DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 16 Июн 2011 17:01

    Истина – в вине. Вот только в каком?

    Валютный кризис не обошел стороной рынок алкогольной продукции, приведя к общему росту цен и смещению спроса в сегмент крепких напитков белорусского производства.

    Рынок алкоголя Беларуси уже давно перенасыщен игроками, что подталкивает производителей к расширению ассортимента продукции и поиску новых рынков сбыта. И если с первым они более или менее справляются, разрабатывая и выпуская новые сорта алкоголя, то со вторым нередко возникают проблемы. Практически 100%-ная государственная монополия на производство алкоголя приносит отрасли больше вреда, чем пользы.

     

    Цифры и факты

    Белорусы – не самая пьющая нация. Потребление алкоголя на душу населения в нашей стране составляет 13,2 л в год. Для сравнения: россияне выпивают почти 16 л, украинцы -  15,6, а молдаване – 18,2!  Однако радоваться в этой ситуации нам преждевременно – до среднего мирового уровня, который составляет 6,1 литра на человека, нам еще далеко. Особенно, если учесть нормы Всемирной организации здравоохранения, которая считает критическим употребление алкоголя в пределах 8 л на душу, а более высокий уровень – ведущим к постепенной деградации нации. Для решения этой проблемы правительство Беларуси уже приняло ряд мер, которые должны уменьшить «алкоголизацию» населения. В частности, совсем недавно была снижена предельно допустимая норма содержания алкоголя в крови водителя с 0,5 до 0,3 промилле, в Слуцком районе в рамках разработанного Минздравом антиалкогольного эксперимента введен запрет на розничную торговлю плодово-ягодными винами. В ближайшем будущем планируется ввести ограничения по продаже алкоголя лицам младше 21 года (сейчас – 18 лет). Возможно, будут увеличены и ставки акцизов на плодовые вина.

    Пока же объем потребляемого алкоголя в нашей стране только возрастает, что не может не радовать участников этого специфического рынка. По данным Белстата,в январе-апреле 2011 года доля реализации алкогольной продукции в общем объеме розничного товарооборота составила 10,5%! Только водки за это время было продано на 2,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. А продажи пива выросли на 24,6%. Таким образом потребление ликеро-водочных изделий возросло на 40,3%, виноградных вин – на 24,9%, плодовых – на 6,7%, коньяка и бренди – на 41,8%, игристых вин и шампанского –  на 25%.

    Рост продаж алкогольной продукции, с одной стороны, свидетельствует о расширении ассортимента, а с другой – не исключено, что потребители просто закупались впрок, переводя белорусские рубли в «жидкую валюту» или опасаясь, что любимые напитки вообще исчезнут с полок магазинов. Впрочем, факт остается фактом – несмотря на снижение доходов населения, спрос на алкогольную продукцию продолжает увеличиваться.

    Конечно, для производителей, как впрочем, и для торговой розницы, увеличение потребления алкоголя только во благо, ведь этапродукция во все времена являлась самой высокодоходной группой товаров.

    Как правило, среди товарных групп алкоголь в российской рознице стоит на первом-втором местах по прибыльности и дает от 12% до 20% прибыли. Никакие акцизы, ограничения и запреты на это особенно не влияют, – отмечает Екатерина Бузукова, VIP- тренер по категорийному менеджменту и управлению ассортиментом в рознице (г. Москва). Дорогой алкоголь приносит большую прибыль, но доля его меньше – лишь несколько процентов от общего оборота.

    Такая же ситуация и в Беларуси, где в условиях свободного ценообразования и отсутствииограничений на установление торговой надбавки алкоголь занимает значительную долю в товарообороте магазина.
     

    Ориентация на экспорт

    На сегодня рынок алкогольной продукции Беларуси на 97% формируется за счет отечественных производителей и только 3% приходится на импорт. При этом, по данным Белгоспищепрома, импорт бутилированных алкогольных напитков (виноградные вина, коньяки и др.) за пятилетку сократился почти в три раза, а удельный вес алкогольных напитков отечественного производства на внутреннем рынке за этот период значительно вырос: по водке и ликеро-водочным изделиям он составил практически 100%, по виноградным винам – 76,5%, по шампанскому и игристым винам – 96%, по коньяку – 80%.

    На данный момент мощности белорусских предприятий уже значительно превосходят потребности внутреннего рынка. К примеру, водки и ликеро-водочных изделий в 2010 году было произведено 22763 тыс. дал, в то время как требовалось 12935 тыс. дал, виноградных вин – 9409 и 4320 тыс. дал, коньяка – 316тыс. и 293 тыс. дал, плодовых вин – 25878 и 17707 соответственно.

