DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 26 Сен 2011 9:29

    Европейский перекресток. На суше, на море, в воздухе

    Рост объемов грузоперевозок в Беларуси стимулирует инвестиции в логистику. И наоборот.

     

    Белорусский рынок грузоперевозок на подъеме. Об этом свидетельствует стабильный рост объемов услуг, оказанных операторами рынка. А в логистической сфере вообще наблюдается настоящий бум. О своем интересе к участию в логистических проектах в нашей стране уже заявили инвесторы из Катара, Чехии, Китая и других стран. Всплеск этой активности объясняется легко: Беларусь стала членом Таможенного союза, а с 1 января 2012 года, если не произойдет ничего экстраординарного, станет еще и частью Единого экономического пространства, что автоматически открывает огромные возможности для бизнеса. На руку нам и географическое положение. Через страну проходят два из десяти главных европейских транспортных коридоров: № II (Берлин – Варшава – Минск – Москва – Нижний Новгород) и № IX (Хельсинки – Санкт-Петербург – Псков – Витебск – Гомель – Киев – Кишинев – Бухарест – Димитровград – Александрополис), а также еще один «бойкий» маршрут: Калининград/Клайпеда – Каунас – Вильнюс – Минск – Киев.

     

    Доходный бизнес

     

    Как сообщил главный товаровед Министерства торговли Беларуси Валерий Гинтов, на 1 июля этого года в Беларуси реализуется 25 инвестиционных проектов в соответствии с Программой развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года. Кроме них, инвесторами заявлено дополнительно еще 16 таких проектов. По количеству строящихся и планирующихся логистических центров безусловным лидером является Минская область. Здесь реализуется 12 проектов в рамках госпрограммы и еще десять – на основании инвестиционных договоров. Далее идет Брестская область, где пять проектов реализуются в рамках госпрограммы и еще два – дополнительно. В Витебской и Гродненской областях – соответственно по два «программных» и по столько же дополнительных проектов. В Гомельской и Могилевской – в общей сложности также по два.

     

    Несколько крупных объектов должны быть введены в эксплуатацию уже в ближайшее время: в сентябре 2011-го – первая очередь транспортно-логистического центра «БелВингесЛогистик» в районе поселка Раков. Его владельцами являются ЗАО «Вингес Терминалас», ЗАО «Алвора» и ООО «Белинтертранс». Центр расположится на участке площадью 10 га в 25 км от Минска возле трассы Вильнюс-Минск, которая является частью транспортного коридора IXБ. Проектом запланировано строительство двух складских помещений общей площадью 29 тыс.кв.м. Ожидается, что вторая очередь строительства завершится в сентябре 2012 года. На первом этапе в проект было инвестировано €14,5 млн., во вторую очередь будет вложено €7 млн.

     

    Еще семь проектов по созданию логистических центров реализует государственное предприятие РУП «Белтаможсервис». Общая сумма инвестиций в них превышает $120 млн.

     

    У «Белтаможсервиса», в соответствии с программой развития логистической системы семь проектов, –рассказывает Юрий Король, генеральный директор РУП «Белтаможсервис». – По два – в Бресте и Минске, два возле пунктов пропуска на границах с Польшей и Литвой, а также реконструкция складов в Гомеле и Могилеве. Два из них мы уже запустили – один в Бресте, в декабре прошлого года, а второй в апреле этого года возле Минска. Выгодно ли это? Срок окупаемости, который мы закладывали при строительстве, восемь лет. Реально же этот срок может оказаться даже меньшим. Логистические услуги, как среди наших предприятий, так и среди иностранных, сегодня очень востребованы. Например, в Бресте с декабря наш логистический центр получил прибыль в размере Br2,546 млрд., а вложили мы в него €4,3 млн. Центр, который работает под Минском, с апреля принес Br569 млн. Правда, здесь инвестиций было больше – €24 млн. Как видите, этот  бизнес довольно выгоден. И мы рассчитываем, что через пять-шесть лет наши проекты окупятся.

    В марте этого года был запущен комплекс «24». Его инвестором и собственником является компания ООО «Премьерлизинг». Для его эксплуатации было создано отдельное юридическое лицо – логистический оператор ООО «Двадцать четыре», который работает на условиях аренды с правом выкупа. Комплекс включает в себя складские помещения класса «А+» площадью 20,1 тыс.кв.м. На данный момент это самый большой логистический комплекс в стране.

    В ближайшее время в СЭЗ «Минск» должен заработать еще один давно ожидаемый перевозчиками и экспедиторами объект – транспортно-логистический центр «Прилесье». Его возведением занимается иранская компания «Кейсон». А катарские бизнесмены планируют в ближайшее время начать строительство двух объектов – под Брестом и Оршей.

