DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 1 Июн 2012 0:00

    Золотая жила белорусского нефтепрома

     Нефтяная отрасль была и остается кормилицей не только для белорусского бюджета, но и для частных нефтяных компаний, получивших доступ к «трубе».

    Татьяна Маненок, специально для «Дела»

    В прошлом году Беларусь экспортировала 15,6 млн. тонн нефтепродуктов на $12,5 млрд. Причем, благодаря беспошлинной поставке нефти из России, заметно увеличились физические объемы экспорта – на 39,2% по сравнению с 2010 годом. А в стоимостном выражении нефтяные дивиденды оказались еще более внушительными. Экспорт белорусского горючего вырос беспрецедентно – в 1,9 раза, или на $6,1 млрд.! Кроме того, поразительно вырос и экспорт «родственной» нефтехимической продукции – например, растворителей и разбавителей. По данным таможенной статистики, их экспорт увеличился в 9,9 раза и достиг $1,4 млрд.

    Заметим, что весь белорусский экспорт в прошлом году увеличился «всего» на 62,6%, и составил $41,1 млрд. Следовательно, страна опять прочно «подсаживается» на нефтяную «иглу», что вряд ли положительно скажется на развитии экономики в целом.

    По чужим правилам

    Подписав базовые соглашения по созданию ЕЭП в рамках таможенной «тройки», Беларусь с 1 января 2011 года получила от России то, чего так долго добивалась: беспошлинную нефть. При этом страна обязалась перечислять в российский бюджет 100% экспортной пошлины

    на произведенные из этой нефти нефтепродукты при их экспорте за пределы Таможенного союза.

    Но даже эти условия обещали белорусским нефтепереработчикам небывало высокие дополнительные доходы – по некоторым оценкам, в размере $100-120 с каждой тонны. Естественно, что российские поставщики нефти возмутились тем, что дивиденды от ее переработки получат исключительно белорусы и потребовали для себя равных с ними доходов. А чтобы справедливо поделить нефтяную маржу, предложили ввести либо квоту на переработку давальческой нефти в Беларуси, либо повысить премию к цене поставляемой в страну нефти.

    После долгих и напряженных переговоров белорусская сторона вынуждена была согласиться на второй вариант. В результате премия для российских нефтяных компаний была повышена в 4 раза и по итогам 2011 года в среднем составила около $46 за тонну, а нефтяные бонусы белорусских нефтетрейдеров и переработчиков заметно снизились. Однако причиной этого стала не только высокая премия в цене импортируемой нефти (кстати, белорусская сторона расценила ее как деформированную пошлину, что противоречит сути Таможенного союза), но и новая налоговая политика в нефтяной отрасли России, которую в соответствии с российско-белорусскими договоренностями теперь зеркально должна была перенимать и Беларусь.

    Еще в начале 2011 года пошлина на светлые нефтепродукты составляла 67% от экспортной пошлины на нефть, а на темные – 47%. Но уже с 1 мая 2011 года Беларусь следом за Россией вынуждена была ввести фактически запретительную экспортную пошлину на бензины – 90% от нефтяной! Кроме того, с 1 октября 2011 года Россия в попытке стимулировать развитие собственной нефтепереработки ввела новый режим налогообложения – по формуле «60-66». В результате экспортная пошлина на нефть снизилась примерно на 7%, но при этом увеличилась пошлина на нефтепродукты – с 55% до 66% от нефтяной с одновременным выравниванием пошлины на светлые и темные продукты.

    Беларусь вынуждена была синхронно принять аналогичный режим. В результате «дельта» между пошлинами на нефть и нефтепродукты – на чем, собственно, и зарабатывала белорусская «нефтянка» – заметно сократилась. Новая налоговая политика заметно увеличила долю российской маржи при распределении нефтяных дивидендов от переработки российской нефти. Если по итогам первого полугодия 2011 года Беларусь перечислила в российский бюджет $1,2 млрд. экспортных пошлин на нефтепродукты, то во втором полугодии – уже $1,87 млрд., а всего по итогам 2011 года – $3,07 млрд.

