Delo.by,

    Комментарии 7 Апр 2014 15:30

    Имидж не все – цена важнее

    По данным Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) в 2013 году объем продаж новых автомобилей в Республике Беларусь превысил 28 тыс. единиц. В общей сложности продажи легковых и коммерческих автомобилей по сравнению с 2012 годом выросли почти на 40 %.

    Сергей Янченко, cпециально для «Дела»

    В 2013 году произошло перераспределение рынка новых автомобилей. Продажи российских авто в легковом и коммерческом сегментах составили 5 628 единиц и снизились на 7 %. Доля импортных автомобилей при этом составила 23 182 единицы и выросла на 59 %. Рынок новых легковых автомобилей расширился за год на 33 % (с 15 986 до 23 991), а новых коммерческих – на 3,3 % (с 4 662 до 4 816).

    Основными причинами такого роста в 2013 году стали: снижение ставки рефинансирования (с 30 до 23,5 %), увеличение покупательской способности населения, девальвация российского рубля (это позволило многим импортерам снизить цены на автомобили, поставляемые из России), увеличение количества бюджетных моделей из России до 30 % от общего числа новых легковых атвомобилей, а также ужесточение конкуренции на рынке новых автомобилей. Основная «борьба» развернулась в сегменте бюджетных автомобилей. Увеличение предлагаемых моделей в различных классах вынудило дилеров конкурировать не только на уровне имиджа, но и на уровне цены.

    «Причем снижение цены происходит за счет дилерской маржи, что делает автомобильный бизнес не таким прибыльным, как это было три-пять лет назад, и выводит его в разряд хобби»,– говорит председатель Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич.

    Таблица 1. Продажи новых автомобилей в Беларуси, 2008-2013 гг.

    Год

    2008

    2009

    2010

    2011

    2012

    2013

    Легковые, кол-во

    25 196

    16 207

    9 177

    13 436

    15 986

    23 991

    Коммерческие, кол-во

    5 472

    3 250

    3 722

    2 839

    4 662

    4 816

    Всего, кол-во

    30 668

    19 457

    12 899

    16 275

    20 648

    28 810

    Динамика, %

    +22,94

    -36,56

    -33,71

    +26,17

    +26,87

    +39,53

    Источник: Белорусская автомобильная ассоциация

    Возглавляет общий рейтинг продаж новых автомобилей по итогам года марка Volkswagen, которая вернула себе место лидера, временно покинутое в 2012 году. Ее рыночная доля составила 13,58 %. Данный успех во многом обусловлен наличием у всех восьми белорусских дилеров Volkswagenмодели Poloс кузовом седан, поставляемой с российского завода Volkswagen.За год было продано 2 029 Poloв различных модификациях, что вывело модель на лидирующую позицию 2013 года среди легковых автомобилей. За счет падения доли продаж с 14,3 % до 9,4 % у российской Ladaна вторую позицию переместился Renault. Таким образом, за французской маркой –12,42% белорусского рынка. Дилеры Renaultбудут и далее удерживать близкую к лидирующей позицию за счет моделей Logan, Sanderoи Duster.

    Volkswagenпока остается на первом месте благодаря хорошему коммерческому ряду. Примечателен вылет из десятки марки Ford(снижение доли на рынке до 2,74 %), а также попадание в нее Hyundai (4,05 %), которая обошла Peugeot и Toyota.

    Таблица 2. ТОП-10 брэндов белорусского рынка новых автомобилей в 2013 году

     