    По мнению специалистов, «логистический бум» – прямое следствие растущих объемов грузоперевозок. По данным Национального статистического комитета, в январе-июле текущего года, по сравнению с аналогичным периодом 2010-го, транспортники Беларуси увеличили объем грузоперевозок на 10,6% – до 187 млн. тонн. В целом за первые 7 месяцев экспорт транспортных услуг в стране составил $1 696,3 млн., что на 16,6% больше, чем в январе-июле 2010 года. При этом экспорт транспортных услуг составил $1 462,8 млн., или на 14,4% больше, чем за такой же период прошлого года. А сальдо внешней торговли транспортными услугами составило $922,9 млн., тогда как в прошлом году – $850 млн.

    Отдельным уже действующим игрокам рынка повышенный интерес к логистике в стране, разумеется, принес дополнительные проблемы. По некоторым данным, многие из крупных складских и логистических центров загружены максимум на 40%. Причиной тому стала возрастающая конкуренция внутри страны, а также со стороны литовских, российских и других компаний. Но специалисты уверены: конкуренция – это хорошо.

    Конкуренция жесточайшая, – подтверждает Юрий Король. Внимание к Беларуси со стороны Европы и России огромное. За неделю у нас проходят 2-3 переговоров с крупными российскими и европейскими компаниями. Ведь построить логистические центры – это только начало. С 2008 года мы начали участвовать в тендерах и перехватывать отдельные заказы у крупных логистических компаний. Сегодня мы можем предложить клиенту практически любую услугу. Пока Беларусь, конечно, отстает в области логистики от Европы, но я считаю, что у нас в этом плане –  большое будущее. Ставку нужно делать на конкуренцию. Выиграют те, кто предлагает клиентам лучшие условия.

    Таможенный Союз и формирующееся Единое экономическое пространство вынуждают правительство вносить изменения в Программу развития логистической системы и другие нормативно-правовые акты. Суть этих изменений анонсировал Валерий Гинтов.

    По его словам, для владельцев логистических центров предполагается упростить требования по оптовой торговле и хранению алкогольной  и пищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачной продукции. Минторг и МНС уже внесли в правительство проект соответствующего Указа. Кроме того, МНС и Минфин подготовили разъяснение о порядке документооборота при реализации товаров с участием логистических центров, а Минтранс и Минторг сейчас разрабатывают общие стандарты для оптово-логистических центров. Кроме того, предполагается заменить невостребованные инвесторами земельные участки, выделенные согласно Программе под строительство логистических объектов, на более подходящие. Все это делается с целью повысить привлекательность нашей страны для инвесторов и транспортно-экспедиторских компаний, занимающихся перевалкой грузов.

    – Логистическая цепь строится для перераспределения товарных потоков и создания новых условий, – говорит консультант управления развития транспортных систем, транспортной логистики и инвестирования Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Василий Евсей. – Дело в том, что инфраструктура западных стран уже перегружена. Поэтому сейчас грузовладельцы пытаются найти новые схемы товародвижения. Мы планируем, что грузопоток увеличится. Строительство подобных центров будет работать, в первую очередь, на развитие транзитных перевозок. Кроме того, мы надеемся привлечь к этому транзитному потоку и наши экспортно-импортные грузы.

     

    Во всех стихиях!

    Наиболее развитым сегментом грузоперевозок в нашей стране традиционно являются автомобильные. По данным Белорусской ассоциации международных перевозчиков (БАМАП), за пять месяцев 2011 года поступление иностранной валюты от экспорта услуг только автомобильного транспорта составило $356,6 млн. (темп роста к аналогичному периоду 2010 года – 156,1%). По итогам внешнеэкономической деятельности перевозчиков за первое полугодие этого года положительное сальдо услуг автотранспорта составило свыше $206 млн., что составляет около 23% общего положительного сальдо баланса услуг Беларуси!

    Улучшилась ситуация и с обновлением подвижного состава. За первое полугодие автотранспортные предприятия Беларуси приобрели около 1 тыс. автомобилей. Причем, в основном речь идет об импортной технике. Отечественные МАЗы составляют лишь 13% автопарка перевозчиков. В результате до 60% автомобилей белорусских перевозчиков соответствуют экологическим стандартам Евро-3, Евро-4 и Евро-5. Всего же парк автотранспортных организаций страны насчитывает около 12 тыс. грузовых машин, а перевозки осуществляются более чем в 40 стран мира. Хотя расти, конечно, есть куда. Для сравнения: в Литве – 22 тыс. машин, осуществляющих грузоперевозки, а в Польше – 130 тыс. Тем более что, по словам председателя БАМАП Николая Борового, к 2015 году перед белорусскими перевозчиками стоит задача: нарастить экспорт услуг в 2,5 раза!

    Помочь бизнесу развивать логистическую систему и грузоперевозки обещает и Министерство транспорта и коммуникаций Беларуси. Как говорит начальник управления стратегического развития, координации и инвестирования транспортных систем Минтранса Павел Божанов, «основной упор министерством делается на развитие транспортной инфраструктуры по двум коридорам, которые пересекают нашу страну. Работа проводится и по другим автомобильным дорогам: в частности, все дороги от Минска до областных центров планируется довести до первой категории, содействовать развитию на них придорожного сервиса».

