Кристина Рыбик, «Дело»,

    Комментарии 1 Июн 2013 0:00

    Кнут и… еще раз кнут?

    За последние годы штрафов и санкций в отношении белорусского бизнеса стало меньше. Но рецидивы «экономической инквизиции» все-таки встречаются

    В Беларуси контрольная и надзорная деятельность, которую проводят госорганы в отношении бизнеса, чаще всего ассоциируется со штрафами и санкциями. Нам все еще далеко до Канады, Латвии или Польши, где созданы гибкие и необременительные для бизнеса системы контроля, благодаря чему удалось сформировать очень благоприятную деловую среду. Даже после выхода Директивы №4, длительные проверки и штрафы – бич для белорусского бизнеса. В 2007 году Исследовательский центр ИПМ провел опрос предпринимателей, который показал, что проверки и штрафы – вторая по значимости (после налогообложения) проблема для предпринимателей. Эксперты «Дела» говорят, что ветер либерализации немного подул над Беларусью и… унесся в соседние страны.

    «Без бумажки ты – букашка»

    Летом 2004-го года у компании «Интеллект», которую возглавлял Сергей Варивода, конфисковали 59 новых автомобилей ГАЗ. Причем они были изъяты за правонарушение, которое… совершило другое юридическое лицо – автостоянка, где хранились те самые машины. По мнению Комитета госконтроля, чью позицию поддержал и Хозяйственный суд, фирме не доставало одной бумаги – товарно-транспортной накладной.

    Еще один пример того, как дорого может стоить бизнесу отсутствие всего одного документа, привел Анатолий Шумченко, председатель РОО «Перспектива». Одна небольшая компания поставляла в Беларусь из России чай и кофе. Во время одной из поставок у экспедитора не оказалось какого-то документа, и фирме вменили в вину незаконную предпринимательскую деятельность, а также штраф в размере… $100 тыс., хотя вся партия товара оценивалась в $1200. В том конкретном случае предпринимателю все-таки удалось «отбить» санкции, но суть осталась той же.

    Представители IFC*, которые анализируют бизнес-климат в Беларуси, неоднократно подчеркивали, что количество проверок в нашей стране слишком велико, штрафы – значительны, их размеры часто не соответствуют тяжести совершенных правонарушений, а административные санкции не всегда обоснованы. По мнению экспертов IFC, около10% штрафов, которые применяются в Беларуси, примерно в пять раз выше аналогичных наказаний, применяемых в России.

    К тому же в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП) штрафные санкции описаны весьма расплывчато. Например, статья 9.17 КоАП гласит: «Нарушение требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах, работодателем, лицом, ответственным за их соблюдение, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо – до 300 базовых величин». Выходит, что чиновник должен определять размер наказания самостоятельно. Правда, не так давно произошли некоторые подвижки: сейчас все контрольные органы, которые проводят проверки, подписывают акт, который передается в суд, и уже там решается, какой размер штрафа получит организация.

    «Мы неоднократно говорили, что штрафы и санкции в Беларуси несоразмерны нарушениям, – считает Анатолий Шумченко. – К тому же, контролирующие органы при первой возможности стараются выписать максимальные штрафы. На мой взгляд, многие из них надуманные. Например, от 20 до 50 базовых величин за не выданный покупателю чек! Необходимо создавать условия, стимулирующие развитие бизнеса, будь то ИП, малый или средний бизнес. Нужно переходить от карающей к предупредительной системе»

    «Недолиберализация»

    По словам экспертов «Дела», еще 2-3 года назад штрафы и санкции в Беларуси носили по-настоящему «инквизиционный» характер. Сегодня практика в этой сфере стала несколько ближе к здравому смыслу, но далеко не либеральной. Применение излишних или необоснованных штрафов все еще встречается довольно часто.

    «Изменения к лучшему произошли в течение двух  последних лет, после выхода Директивы №4, хотя выполнена она далеко не полностью, – говорит председатель РОО «Белорусская научно-промышленная ассоциация» Александр Швец. –Либерализация наказаний, связанных с осуществлением экономической деятельности, нужна предпринимателям, но еще больше она важна для государства».

    Сегодня о плановых проверках предприятия узнают заранее, но дамокловым мечом остались проверки встречные. А это – проблема, поскольку очень сложно оценить «подноготную» своих партнеров по бизнесу. Например, узнать – были ли у них какие-либо административные нарушения, и какие «скелеты» спрятаны «в шкафу» контрагентов.

    «Меня настораживает еще один момент, – продолжает Александр Швец, – Если по тем или иным причинам, в том числе объективным, налоговые органы недобирают планируемые объемы сборов, то их сотрудникам говорят: «Вас же целая армия, идите и собирайте доходы»! Я это воспринимаю как призыв к ужесточению санкций: «активнее придирайтесь и собирайте штрафы».

    Плати налоги и спи спокойно!

    Разумеется, штрафы взимаются за правонарушения, поэтому однозначно говорить о «несправедливости» их начисления нельзя. Несмотря на несправедливость, допущенную  со стороны контролирующих органов по отношению к своему бизнесу, Сергей Варивода считает, что по некоторым пунктам в Беларуси очень либеральное законодательство. По его мнению, за налоговые правонарушения надо карать гораздо строже. И во многих странах штрафы за такого рода правонарушения значительно выше, чем в Беларуси.

    «Я считаю, что у предпринимателя есть социальный долг. Кроме ведения бизнеса и предоставления рабочих мест, – это уплата налогов, – говорит Сергей Варивода. – За нарушения налогового законодательства, на мой взгляд, ответственность в нашей стране – недостаточная, поэтому мы имеем большой объем теневого бизнеса, который мешает развиваться бизнесу легальному. Пока мера ответственности  не стимулирует платить налоги, расчетливому предпринимателю проще уплатить штраф».

    Слова нашего эксперта косвенно подтверждает официальная статистика. Так, по данным Минской городской налоговой инспекции, средняя заработная плата в предприятиях сферы бытового обслуживания белорусской столицы за прошлый год составила Br1 млн. 342 тыс. В связи с этим возникает резонный вопрос, платят ли эти предприятия налоги в полном размере?

    На вопрос: реально ли сегодня повторение ситуации, с которой он столкнулся в 2004 году, Сергей Варивода отвечает, что это маловероятно. Поскольку власть уже поняла, что драйвером экономического роста может быть только бизнес. Отсюда и планы по увеличению доли МСБ в ВВП до 30%, а без благоприятной предпринимательской среды и модернизации «карающей» системы это маловероятно. По мнению представителей бизнеса, либерализация законодательства, регулирующего экономическую деятельность, должна продолжаться. Прежде всего, в части исключения из КоАП наиболее одиозных статей и переходу к наказаниям исключительно за умышленное отклонение от уплаты налогов или таможенных платежей.

     

    IFC* (International Finance Corporation) –Международная финансовая корпорация

     

    Справка «Дела»

    Согласно утвержденному Указом Президента №332 от 26 июля 2012 г. перечню, в Беларуси работают 58 контролирующих и надзорных органов республиканского уровня. В их числе – органы финансового контроля, надзорные органы, а также ведомственный контроль. По данным Комитета государственного контроля РБ, ежегодно в стране проверяется около 7% субъектов хозяйствования (имеются в виду плановые проверки без учета оперативной деятельности). В среднем по стране доля проверок, по которым не выявляются нарушения законодательства, составляет лишь около 10%. Согласно утвержденным планам проверок, в 2013 году их количество по отношению к 2012-му должно сократиться примерно на 20%.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by