    Большое количество игроков (на 1 января 2011 года производством алкоголя занимались 85 государственных и частных компаний) и хорошая производственная база создают довольно жесткую конкуренцию на алкогольном рынке. Выжить в таких условиях можно, только экспортируя продукцию за рубеж, на что делает ставку и правительство. Так, в 2010 году предприятия «Белгоспищепрома» поставили на экспорт 700 тыс. дал готовой продукции, в нынешнем году объемы экспорта планируется увеличить до 1 млн. дал. При этом на долю предприятий концерна в 2010 году пришлось 72% в объеме экспорта алкогольной продукции страны. На сегодня алкогольная продукция концерна поставляется в 27 стран мира, для сравнения: в 2005 году ее продавали 11 государствам.Основные покупатели – Германия, страны Балтии, Украина, Российская Федерация, Армения, Туркменистан, Молдова, Грузия, Италия, Турция, США, Новая Зеландия и др.

    Сейчас за потребителя приходится бороться каждодневно, доказывая высокое качество своей продукции и поддерживая ее постоянное наличие в товаропроводящей сети республики, – говорит Денис Мороз, директор Минского завода виноградных вин. –  Кроме того, производителям необходимо концентрироваться на исконно производимых в нашей стране категориях напитков. И, конечно, пробовать выпускать качественные продукты новых видов, например, кальвадос.

    Несмотря на вроде бы существующее единое таможенное пространство, на алкогольном рынке России белорусские производители сталкиваются с многочисленными проблемами. Возможно, из-за этого на долю нашей восточной соседки в 2010 году пришлось лишь 18% белорусского экспорта алкоголя. Вхождение в российские торговые сети требует значительных финансовых затрат, что не под силу многим белорусским компаниям. Кроме того, для продажи алкоголя необходима генеральная лицензия и регистрация в российской Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС). Для ее получения уставный фонд организации должен составлять не менее $5 млн. Созданное же в Москве белорусскими поставщиками предприятие «БеларусьАлко», имеет уставный фонд всего 10 млн. российских рублей. Поэтому белорусским экспортерам нередко приходится прибегать к услугам… российских импортеров, и, как следствие, повышать розничные цены на свою продукцию, либо реализовывать ее через собственные торговые дома – «БеларусьАлко» в Москве и сеть «Белорусский гостинец» в Санкт-Петербурге.

    Очевидно, что наша основная экспортная позиция – водка. Поставки ее за рубеж в 2010 году увеличились в 9,6 раза по сравнению с 2004-м (с 77 тыс. до 700 тыс. дал). В этом плане показателен опыт некоторых предприятий, таких как Брестский, Витебский и Гомельский ликероводочные заводы, а также предприятия «Минск Кристалл», которые  наладили поставки своей продукции в Турцию, благодаря чему белорусский алкоголь стал продаваться на 85% территории этой страны.

    В прошлом году впервые за многие годы было экспортировано 19 тыс. дал плодового вина, в основном на рынок Прибалтики! Белорусские производители так называемых «чернил» пытаются освоить и российский рынок, но пока из-за больших акцизов на эту группу вин россиянам выгоднее приобретать собственную продукцию. Есть проблемы и с экспортом виноградных вин. На сегодня в Беларуси насчитывается 57 винодельческих предприятий, около 20 из которых выпускают виноградные вина. Запросы внутреннего рынка они покрывают вполне, по крайней мере по ассортименту, но за пределами страны пользуется спросом разве что белорусское шампанское – ежегодно только в Россию его поставляется порядка 15-17 тыс. дал.

    В основном проблемы экспорта алкогольной продукции связаны с тем, что за рубежом в принципе неизвестен белорусский алкоголь. Причина тому, по мнению бизнес-консультантов, – недостаток грамотных специалистов по продвижению продукции и недостаточные для создания «громких» брэндов рекламные бюджеты. Кроме того, алкогольный рынок Беларуси практически полностью монополизирован государством. Достаточно сказать, что 5 крупнейших госпредприятий выпускают более 70% всей алкогольной продукции в стране! Крупным государственным производителям намного сложнее попасть в частные торговые сети, чем гибким клиентоориентированным российским или украинским компаниям. И хотя в Беларуси есть нормативные акты, в соответствии с которыми разрешается расходовать определенную сумму денег на продвижение отечественной продукции за рубежом, однако на деле ими никто не пользуется. У частного бизнеса своя система взаимоотношений, например, неподъемные для белорусских госпредприятий премии за «вход» на рынок, за «хорошую» полку и др.

     

    Вынужденная либерализация

    Помимо производства собственных торговых марок крупнейшие предприятия Белгоспищепрома выпускают и лицензионную продукцию известных мировых производителей. Так, Брестский ликеро-водочный завод «Белалко» по лицензии разливает водку под товарным знаком «Наркомовская Норма», Гомельский ЛВЗ – грузинские и армянские коньяки, Гродненский завод «Неманофф» – водку «Борис Смирновъ», «Минск Кристалл» – виски, молдавские и грузинские коньяки, а «Минский завод игристых вин» производит итальянское игристое белое вино «Сибилла Ирпина».

