Delo.by,

    Комментарии 29 Июл 2014 9:20

    С опережением рынка

    Российский рынок интернет-торговли растет значительно быстрее мирового.

    Константин КОРЖЕВИЧ, «Дело», Москва

    По оценкам аналитического подразделения компании InSales – разработчика «облачных» сервисов для интернет-торговли,суммарный оборот интернет-магазинов России за 2013 год составил 470 млрд. рублей. В прошлом году эта цифра составляла 350 млрд. Таким образом, рост составил 34%. По данным InSales, в 2013 году в России работало около 39 тыс. розничных интернет-магазинов (в 2012-м – 32 тыс.). Рост количества торговых онлайн-точек – около 20% за год. Общий объем рынка интернет-торговли в 2013 году составил 470 млрд. рублей (+34%). Для сравнения: мировой оборот розничных онлайн-продаж в последние годы растет намного медленнее – в среднем на 15% в год.

    Комментируя данные исследования своей компании, генеральный директор InSales Тимофей Горшков заявил: «За 2013 год мы отмечаем заметную предпринимательскую активность в сегменте товаров для спорта и туризма, а также в сегменте товаров для дома. На платформе InSales.ru работает 3500 интернет-магазинов, это достаточно заметная доля от общего числа магазинов Рунета. Мы уверены, что их число будет увеличиваться и в последующие годы. И это хорошо для покупателей и рынка в целом. Покупатели получают большее разнообразие товаров, конкуренцию по качеству обслуживания и цене. Рынок также растет за счет роста покупательского опыта. Очень важно, чтобы инструменты для ведения продаж в интернете были доступны для российских розничных компаний и производителей. Это позволит составить хорошую конкуренцию зарубежным игрокам, которые в 2013 году активно приходили на российский рынок».

    Как считают эксперты «Яндекса» и Google, в ближайшие два года доля онлайн-продаж потребительских товаров в России увеличится с 2,5 до 10%. Хотя темпы роста рынка будут постепенно замедляться – до 26-30% в год. Так, в конце прошлого года «Яндекс.Маркет» и немецкая исследовательская компания GfK зафиксировали, что российские интернет-магазины стали привлекать меньше новых покупателей. В частности, в 2013-м первую покупку в российском магазине сделали 26% респондентов, а в иностранном – 22%. Замедление роста – естественный процесс, считает коммерческий директор онлайн-ритейлера «Ситилинк» Мирослав Поточны.

    «Уверен, в течение 4-5 лет рынок будет не быстро, но расти. Темпы роста на следующий год будут в районе 20%, – прогнозирует эксперт. – Сейчас рынок в устойчивом положении, и рост в основном будут обеспечивать расширение линейки продаваемых товаров, а также экспансия в регионы и улучшение логистики. Крупные ритейлеры будут расширять портфели за счет новых категорий товаров. Уже не столько компьютерной, цифровой или бытовой техникой, сколько товарами для детей, одеждой, спортивным инвентарем, товарами для красоты и здоровья, для дома и др.».

    Большинство экспертов уверены: до 2016 года оборот розничной торговли в Рунете превысит 1 трлн рублей. Будет расти и количество покупателей, приобретающих товары в интернет-магазинах: за 2013 год эта цифра увеличилась до 30 млн. человек, а это – почти половина всех российских пользователей Сети!

    «Доля интернет-продаж в России через два года может заметно вырасти, – подтверждает управляющий партнер ГК «220 Вольт» Алексей Федоров. – Поскольку во время любого кризиса все идут в Интернет.Так было и в 2008-м».

    Тройка городов-лидеров по онлайн-продажам в России – Москва, С.-Петербург и Екатеринбург. В ТОП-5 категорий продаж интернет-торговли по обороту традиционно входят: бытовая техника и электроника, автозапчасти, компьютеры и мобильные телефоны, а также одежда и обувь. Причем, оборот последнего сегмента в 2013 году составил 76 млрд. рублей! Правда, российские аналитики с тревогой отмечают, что от 15 до 25% онлайн-покупок россиян приходятся на зарубежные интернет-магазины. По некоторым оценкам, их общая стоимость в прошлом году составила около 3 млрд. рублей. В первую очередь, это американский Amazon, а также набирающие популярность китайские сервисы – Taobao и Alibaba.

    По этой причине российские власти в последнее время начали ограничивать зарубежные покупки россиян. Так, недавно Минфин и Минэкономики РФ приняли совместное решение о том, что порог беспошлинного ввоза импортных посылок в Россию будет снижен c €1 тыс. до €150 в месяц (сейчас примерно такая же сумма – €120 – применяется в Беларуси). Будут введены и ограничения по весу – не более 10 кг в месяц. И хотя чиновники говорят, что эта мера ударит лишь по перекупщикам и не затронет интересы обычных граждан, – верится в это с трудом. По данным лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ, только 48,3% клиентов онлайн-магазинов электроники при покупке укладываются в €200 (чек в €200-300 у 25,8% покупателей, €300-500 – у 14,6%, €500-1000 – у 9,6%, более €1000 – у 1,7%).

    «Мы, безусловно, поддерживаем идею снижения суммы беспошлинной покупки, –говорит специалист компании Enter Екатерина Белоусова. – По нашим наблюдениям, сумма среднего заказа физического лица на товар из-за границы равняется как раз €150 в месяц. Поэтому снижение планки до этого уровня напрямую на доходность бизнеса и объемы торговли не повлияет, зато создаст благоприятные условия для добросовестной конкуренции. Сейчас на рынке интернет-торговли доля «серых» и «черных» игроков, осуществляющих заказы и поставки товаров под видом физических лиц, составляет около 80%. Избегая уплаты таможенных пошлин и налогов, они имеют отличные условия для повышения своей маржинальности. «Белым» игрокам конкурировать с ними практически невозможно, поскольку они вынуждены держать цены на том же уровне, а затраты у них гораздо выше».

    Крупные операторы недовольны тем, что около 80% интернет-магазинов фактически работают в «тени» и не платят НДФЛ (налог на добавленную стоимость с физлиц) и социальные взносы. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в 2013 году государство недополучило по этой причине 15-20 млрд. рублей от незаконного ввоза товаров и еще 8-10 млрд. – из-за уклонения от уплаты НДФЛ. Поэтому в ближайшей перспективе, очевидно, стоит ожидать усиления государственного регулирования в российской интернет-торговле.

    Помимо лоббирования этих ограничений, российские интернет-магазины развернули борьбу и между собой. Основные тренды при этом – максимально широкий ассортимент, территориальная доступность складов для покупателя и, конечно, скорость доставки.

    «Главной причиной покупки в офлайн остается возможность посмотреть, потрогать товар на прилавке и быстро купить, – говорит руководитель проекта «Яндекс.Маркет» Алексей Авдей. – Сейчас тренд в онлайн-торговле – это уменьшение курьерской службы и развитие системы пунктов самовывоза и почтоматов, поскольку это дешевле, чем организация своей логистики. Сейчас, например, в Москве курьерами доставляется 75% товаров, а в Петербурге – только 50%».

    «Большинство товаров массового спроса на рынке техники и электроники в России давно имеют сопоставимый с Западом уровень цен, – комментирует директор по маркетингу сети «Телемакс» Владимир Дорофеев. – Ценность крупных иностранных онлайн-площадок следует искать в уникальном ассортименте. Есть вещи с достаточно узким спросом внутри России. В этой нише как раз и находится поле для развития, когда у потребителя есть возможность купить товар, уникальный для местного рынка, но массовый для страны-производителя».

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by