны Администрации области получили 19 предприятий малого и среднего бизнеса. Им была оказана помощь в виде субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами в размере 0,5 ставки рефинансирования на общую сумму Br5,2 млрд. Однако только в столичном регионе сегодня зарегистрировано 378 субъектов среднего и свыше 45,2 тыс. субъектов малого предпринимательства. Так что оказанная им господдержка – капля в море.

    Как говорят банкиры, было бы намного эффективнее, если бы вместо субсидий государство создало гарантийный фонд, который взял бы на себя риски невозврата кредитов в сегменте МСБ. По предварительным оценкам, для этого понадобилось бы не более $200-300 млн., и даже 15-20% невозврата гарантировали бы мультипликативный эффект роста в этом сегменте кредитования не менее чем в 5-6 раз! Кстати, нечто подобное собираются внедрить в Казахстане. Там, согласно подсчетам банкиров, такой фонд в объеме $300 млн. даже при пессимистичном развитии событий позволит привлечь для МСБ $1 млрд. дополнительного долгосрочного финансирования. Это отличный пример для белорусского правительства, и намного более полезное для малого бизнеса начинание, чем многочисленные программы по его развитию.

     

    Справка «Дела»:

    В странах СНГ ситуация с кредитованием малого и среднего бизнеса не является однородной. Так, в России, в 2011 годубанки активно наращивали свои кредитные портфели в сегменте МСБ.По данным агентства «РБК Рейтинг», крупнейшим игроком здесь, причем с большим отрывом от других участников рынка, как по объему портфеля, так и по количеству выданных кредитов, является Сбербанк. На 1 июля 2011 года этим банком в сегменте МСБ было выдано кредитов на 545,5 млрд. российских рублей. В тройке лидеров также: «Уралсиб» – около 76,5 млрд. руб. и «ВТБ 24» – 64 млрд.

    В Украине практически все банки с началом кризиса прекратили активное кредитование малого и среднего бизнеса. В результате в этом сегменте сформировался огромный неудовлетворенный спрос, и большинство экспертов ожидают его бурного роста. Если экономика Украины покажет высокие темпы роста, то прирост объемов кредитования МСБ может достичь 10-15% в целом по системе, считает Антон Новосельцев из VAB Банка. Пока эти прогнозы подтверждаются: в начале 2011 года в портфелях большинства крупных финансовых учреждений Украины доля кредитов МСБ не превышала 10%, а уже к концу года активно кредитующие банки увеличили свои портфели МСБ на 50-60%.

    А вот в Казахстане этот сегмент пострадал сильнее всего. За последние три года доля МСБ в кредитовании банками сократилась здесь на 37%.По итогам 8 месяцев 2011-го объем кредитов, выданных МСБ банковским сектором, сократился на 35 млрд. тенге, а его доля в кредитном портфеле упала с 22% в 2009 году до 16% на 1 сентября 2011-го. При этом процентная маржа – т.е. средняя ставка между привлечением ресурсов и выдачей займов для МСБ – в Казахстане очень высока и составляет 800-900 базисных пунктов. Это подтверждает тот факт, что казахские банкиры воспринимают малый бизнес в качестве заемщика, подверженного максимальному риску.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by