Delo.by,

    Комментарии 4 Сен 2012 12:30

    Интеграция в рамках ЕЭП и ТС пока не принесла дивидендов многим белорусским перевозчикам

    2011 год оказался успешным для белорусских перевозчиков. По данным БАМАП, экспорт услуг грузовых автотранспортных предприятий страны составил $872 млн., что на 41% больше, чем в 2010-м. А за 6 месяцев 2012-го этот показатель составил $453 млн., продемонстрировав рост на 11,6% к аналогичному периоду 2011-го. Хотя в начале года многие участники рынка предсказывали падение доходности и объемов фрахта. Можно констатировать, что, по крайней мере, пока этого не произошло. Более того, автомобильный транспорт вышел на второе место в стране по объему положительного внешнеторгового сальдо после трубопроводов с нефтью и газом. Правда, обязаны этим белорусские перевозчики не столько благоприятной экономической конъюнктуре, сколько… проблемам, которые возникли у основных конкурентов на российском направлении – поляков.

    Россия обратила внимание на нарушения взаимных договоренностей со стороны польских перевозчиков, и резко ужесточила контроль за польскими «фурами». Спорных вопросов было много, но главным камнем преткновения являлся торг относительно количества разрешений на перевозку товаров из третьих стран польскими компаниями в Россию и, соответственно, количество транзитных разрешений, выдаваемых Польшей российским перевозчикам. Поводом же послужила старая схема, которой с переменным успехом пользуются поляки и литовцы: имея на руках разрешение на перевозку в Россию, скажем, только польского товара, они на самом деле ввозили товары из третьих стран, которые перед этим переваливались недалеко от границы в логистических центрах и становились «как бы польскими».

    Огромные штрафы, введенные россиянами (€10-12 тыс. с «фуры»), заставили польских перевозчиков несколько свернуть свой бизнес в России, что дало возможность отечественным компаниям заполнить эту нишу.В результате объем фрахта в Беларуси не только не упал, а даже вырос. Правда, в августе Россия и Польша, наконец, договорились, и теперь конкуренция со стороны польских компаний наверняка возрастет…

    На рынке складывается еще одна интересная картина. Создание Таможенного союза и ЕЭП стимулирует рост грузоперевозок: в 2011 году в Казахстане он составил 123% к предыдущему году, в России и Беларуси – 104,9%. Но воспользоваться плодами этого роста в полной мере белорусские транспортники не могут. И Россия, и Казахстан по-прежнему тормозят процесс отмены разрешительной системы в рамках ЕЭП, хотя сами не в состоянии обслужить растущий грузопоток. Так, в России, где доля рынка белорусских перевозчиков за последние 10 лет упала с 50% до 10-12%, от 20 до 40% грузов перевозится европейскими транспортниками! В свою очередь Казахстан, через который идет основной транзит из Китая, также не заинтересован в разрешении перевалки грузов на белорусские машины на своей территории. И выходит, что широко рекламируемая интеграция не принесла транспортникам ровно никаких дивидендов.

    Подробнее об этом читайте в печатной версии свежего номера журнала «Дело», главная тема которого – «Транспорт и логистика». А из рубрики «Личный капитал» вы сможете узнать, как распознать угрозу возможной девальвации белорусского рубля.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by