Delo.by,

    Комментарии 7 Июл 2014 11:12

    «Народный автомобиль» выходит на рынок

    Господдержка проекта по сборке легковых автомобилей Geely в Беларуси может существенно изменить ситуацию на внутреннем авторынке.

    Игорь Клоков, «Дело»

    По данным Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), в прошлом году в Беларуси было продано почти 29 тыс. новых легковых автомобилей, при этом годовой прирост составил 40%. Наконец-то был достигнут и превзойден уровень докризисного 2008 года, когда было продано более 25 тыс. легковушек. Причем к таким показателям тогда рынок шел целых 20 лет. Но может оказаться, что уже в ближайшие годы, вопреки всякой рыночной логике, в стране будет продаваться 50 тыс. легковых автомобилей в год. Именно этот показатель был озвучен во время визита Президента на сборочное производство СЗАО «БелДжи» в Борисове, после того, как глава государства лично провел тест-драйв китайских авто. Не скрывая удовлетворения от результатов теста, Президент пообещал разработать программу мер государственной поддержки для белорусских покупателей машин местной сборки. И к тому же присвоил продукции «БелДжи» неформальный, но обязывающий титул «народный автомобиль».

    «Третий блин» – не комом

    Если здраво оценить ситуацию, то окажется, что заявления и намерения Президента логичны и последовательны.

    Как известно, Geely – третий претендент на звание народного белорусского автомобиля, его предшественниками до этого были «сборочные» проекты Ford и Samand, которые не оправдали возлагавшиеся на них надежды. Но потребность в доступном семейном авто всегда осознавалась властями страны, как и тот факт, что многие белорусы готовы будут потратить часть своих валютных накоплений на его покупку, если будет предложена удобная схема финансирования.

    Таким образом, запуск «народного автомобиля» одновременно может решить сразу несколько наболевших проблем и к тому же стать сильным ходом в заявленной Президентом в послании к парламенту стратегии развития внутреннего рынка.

    Для успешной реализации чрезвычайно смелых намерений властей есть ряд предпосылок. Так, например, модельный ряд Борисовского сборочного производства выверен с «хирургической» точностью: это бюджетный городской седан SC-7, «мини-кроссовер» LC-Cross (фактически хэтчбек гольф-класса) и паркетник Emgrand X7. Именно эти три категории авто неизменно завоевывают симпатии белорусов в последние годы – так, по данным холдинга «Атлант-М», в 2013 году самыми популярными были VW Polo Sedan, KIA Riо и KIA Sportage.

    Можно предположить, что маркетинговые решения подсказаны не столько белорусами, сколько собственным опытом Geely, полученным на российском рынке. В России у китайской компании – два предприятия узловой сборки: под Екатеринбургом и в Карачаево-Черкессии. А также – впечатляющая динамика продаж: в 2010 г. было продано менее 2 тыс. авто, а в 2013-м – уже 27 тыс., прирост за 2013 г. составил 55%. На заводе «Автомобили и моторы Урала» после паузы, вызванной кризисом, Geelyпланирует запустить сборку трех моделей, аналогичных тем, что собираются в Борисове. При этом продукция «БелДжи» в основном уходит в Казахстан (60%), на четверть продается в Беларуси, и только 15% удается экспортировать в Россию – такие цифры не так давно озвучил премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович. Планы на 2014 г. – произвести 18 тыс. авто, продать 14,5 тыс., из них 11 тыс. – в Россию.

    Ситуация складывается драматичная: и в России, и в Беларуси очень рассчитывают на то, что инвестор из Поднебесной в каждой из стран построит полноценный завод. В Беларуси даже озвучены дата окончания строительства завода (конец следующего года), производственная мощность (120 тыс. шт. в год), сумма затрат (не менее $240 млн.), а также начальная степень локализации – не менее 30%. Но подобные планы озвучивались гендиректором GeelyЧжан Лином и в России. Вероятно, окончательное решение еще не принято. Этим, возможно, вызвано и февральское заявление М. Мясниковича, который убеждал: «Правительство Беларуси гарантирует владельцу компании Geely, что экономические условия для «БелДжи» будут не хуже, чем для аналогичных производств в России».Но чтобы еще больше укрепить уверенность инвестора в завтрашнем дне, потребовались визит на завод Президента и громкие заявления об амбициозных планах насытить белорусский рынок продукцией китайского автопрома. Между тем, ранее директор «БелДжи» Дмитрий Батраков делился более скромными намерениями: «Для начала мы планируем продавать в год порядка 2500 автомобилей, в перспективе через 5 лет – завоевать 7-12 % авторынка».