    Кто зарабатывает на «черном золоте»?

    Нефтепереработкой в Беларуси занимаются два белорусских НПЗ – Мозырский и «Нафтан», а также «Белоруснефть», ЗАО «Белорусская нефтяная компания», «Гомельтранснефть Дружба», УП «Белорусский нефтяной торговый дом», а еще – частные компании-резиденты, которым правительство ежемесячно выделяет (или не выделяет) квоту на переработку нефти на белорусских НПЗ. Участвуют в дележе нефтяного «пирога» и российские компании, которые в прошлые годы перерабатывали около 50% всего объема поставляемой в Беларусь российской нефти. Но в 2010 и 2011 годах российские компании не перерабатывали нефть на белорусских НПЗ, поскольку при сложившихся условиях ее поставки и переработки этот бизнес был для них убыточным. В немалой степени – из-за позиции концерна Белнефтехим, диктовавшего российским компаниям политику продаж нефтепродуктов на внутреннем и внешнем рынках.

    Сейчас на белорусском рынке представлены такие российские компании как «Газпром нефть», ТНК-ВР, «Лукойл», «Роснефть» и «Татнефть». Они имеют в нашей стране собственные сети АЗС. Чтобы обеспечить их топливом, еще недавно российским компаниям приходилось покупать его по оптовым ценам у ПО «Белоруснефть» – единственного оператора оптового рынка и собственника около 2/3 отечественных АЗС.

    Несмотря на временное отлучение от переработки, интерес к давальческим схемам у российских компаний остался. Ведь белорусские НПЗ, по сравнению с российскими, лучше модернизированы и способны производить моторное топливо европейских стандартов – Евро-4 и Евро-5. Они расположены относительно недалеко от границ, что позволяет наладить оптимальную логистику для экспорта нефтепродуктов в Украину, Польшу, а также через латвийские, литовские и эстонские порты. Но возобновить давальческую переработку российские компании соглашались лишь при условии, что концерн Белнефтехим позволит им свободно распоряжаться своим продуктом, и не будет диктовать – сколько топлива та или иная компания может экспортировать, а сколько должна поставить на внутренний рынок.

    Как правило, торговлей нефтепродуктами в Беларуси занимаются дочерние структуры российских нефтяных компаний: «Лукойл-Белоруссия» (материнская структура – НК «ЛУКОЙЛ»), «Белросальянс», (Группа «Альянс»), «ТНК-БиПи-Запад» (ТНК-ВР), «Татбелнефтепродукт» (Татнефть), «Газпромнефть-Белнефтепродукт» (Газпромнефть), «Славнефтехим» и «ИтераБелнафта» (НГК «ИТЕРА») и др. Лицензии в Беларуси также имеют компании, созданные с участием казахстанского капитала – «БелКазМунайГаз» и «БелАстана».

    Кроме россиян, такие лицензии имеют и другие частные операторы – компании с белорусским или совместным капиталом: «Трайпл», «Трайпл-энерго», «Белнефтегаз», «Неонафта», «Нефтехимтрейдинг», «Астротрейдинг», «Юнивест-М», «Юнис ойл», «Сырьевые ресурсы-Бел», «Юнайтед Компани», «Интерсервис», «БелТрансОйл». Как отмечают в концерне Белнефтехим, несмотря на достаточно сложные условия поставок нефти и экспорта нефтепродуктов, а также на убыточность внутреннего рынка, количество нефтетрейдеров в Беларуси в прошлом году не только не снизилось, а напротив – увеличилось примерно на 20%.

    «Горячий» старт

    Для многих компаний, работающих в Беларуси и имеющих доступ к российской нефти, этот бизнес стал хорошей стартовой площадкой. Например, компания «Юнивест-М» несколько лет занималась в Беларуси лишь давальческой переработкой нефти. Сейчас она представлена на нашем рынке несколькими компаниями, среди которых – иностранное

    предприятие «Юнивест-М» и СООО «ЮнивестСтройИнвест».

