Delo.by,

    Комментарии 7 Апр 2016 15:56

    Истина – в цене?

    В минувшем году белорусский авторынок впервые попал в ТОП-25 Европы. Но, несмотря на это, его перспективы пока остаются туманными.

     

    Игорь Клоков, «Дело»

    Несмотря на то, что негативные прогнозы сопровождают наш автобизнес постоянно и, как правило, не оправдываются, именно сейчас объективные данные действительно внушают серьезные опасения. Фактически белорусскому авторынку грозит вырождение в региональный сегмент рынка российского. Основания для такого рода суждений дают сразу несколько антирекордов.

    По данным Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), впервые в истории Беларуси количество автомобилей (новых и б/у), ввезенных из России, составило 90% от общего прироста машин за год. Еще в 2013-м мы привезли из России всего 16% авто, в 2014-м – 66%.

    Рекордным также стал «пул» продавцов: 92% продаж новых авто пришлось на 10 автоцентров, остальные 12 компаний-дилеров разделили между собой 8% рынка. Доля ввозимых из России автомобилей в продажах дилеров в Беларуси превысила 85%. Большинство дилеров вообще прекратили прямые контракты с изготовителями из-за пределов Таможенного союза и на сегодня, по сути, имеют статус региональных российских дилеров. Это позволяет им держать конкурентные цены, но при этом существенно сокращает дилерскую маржу. Пожалуй, к категории «анти» можно также отнести решение дилеров не проводить в этом году «Моторшоу», кстати, уже второй год подряд!

    А взлет продаж, позволивший нашей стране войти в TOP-25 европейского авторынка, эксперты склонны объяснить «паническими настроениями», охватившими автомобилистов в атмосфере затяжного кризиса российской экономики. Реализовались эти настроения в благоприятных условиях ЕАЭС в покупках новых авто «впрок» на замену европейских «бэушек», то есть на случай вероятного ужесточения ценовой политики дилеров. Причем, как обычно, наибольшую склонность к панике обнаружили покупатели бюджетных моделей.    

                        

    Восточный вектор

    Рекордно малой, по данным БАА, стала и сумма вывезенной с целью приобретения автомобилей валюты – всего-то чуть менее миллиарда долларов. Но на эту сумму в нашу страну удалось привезти почти столько же новых авто, сколько и продано в автосалонах. Эксперты единодушно отмечают: в 2015-м соотношение частного ввоза и официальных продаж составило 50/50. В сумме же объем рынка новых авто в прошлом году составил внушительные 46,5 тыс. шт. Это и позволило белорусскому рынку дотянуться до уровня Люксембурга (с населением чуть более полумиллиона человек) и Украины (с ее 42 млн населения, занимавшей еще в 2008-м 7-е место в этом рейтинге). При этом официальные продажи все же подросли на 6,3%, с 24650 шт. в 2014-м до 26190 авто – в 2015-м. В России же, несмотря на «помощь» белорусов, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), рынок упал на 36%, до 1,6 млн авто.

    По данным агентства «Автостат», на рынке нашей восточной соседки лидируют два сегмента: класс «B» (компактные авто) и SUV(внедорожники), занимая 40% и 36% рынка соответственно. Примечательно, что лидером продаж в SUV-сегменте в России стал самый бюджетный внедорожник Renault Duster. В Беларуси, по данным все того же «Автостат», пятерку брендов составили Renault, Volkswagen, Nissan, LADA, Skoda.

    Российские дилеры с удовольствием отмечают повышенный приток покупателей из Беларуси. Главный маркетолог «Атлант-М Смоленск» Юлия Арсакаева признает: «Белорусский трафик к нам идет, мы с белорусами дружим». При этом самая востребованная модель  у наших соотечественников – бюджетный Volkswagen Polo. В российском приграничном салоне «Renault Клинцы» отмечают, что у них около 30% покупателей – из Беларуси, поскольку «разница в цене до сих пор доходит до $1 тыс., и есть различия в комплектации модельного ряда Renault в России и Беларуси».

    Эксперты «Дела» также признают главенство ценового фактора. Падение цен в долларовом эквиваленте почти в два раза за 2015 год привело к доминированию на рынке сделок в бюджетном сегменте. По данным БАА, в TOP-5 самых популярных бюджетных моделей вошли Renault Duster, Renault Logan, Renault Sandero Stepway, Volkswagen Polo, Hyundai Accent. Они и обеспечили 35% всего рынка новых легковых автомобилей. Как отмечает Денис Скоробогатый, заместитель начальника отдела маркетинга компании «Автопромсервис»: «По итогам 2015-го Renault c долей в 30% является лидером всего рынка Беларуси, а не только бюджетного сегмента». По мнению экспертов «Дела», сильными сторонами Renault в Беларуси являются крупнейшая в нашей стране сеть фирменных автоцентров, постоянное наличие автомобилей и возможность приобретения их в лизинг для физических лиц. Но, думается, все же главное – это ценовой фактор. Именно ему марка Renault обязана своим успехом – ростом продаж в 1,8 раза, с 4500 в 2014-м до 8070 – в 2015-м.