    «Народный» против «народного»

    Сделанная государством ставка действительно может оказаться успешной. Ведь именно Volkswagen(дословно переводится как «народный автомобиль») и его модель Kafer(«Жук») поставили абсолютный мировой рекорд, который вряд ли когда-либо будет побит: с 1938 по 2003 г. было произведено и продано более 21,5 млн. штук автомобилей этой марки. Германский народный автомобиль создавался гениальным конструктором Фердинандом Порше, который, как потом оказалось, позаимствовал немало важнейших технических решений у чешских автомобилестроителей. В результате такого государственно-частного партнерства с элементами промышленного шпионажа и появился самый удачный семейный автомобиль в истории, рассчитанный на потребности средней семьи (двое взрослых и трое детей).

    Не последнюю роль в коммерческом успехе сыграла продуманная программа государственной поддержки. Первоначально «Жук» предлагался по цене 990 рейхсмарок при тогдашней средней зарплате в 137 марок в месяц. Была также создана «сберегательная схема» (Sparkarte): откладывая еженедельно по 5 марок, любой гражданин Германии гарантировал себе приобретение вожделенного авто всего через пару лет.

    «Фольксваген» и сегодня на законном основании можно считать самым любимым автобрэндом в Беларуси, практически – народным. Причем, как в сегменте легковых автомобилей, так и среди коммерческих. Все 20 лет своего присутствия в Беларуси VWуверенно держится на первых позициях. По данным импортера «Атлант-М Фарцойгхандель», лишь в 2013 г. VWнезначительно уступил «Рено» (12,2% против 13,8%) – в основном за счет Renault Duster российской сборки. Но если принять во внимание, что с 2000-го года популярная у нас «Шкода» – это тоже VW, то немецкий концерн и вовсе уходит в отрыв с недостижимой для других брэндов долей свыше 20%. Какой станет эта доля, если будет реализована программа поддержки Geely, сейчас не берется предположить ни один из аналитиков «Атлант-М».

    Что может противопоставить частный автобизнес новому игроку с господдержкой? Не так уж и мало. Выходить к покупателям в регионы – это общая стратегия автобизнеса в Беларуси. Уже сейчас «Атлант-М» занят строительством новых автоцентров. В следующем году, впридачу к действующим в столицах областей восьми автоцентрам добавятся еще два – в Бресте и Солигорске, а до 2017 г. запланировано открыть их в Барановичах, Мозыре, Пинске, и дополнительные – в Гомеле и Витебске.

    Второе направление – повышение лояльности клиентов. Впрочем, тут у «Фольксвагена» в Беларуси неплохие позиции. Например, по данным первого квартала этого года, лояльность клиентов холдинга «Атлант-М» достигла рекордного значения в 68%. Этот показатель – на уровне ТОП-10 бизнесов США, которые входят в индекс потребительской лояльности (NPS). Не в последнюю очередь высокой лояльности к брэнду способствует развитая бонусная программа холдинга.

    Свою роль в противостоянии традиционного германского «народного» авто и белорусско-китайского может сыграть еще один фактор. Не так давно концерн VWобъявил, наконец, о твердых планах создания нового бюджетного брэнда. Впервые этот вопрос поднимался в 2011 году, но тогда не удалось добиться приемлемой цены. Сегодня уже проработаны концепция и дизайн дешевого автомобиля. Сборку наладят в Китае, который должен стать основным рынком, предполагаемая цена – €6-8 тыс. Машины будут производится на базе седана Santana, уже выпускаемого в Китае для местного рынка. В линейку первоначально войдут лифтбек, универсал и минивэн. Если бюджетные модели будут пользоваться спросом, то их планируется продавать в Индии, Латинской Америке, Восточной Европе, Прибалтике и в африканских государствах. Премьера нового брэнда состоится в 2015-2016 годах. Если авторитетному белорусскому импортеру VWудастся заполучить это бюджетное авто для продажи на белорусском рынке, то это поможет ему удержать свою долю рынка при любом развитии событий.