    «Юнивест-М» – уже не только крупный поставщик, переработчик и экспортер нефтепродуктов, но и один из крупнейших операторов на белорусском рынке недвижимости. Компания сравнительно недавно вышла на строительный рынок Беларуси и за короткий срок превратилась в одного из самых крупных частных инвесторов и застройщиков.

    При этом компания и дальше планирует развивать свой нефтяной бизнес. По имеющейся у «Дела» информации, сейчас она обсуждает возможность поставки на Мозырский НПЗ дизтоплива для его дальнейшей переработки на новой установке гидроочистки. В декабре 2011-го Мозырский НПЗ запустил в эксплуатацию эту установку мощностью 3 млн. т. и стоимостью около $250 млн. Это позволило предприятию перейти на выпуск дизтоплива, соответствующего экологическим требованиям Евро-5 и выше.

    Кстати, еще несколько лет назад реализовать этот проект Мозырский НПЗ планировал «на паях» с «Юнивест-М». В 2005 году стороны договорились о стратегическом партнерстве в реализации проекта и намеревались на паритетных условиях участвовать в его финансировании, для чего предполагалось создать простое товарищество. Однако позже наблюдательный совет ОАО «Мозырский НПЗ» решил расторгнуть договор с ИП «Юнивест-М». Сразу после этого российская компания «Славнефть» направила в концерн Белнефтехим свои предложения по участию в строительстве комплекса. Однако и это предложение не было принято – НПЗ построил установку самостоятельно.

    Стимулы для игроков

    В 2012 году правительство Беларуси изменило политику в отношении давальческой переработки нефти. 15 декабря 2011 года в Москве концерн Белнефтехим, Мозырский НПЗ, «Нафтан» и главы компаний-поставщиков нефти в Беларусь («Газпромнефть», «Лукойл», «Роснефть», «Сургутнефтегаз» и ТНК-ВР) подписали протокол о согласовании условий поставок российской нефти в Беларусь в 2012-2015 годы.

    Этот документ закрепляет переход на новую формулу ценообразования для нашей страны – то, чего так долго добивалась белорусская сторона. По сути, он предусматривает принцип паритетного раздела дополнительных доходов от разницы экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты для белорусских и российских нефтепереработчиков. Вследствие сокращения дельты между пошлинами на нефть и нефтепродукты, а также в ожидании высокой волатильности нефтяных цен стороны договорились в 2012 году пропорционально разделить не ожидаемую прибыль от экспорта нефтепродуктов, а согласованный для переработки в Беларуси объем российской нефти.

    Поскольку условия нового нефтяного соглашения делают белорусский внутренний рынок более привлекательным для иностранных операторов, это может стимулировать рост конкуренции как на внутреннем, так и на внешних рынках. Но пока внутренний рынок автомобильного топлива не приносит таких дивидендов, как зарубежный, и вряд ли на нем следует ожидать роста активности частных компаний.

    А вот ожидать усиления конкурентной борьбы белорусских и российских компаний за привлекательный украинский рынок, где цены на моторное топливо достигли европейского уровня, скорее всего, следует. Сейчас нефтепродукты в Украину поставляют российские, белорусские, литовские, польские, румынские и компании из других стран. Но самым прибыльным и выгодным этот рынок остается для белорусских поставщиков, учитывая льготную цену для нас российской нефти и оптимальную логистику поставок топлива. В 2011 году Беларусь стала крупнейшим игроком на нефтерынке Украины – отечественные компании поставили в эту страну 2,8 млн. т. нефтепродуктов. И, кстати, доля нефтепродуктов в общем объеме белорусского экспорта в Украину составляет около 65%. Основной объем поставок нефтепродуктов в Украину приходится на два белорусских НПЗ, ПО «Белоруснефть», а также дочернюю структуру холдинга «Трайпл» Юрия Чижа – компанию «Трайпл-Энерго».