    При этом самой продаваемой моделью в Беларуси уже не первый год остается бюджетный Volkswagen Polo Sedan. Его реализация в 2015-м составила 2900 автомобилей. По данным БАА, Renault Logan, Renault Duster и Renault Sandero Stepway продано соответственно 2290, 2199 и 1610 шт.

    Лучшая защита – повышение ставок?

    Однако в целом официальным дилерам радоваться нечему, ведь маржинальность продаж в бюджетном сегменте – минимальная, да и дополнительные услуги таким клиентам нужны по минимуму. В результате средств на развитие у дилеров не остается. Позитивным моментом является лишь то, что приверженцы авто с пробегом пересели на новые автомобили и получили возможность оценить их преимущества. А к хорошему, как известно, привыкаешь быстро! Теперь только от дилеров зависит, сохранится ли этот тренд, и удастся ли им сформировать, наконец, в Беларуси цивилизованный рынок. Или, как это нередко бывает, столкнувшись с проявлением «ненавязчивого сервиса», автовладельцы сохранят в памяти события 2014-2015 гг. лишь как своеобразный «зигзаг удачи».

    «Можно сказать, что 2015-й стал годом «высокого» пригона новых автомобилей из России,говорит Сергей Михневич,директор «Атлант-М Фарцойгхандель». – Но впервые в нашей истории этот ввоз приобрел такую организованную форму. Потенциальные покупатели даже не ездили за машинами в Россию – они точно знали, что могут купить их на рынке у «серых» перегонщиков. В нашей стране работали целые предприятия, которые не платили налогов со своей деятельности, а также не уплачивали утильсбор – в силу позволявших им это «брешей» в законодательстве».

    Поэтому официальный автобизнес, наконец, был вынужден заняться самозащитой. Помимо словесных «интервенций» в виде сообщений о том, что белорусов в России при покупке авто обманывают, обсчитывают и даже убивают, дилеры попытались найти более существенные аргументы. Они уменьшили маржинальность своего бизнеса и смогли предложить в белорусских салонах конкурентные цены. В результате, по утверждению С. Михневича, «в 4 квартале 2015-го объемы «серого» ввоза уменьшились. Важнейшую роль в этом сыграли невиданные до сих пор цены в белорусских салонах: новые Renault от $6 тыс., VW, Skoda, Hyundai – от $8 тыс. Тогда как еще два года назад стоимость нового автомобиля в белорусском автосалоне стартовала с $15 тыс.»

    В БАА подсчитали, что из суммы чуть менее $1 млрд, которую вывезли за год из страны для покупки авто наши соотечественники, бюджет недополучил более $350 млн в виде налогов, сборов и пошлин. Такие аргументы обычно бывают услышаны «наверху». Реакция не заставила себя ждать. Постановлением Совета Министров №74 от 30.01.2016 были значительно повышены ставки утилизационного сбора: в 1,65 раза – для юридических лиц и в 8,25 раза – для физических лиц. По мнению российских экспертов из агентства «Автостат», это решение приведет к серьезным изменениям на белорусском авторынке: покупатели будут вынуждены искать автомобили у своих продавцов. Но повышение утильсбора может сказаться и на российских игроках, которые потеряют долю продаж. Велика вероятность, что цены на новые автомобили вырастут, что негативно скажется на рынке в целом.

    Белорусские эксперты прогнозируют уменьшение «частного» ввоза до трети рынка, что было бы, конечно, более приемлемым для местных дилеров. Однако оправданы ли эти надежды? И не запоздал ли пролоббированный ими нормативный акт? Новыми, в основном бюджетными авто, белорусы уже запаслись на несколько лет вперед. Высокая ставка утильсбора хотя и огорчит тех, кто еще не обзавелся четырехколесным другом прямо с конвейера, но не остановит по-настоящему решительного покупателя. При постоянно падающем курсе российского рубля покупать у соседей все еще выгодно.

    Поэтому дилеры на рост рынка всерьез не рассчитывают. И даже те дилеры, которые ориентируются на сборочное производство иномарок в России, вряд ли окажутся в выигрыше. 

    «Экономика в наступившем году будет в одной из самых тяжелых ситуаций, которые проживала наша страна,считает С. Михневич. – Покупательная способность населения стремится к уровню конца 90-х – начала 2000-х. Наш оптимистичный прогноз – рынок продаж новых авто в Беларуси упадет на 10%, пессимистичный – на все 30%. Производство в России было избыточным. Почти все «сборки» в прошлом году ушли в убытки, мировые бренды разочаровались в российском рынке и, возможно, больше не будут его поддерживать. Выживут лишь те производства, которые имеют высокую степень локализации. Но продавать им надо, продают они пока недорого, и если не сделают выводов по прошлому году, то нас скоро снова ждет «ценовая война».

     

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by