    Помимо автомагистралей большое внимание государственными органами уделяется и железной дороге. По данным Минтранса, в Колядичах и Степянке будут введены в строй два новых транспортно-логистических центра, которые будут оснащены современным оборудованием и ориентированы на железнодорожные перевозки. Особенно – контейнерные. В январе-июле этого года белорусскими поездами было перевезено 124303 контейнера в двадцатифутовом эквиваленте (ДФЭ), что на 4,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Беларусь даже приняла участие в международном проекте по перевозке грузов контейнерными поездами. В марте в рамках этого проекта был открыт специальный маршрут Чунцин (Китай)  – Дуйсбург (Германия), который проходит через территории Китая, Казахстана, России, Беларуси, Польши и Германии. Из Китая в Германию грузы доставляются за 15-16 суток, что в 2,5 раза быстрее, чем морским путем.  

    И это – далеко не единственный международный маршрут, который проходит через Беларусь. Через территорию страны уже курсируют много постоянных грузовых поездов: «Восточный ветер», «Казахстанский вектор», «Монгольский вектор», «Фольксваген РУСС», «ZUBR», «Викинг», а также контейнерный поезд «Пежо-Ситроен», который перевозит автокомплектующие на завод в Калужской области. Белорусская железная дорога привлекает клиентов постоянным совершенствованием технологий перевозок, конкурентными ценами, ускоренной обработкой и перевалкой грузов. В ближайшее время на уровне правительства будет решаться вопрос о приобретении для БЖД дополнительно пяти тысяч вагонов, поскольку их дефицит является сдерживающим фактором для расширения транзита.

    В правительстве уже давно говорят о необходимости обзавестись собственным торговым флотом. С таким заявлением в конце весны выступил Министр транспорта и коммуникаций Иван Щербо. Более того, он заявил, что Беларусь ведет переговоры о привлечении к формированию морского торгового флота инвесторов из Испании, Литвы, Латвии, Португалии и Турции. Прозвучала даже мысль о том, что в Беларуси можно наладить производство торговых судов. Правда, сделать это без стороннего инвестора не получится. Ведь в зависимости от тоннажа одно судно может стоить $25-50 млн. Между тем, ZepterGroup в прошлом году создало в Беларуси ЗАО «Белморфлот», которое должно было заниматься морскими перевозками белорусских товаров на арендованных судах. В этот проект компания собиралась инвестировать $100 млн. 29 декабря первое судно, загруженное калийными удобрениями, отправилось в Бразилию. С тех пор более-менее значимых новостей от «Белморфлота» не поступало.

    30 августа Президент Беларуси подписал Указ №387, предусматривающий «предоставление, при экспорте и импорте грузов с использованием морских перевозок, приоритетного права на их осуществление субъектам мореплавания стран, которые осуществляют деятельность по эксплуатации морских судов, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, а также находящихся во владении на основании договоров лизинга или аренды судна без экипажа». Тем самым, предпринята попытка стимулировать развитие морского флота в Беларуси. Правда, в том же документе есть пункт, который гласит, что приоритет может быть отдан и иностранному предприятию, если оно предложит более выгодные условия.

    Наконец, проснулся интерес у иностранных инвесторов и к белорусской авиации. Чешская компания PDW Group s.r.o. уже заключила инвестиционный договор с администрацией Витебской области. В соответствии с ним планируется создать в Витебске авиакомпанию малой авиации, построить ангарный комплекс для обслуживания бизнес-авиации, а также транспортно-логистический центр в районе аэропорта «Витебск». Помимо этого компания должна развивать инфраструктуру аэропорта, в том числе аэровокзальный комплекс. На все это инвестор намерен потратить не менее €50 млн.

    Кроме того, как сообщили нам в Минтрансе, бельгийский инвестор уже заканчивает проектно-сметную документацию для строительства логистического центра в районе Национального аэропорта «Минск», при этом планируется усовершенствовать взлетно-посадочную полосу и пассажирский терминал. Еще один проект – использование взлетно-посадочной полосы на Оршанском авиаремонтном заводе. В этом году появился инвестор, которому интересен сам завод, а инвестору из Гонконга интересна лишь полоса. Дело в том, что самолеты этой азиатской компании не могут садиться в Европе по экологическим нормам. Теперь белорусские власти пытаются «свести» бельгийского и гонконгского инвесторов с тем, чтобы развивать аэропорт в комплексе.

    Правда, пока непонятна судьба центра бизнес-авиации, который собиралась реализовать в Национальном аэропорту российская компания «Итера». К работам в рамках этого проекта компания пока не приступает, ссылаясь на объективные экономические трудности, но полностью отказываться от него тоже не хочет и обещает, что займется им с небольшой задержкой.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by