    Белорусские экспортеры имеют долговременные планы в отношении украинского рынка и проводят там достаточно активную маркетинговую политику. Так, «БНК-Украина» заключила долгосрочные договоры с украинскими сетями АЗС –  ОККО и WOG – и собирается перейти на мелкооптовую реализацию нефтепродуктов. А «Трайпл» в 2012 году намерен удвоить поставки нефтепродуктов на украинский рынок – до 160-200 тыс. т. в месяц. Ожидается, что в целом в этом году экспорт белорусских нефтепродуктов в Украину

    может вырасти на 22% – до 3,4-3,5 млн. т. Тем более что ТНК-ВР, владеющая крупнейшим украинским НПЗ в Лисичанске, временно закрыла его на капитальный ремонт, переориентировавшись на давальческую переработку на Мозырском НПЗ и экспорт белорусских нефтепродуктов в Украину. Таким образом, похоже, что скоро белорусские поставщики автомобильного топлива столкнутся на украинском рынке со своими российскими партнерами по переработке нефти на отечественных НПЗ, которые в этом случае станут конкурентами.

    Так как российские нефтяные компании в 2010-2011 годах не работали по давальческим схемам с белорусскими НПЗ, то и не могли развивать свои сбытовые сети в Украине за счет поставок туда нефтепродуктов белорусского производства. Но уже с 2012 года они вернулись на давальческую переработку в Беларусь. Теперь «Газпром нефть», «Лукойл» и ТНК-ВР могут претендовать и на украинский рынок. Они уже занимаются розничными продажами в Украине, и поставлять топливо с Мозырского НПЗ (совладельцами которого они, кстати, являются) на соседний рынок им выгодно.

    Тем более что ТНК-ВР принадлежит 150 АЗС в 13 регионах Украины. В 2012 году украинский рынок начинает осваивать и «Газпром нефть». Компания планирует приступить к розничным продажам нефтепродуктов в Украине по франчайзинговой схеме, что позволит ей минимизировать административные риски и при этом активно наращивать сеть АЗС за счет небольших операторов. Бензин и дизтопливо компания собирается поставлять в Украину с Мозырского НПЗ, где ей на паритетных началах с ТНК-ВР принадлежит 42,5% акций.

    Достаточно широко представлена в Украине и розничная сеть компании «Лукойл». Она охватывает 24 региона Украины, где у российской компании более 280 АЗС. Раньше она поставляла нефтепродукты на свои АЗС с Одесского НПЗ. Однако он был остановлен более года назад по техническим причинам, и «Лукойл» был вынужден закупать нефтепродукты у украинских производителей. Теперь компании также выгодно перейти на схему поставки топлива в Украину с белорусских НПЗ.

    Подводя итоги можно сказать, что нефтетрейдерство и переработка в 2012 году для участников белорусского рынка стали намного доходнее, чем в 2011-м. Пока на этом рынке хватает места всем игрокам, как российским, так и белорусским. Но в некоторых сегментах – например, на украинском направлении – их интересы могут столкнуться уже в ближайшей перспективе. Еще одним фактором, который довлеет над участниками рынка, являются гипотетически возможные санкции со стороны ЕС в отношении ряда белорусских операторов. Впрочем, по мнению экспертов «Дела», обойти такие санкции, если, конечно, они не будут глобальными (т.е. приняты в отношении всего белорусского экспорта нефтепродуктов), большого труда не составит.

     

    ТОП 12 импортеров белорусских нефтепродуктов в Украину, тыс. т.

    Компания

    2 месяца 2011

    2 месяца 2012

    2011

    «Континиум»

    53

    57

    609

    «Галнафтогаз»

    70

    86

    548

    «Альянс-Украина»

    6

    30

    175

    «БНК-Украина»

    0

    70

    169

    ЗНГК

    26

    10

    155

    «Вирго Нами» («Мобильный терминал»)

    14

    29

    102

    «Интергал»

    0

    7

    74

    «Интекс-Ком»

    12

    3

    65

    «БРСМ-Нафта»

    4

    12

    55

    «Украинская Топливная Группа»

    0

    8

    52

    «Полюс»

    2

    8

    51

    «ТНК-ВР Коммерс»

    6

    8

    34

    Дргуие

    48

    22

    279

    Всего

    242

    351

    2366

    Доля крупнейших

    80%

    94%

    88%

    Источник: Консалтинговая группа «А-95»

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by