    Сейчас рынок алкоголя в стране переживает второе рождение, – считает Денис Мороз –У нас начали появляться известные торговые марки, которые бутилируются в Беларуси на условиях франчайзинга. И выяснилось, что исконно белорусские брэнды им не уступают  ни в известности, ни в качестве. А порой даже опережают!

    До недавнего времени исключительным правом на импорт алкогольной продукции в Беларуси обладало государство. Согласно Декрету Президента №3 «О некоторых вопросах государственного регулирования производства, оборота и рекламы пива, алкогольной продукции и табачных изделий», подписанному в 2008 году, завозить алкоголь в страну могли только так называемые специмпортеры, которые выбирались межведомственной комиссией в ходе конкурса. Однако у многих претендентов не раз возникали сомнения относительно прозрачности конкурса. Как правило, причина, по которой та или иная компания не попадала в число «избранных», не сообщалась и многие частные фирмы, выполнив все заявленные требования, все-таки оказывались «за бортом». Так, в2010-м и первом квартале 2011 года импортный алкоголь в страну могли завозить всего 23 компании. Всего же за эту возможность боролись 62 предприятия. 

    В апреле этого года правительство пошло на некоторое упрощение правил ввоза алкогольной продукции. Так, был расширен перечень напитков (в основном из дорогого ценового сегмента), на который не распространяется исключительное право государства на импорт. Теперь в свободном режиме в Беларусь могут ввозиться: коллекционные вина, выдержанные в бутылках не менее 3 лет, стоимостью $10 и выше, коньяки, изготовленные из спиртов, выдержанных 10 лет и более («Хеннеси», «Бисквит», «Мартель», «Курвуазье», групп V.S., V.S.O.P., V.V.S.O.P., X.O.,), вермуты, шампанское, виски, ром и джин.

    Впрочем, как считают участники рынка, такая частичная либерализация произошла не столько по причине возмущений претендентов на роль специмпортеров, сколько из-за того, что у государственных операторов возникли сложности с дистрибуцией дорогого алкоголя. Во-первых, владельцы дорогих известных марок порой просто не желали работать с государственными компаниями, от которых часто невозможно получить необходимую форму отчетности об исполнении маркетинговых бюджетов, и уходили с местного  рынка. Во-вторых, госпоставщики часто не находили общего языка с владельцами торговых сетей.

    Теперь эта проблема решена. Но возникла другая – валютный кризис, который затронул не только импортеров, но и производителей виноградных вин и коньяков. Сложнее всего оказалось выживать небольшим производственным фирмам, имеющим краткосрочные контракты на поставки и не располагающим большими запасами виноматериалов для бутилирования.

    Кризис просто подкосил многих производителей, так как импортная составляющая (сырье) в производстве вина составляет порядка 80%, – рассказывает Светлана Федоринчик, руководитель отдела маркетинга СООО Белвингрупп (ТМ Garsia). –Выживать в сложившейся ситуации сложно: приходится покупать валюту по завышенному курсу, что отражается на отпускной цене и, конечно же, на покупателе. Из-за частичного отсутствия сырья сократилось производство и ассортимент выпускаемой продукции. Приходится идти на неполную рабочую неделю, отправлять людей в отпуска… Спрогнозировать ситуацию сейчас невозможно, но, скорее всего, произойдет переориентация потребления от вин к  крепким напиткам. Покупатели начнут жестко экономить, а так как вино – продукт не первой необходимости, то следует ожидать сокращения продаж продукции этого сегмента.

    Однако, несмотря на довольно серьезные проблемы в винодельческой отрасли, в концерне «Белгоспищепром» уверены, что модернизация и техническое перевооружение белорусских предприятий, а также переход на энергоресурсосберегающие технологии позволят повысить качество и конкурентоспособность белорусской продукции. В первую очередь – снизить ее себестоимость и увеличить экспортные поставки. Положительным примером подобного подхода может служить организация производства нового для нашей страны вида алкогольной продукции – кальвадоса. Первые партии этого напитка в стране планируется произвести уже к концу 2011 года. Специалисты ожидают, что он будет пользоваться неплохим спросом, как на внутреннем, так и на внешних рынках.

    Деловые и бизнес новости
    • гость, гость

      17 Июн 10:37

      ...на крепкие напитки ...и легкие закуски...

    Добавить комментарий

    Календарь бизнес событий
    • выставки
    • презентации

    © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

    Все права защищены.

    При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

    ISSN DELO (online) 1608-1404

    220004, Минск, пр. Победителей, 11

    email: delo@delo.by