    Непростой «китаец»

    Но и Geely– далеко не простой китайский брэнд. Начав в 1984 году с производства холодильников, завод затем перешел на мотоциклы и скутеры в партнерстве с Honda. Дальнейший путь в автопром был лишь вопросом времени. Первые экспортные поставки авто Zhejiang Geely Automobile осуществила в 2003 году. В 2010-ом Geelyкупила у Fordкомпанию Volvo Cars, а позднее приобрела еще и британскую компанию Manganese Bronze Holdings (MBH) – производителя знаменитых лондонских кэбов с высокой крышей. Дизайном автомобилей Geely занимается Питер Хорбери, который работал над Volvo, Aston Martin, Ford, Land Rover и Jaguar. Холдингу принадлежит также австралийская Australian DSI Automatic Transmission Company со вторым местом в мире по объему выпуска автоматических трансмиссий.

    В 2012-ом Zhejiang Geely Automobile стала крупнейшим китайским автоэкспортером, поставив за рубеж свыше 100 тыс. машин. Сейчас в год она выпускает 600 тыс. машин и планирует в 2015 году довести этот уровень до 2 млн.

    Местную сбытовую сеть Geelyвыстраивает с помощью белорусского партнера – Министерства промышленности, которое предоставило не только площади для сборки на Борисовском заводе «Автогидроусилитель», но и первый автоцентр «Автоторгсервис» в Минске, известный также как «Автоцентр Москвич на Кольцова». Примечательно, что дилерская сеть «БелДжи» выстраивается не только по традиционным «административному» и территориальному принципам, но и с учетом фактора платежеспособности населения. Именно поэтому в числе первых шести фирменных автоцентров оказался центр в Полоцке, а не в Витебске. Ведь для расширения продаж важна не численность населения в городе, а то, насколько высокие зарплаты у этого населения. И в этом смысле наиболее успешными могут оказаться центры продаж не в областных центрах, а в Мозыре, Солигорске и Новополоцке, где средняя начисленная зарплата на градообразующих предприятиях практически вдвое превышает среднюю по стране и даже в столице.

    Вместо резюме: OpelCorsa опоздал

    Если по итогам прошлого года представители автобизнеса традиционно сетовали на усугубляющиеся неблагоприятные экономические условия, то после заявлений Президента на «БелДжи» эти разговоры разом прекратились. В самом деле, какое значение теперь могут иметь изменения условий ведения автобизнеса в связи с введением утилизационного сбора или предполагаемым повышением НДС до уровня в 22 % (пока Минфин от этого отказался), если на рынок при господдержке выходит игрок, способный вытеснить всех. Ведь при продажах 50-ти тысяч новых авто в год вряд ли на долю остальных останутся еще 20-30 тыс. шт.

    К тому же не все ясно с другим игроком – СП ЗАО «Юнисон», бывшим FordUnion. Именно эта компания наладила в деревне Обчак под Минском в 90-х сборку Ford Escort и Ford Transit (всего было выпущено 2300 машин), а затем иранских Samand(1200 шт.) и польских микроавтобусов Lublin-3 (1000 шт.). Сейчас компания заявляет о выпуске к 70-летию освобождения Беларуси первого Opel Corsa местной сборки, для чего «Юнисон» подписал рамочное соглашение с концерном General Motors. Проект курирует вице-премьер Петр Прокопович, который считает, что «приход на белорусский рынок компании General Motors станет новой страницей в автомобилестроении нашей страны». Кроме того, «Юнисон» экспериментирует со сборкой продукции китайской Zotye– небольшой компании, основанной в 2005 году, которая специализируется на выпуске бюджетных авто по образцам устаревших моделей мировых брэндов. У «Юнисон» к тому же имеется налаженная сбытовая сеть (10 дилеров – в областных центрах и в Борисове).

    Но скорее всего, «Юнисон» с партнерами – опоздали.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by