    Марка

    Кол-во

    Доля рынка, %

    1

    Volkswagen

    3 913

    13,58

    2

    Renault

    3 577

    12,42

    3

    Lada

    2 709

    9,40

    4

    Kia

    2 407

    8,35

    5

    Skoda

    1 931

    6,70

    6

    ГАЗ

    1 572

    5,46

    7

    УАЗ

    1 299

    4,51

    8

    Hyundai

    1 167

    4,05

    9

    Toyota

    1 035

    3,59

    10

    Peugeot

    900

    3,12

    Источник: Белорусская автомобильная ассоциация

    Сегмент легковых автомобилей

    К первому месту в сегменте легковых автомобилей планомерно подбирались дилеры Renault, повысив свою долю на рынке с 9,1 % в 2011 году до 13,78 % в 2013-м. Volkswagen в в этом сегменте расположился на второй позиции с общим количеством легковых автомобилей 2 925 единиц. В хорошей связке не первый год идут Kiaи Skoda. Южнокорейский брэнд усилил свои позиции за счет открытия новых современных автоцентров и богатого модельного ряда с 5-летней гарантией. Официальный дилер Skodaв прошлом году открыл новый автосалон и СТО, а также вывел на белорусский рынок удачную модель SkodaRapid.

    В легковом сегменте Hyundai переместился с позапрошлогоднего 12-го места сразу на 6-е. Среди значителеных перемещений в рейтинге потеря Audiдоли рынка с 5,3 %до 3,2 % и возвращение в десятку Nissan. Лучший показатель для брэнда в прошлом году модель Juke,замкнувшая двадцатку самых продаваемых моделей. В 2013 году наиболее динамичными оказались классы С (+121,3 %) и SUV(+76,3 %).B-класс сбавил темпы, показав в 2013 году рост на 21,14 %, в сравнении с 60,52 % за 2012-й и 128,08% за 2011 год.

    Таблица 3. ТОП-10 сегмента легковых автомобилей на белорусском рынке в 2013 году

     

    Марка

    Кол-во

    Доля рынка, %

    1

    Renault

    3 305

    13,78

    2

    Volkswagen

    2 925

    12,19

    3

    Lada

    2 709

    11,29

    4

    Kia

    2 407

    10,03

    5

    Skoda

    1 931

    8,05

    6

    Hyundai

    1 164

    4,85

    7

    Toyota

    1 034

    4,31

    8

    Nissan

    888

    3,70

    9

    Audi

    767

    3,20

    10

    Daewoo

    686

    2,86

    Источник: Белорусская автомобильная ассоциация

    Сегмент коммерческих автомобилей

    Статус-кво большой белорусской четверки сохранился и в 2013 году. Несмотря на падение продаж как в количественном, так и в процентном отношении, ГАЗ сохранил за собой первую позицию среди коммерческих автомобилей благодаря модели «Газель». Volkswagen, УАЗи Peugeotкрепко удерживают первые позиции рейтинга. Дилер Fordсмог навязать борьбу лидерам в коммерческом секторе, увеличив долю рынка с 5,4 % до 7,06 %, но вместе с тем пока остался на пятой позиции. Более чем в два раза в 2013-м просел Citroёn, а Renaultза два года увеличил долю с 3,2 % до 5,64 %.

    Также стоит отметить возвращение в десяткупосле двухгодичного отсутствия марки Iveco, которая сразу отвоевала 3,15 % рынка коммерческой техники.

    Таблица 4. ТОП-10 сегмента коммерческих автомобилей на белорусском рынке в 2013 году

     

    Марка

    Кол-во

    Доля рынка, %

    1

    ГАЗ

    1 572

    32,62

    2

    Volkswagen

    988

    20,50

    3

    УАЗ

    717

    14,88

    4

    Peugeot

    363

    7,53

    5

    Ford

    340

    7,06

    6

    Renault

    272

    5,64

    7

    Fiat

    186

    3,86

    8

    Iveco

    152

    3,15

    9

    Citroёn

    98

    2,03

    10

    Mercedes-Benz

    85

    1,76

    Источник: Белорусская автомобильная ассоциация

    В качестве резюме

    По мнению экспертов «Дела», в 2014 году белорусский рынок новых автомобилей продолжит расти. Умеренные темпы роста прогнозируются как в легковом, так и коммерческом сегменте. Сохранится спрос на бюджетные автомобили, но динамика его роста замедлится, так как этот класс почти достиг точки насыщения. По мнению экспертов, введение с 1 марта механизма уплаты утилизационного сбора существенным образом не отразится на продажах официальными дилерами новых автомобилей.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by