Delo.by,

    Комментарии 28 Июл 2014 16:27

    Бизнес-класс готовится к «ралли»

    Несмотря на существенный рост рынка новых автомобилей в последнее время, структура продаж не радует автодилеров. Ведь на первых строчках рейтингов – бюджетные авто. А бизнес-класс показывает отрицательную динамику. Однако ситуация может измениться к концу года.

    Игорь Клоков, «Дело»

    Вдохновляющий рост рынка новых автомобилей в прошлом году (+40% по данным «Белорусской автомобильной ассоциации») не избавил игроков от склонности строить мрачные прогнозы. Анализируя структуру продаж, эксперты замечают, что максимальный рост пришелся на бюджетные модели классов В (малый класс – рост 21%) и C(средний класс – рост 121%) и недорогие внедорожники (рост 76%). В то же время класс E(ExecutiveCars, то есть «машины для директоров») или «бизнес-класс», продавался хуже, чем год назад, спад составил более 11%. Между тем, именно с этим классом дилеры связывают обычно надежды на рост своего бизнеса. Помимо высокой маржинальности, E-класс традиционно подразумевает максимальную лояльность к фирменному сервису и другому послепродажному обслуживанию, а значит – способствует развитию инфраструктуры и диверсификации бизнеса.

    Между семейным и представительским

    Класс Eимеет в Европе вполне конкретное определение: это престижные полноразмерые автомобили (свыше 4,7 м длиной и 1,7 шириной), с двигателями объемом больше 2 л, с кузовом седан, реже – универсал, лифтбэк или купе. Цена таких автомобилей на нашем рынке – от $30 тыс. У нас чаще используется термин «бизнес-класс», он занимает среднее положение между классом полноразмерных семейных авто (D-класс) и представительским (F). Не удивительно, что к E-классу в различных рейтингах нередко причисляют отдельные авто как из класса D, так и из F-класса. Поэтому в обзорах нередко именуют бизнес-классом и семейный VolkswagenPassat, и представительский Volkswagen Phaeton. Дело в том, что концерн, который уже много лет позиционируется как любимец белорусского потребителя, не производит автомобили E-класса, чтобы не создавать конкуренцию другому сильному участнику группы Volkswagen – Audi.

    И на белорусском, и на соседних рынках три элитных немецких марки – Audi, BMWи Mercedes– покрывают большей частью потребность в автомобилях бизнес-класса своими моделями Audi A6, BMW 5, Mercedes-Benz E-класс.

    Традиционно устойчивые позиции в классе занимают японские автопроизводители. Помимо специальных люксовых брендов Lexus(с Lexus GS) и Infiniti (Infiniti-М), бизнес-класс неплохо представлен в модельном ряду основных японских автоконцернов моделями ToyotaCamryи NissanTeana соответственно. При этом Camry, скажем, на соседнем российском рынке и вовсе считается флагманом в своем классе. Менее успешен у нас продукт третьего японского автогиганта – HondaAccord. Хотя за океаном он регулярно получает высокие оценки автоэкспертов США и признан автомобилем 2013 года в Канаде.

    Свою часть рынка имеют и французы с Citroen C5 и RenaultLatitude. Правда, дается это нелегко. В борьбе за клиента дилерам приходится изыскивать дополнительные возможности для поддержания падающей покупательской способности. Например, один из салонов Citroenв Минске предлагает автокредит по ставке 12% годовых при оплате 40% стоимости авто сразу и даже беспроцентную рассрочку до двух лет, если заплатить 50% стоимости.

    В прошлом году сумятицу в сложившуюся и понятную структуру бизнес-сегмента внес Jaguar. По данным официального дилера LandRover, компании «Атлант-М Британия», продажи «Ягуара» и главным образом его модели бизнес-класса JaguarXF, росли немыслимыми темпами – почти 300% за год! Разумеется, продажи в штуках не так поражают воображение, а фантастические темпы роста – всего лишь отражение эффекта низкой базы. Ведь «Ягуар» на белорусском рынке впервые был представлен на прошлогоднем «Моторшоу».

    Более серьезные амбиции обнаруживают корейские автопроизводители. Еще недавно наиболее снобистски настроенные покупатели заявляли, что бизнес-класс и корейский автомобиль – понятия не совместимые. Это не смутило корейцев, и с азиатским упорством неразлучная парочка корейских брэндов Hyundai и Kia продолжает штурмовать эту вершину. С 2008 г. Hyundai пытается потеснить немцев и японцев в бизнес-классе со своим Hyundai Genesis. Первая попытка оказалась неудачной, автомобиль не продавался, возможно, как раз из-за снобистского предубеждения. К тому же, новичок не особенно отличался от грандов по цене, что выглядело довольно нахально. Вторая попытка состоялась весной этого года и внушает оптимизм. Но, помимо премиального Genesis, Hyundai почти 30 лет с гораздо большим успехом производит и продает модель Sonata, которую эксперты причисляют к низшему бизнес-классу, хотя шестое поколение Sonata (или Hyundai i45) уже может быть отнесено к E-классу без оговорок.

    Еще большего успеха в сегменте добилась компания Kia, входящая в Hyundai Motor Group, название которой принято расшифровывать как «Войти в мир из Азии». Действительно, Kiaуспешно отвоевывает существенные доли рынка в классах субкомпактных и компактных моделей и внедорожников. С 2010 года практически ежегодно Kiaлидирует по объемам продаж импортных легковых авто в России, а в Беларуси уверенно держится в пятерке наиболее продаваемых брэндов. Компания заявила, что в целом в мире в первом полугодии 2014 года рост продаж составляет свыше 7% по отношению к тому же периоду прошлого года, при этом на долю модели E-класса KiaOptimaприходится почти 10%. Корейские автопроизводители делают ставку на высокое качество своей продукции, и это уже не могут не замечать международные эксперты. Скажем, в недавно опубликованном 28-м отчете американской аналитической компании J.D. Power, которая оценивает качество автомобилей 2014-го модельного года по показателю PP100 (количество неисправностей на сотню автомобилей), Hyundai заняло 4-е место, уступив лишь Porsche, Jaguar и Lexus, и опередив Toyota.

    Не нужно также забывать, что и у популярного у нас брэнда Skodaесть вполне успешная флагманская модель SkodaSuperb, которая выпускается с 2008-го и, кстати, производится на заводе в Калуге. По популярности новых авто Skodaу нас идет сразу за Kia– на 5-м месте. Правда, сколько из продаваемых машин приходится на бизнес-класс, дилеры умалчивают. Но очевидно, что позиции марки у нас еще более укрепились после того, как Skodaвыступила в качестве генерального спонсора проведенного в Минске Чемпионата мира по хоккею.

    И, наконец, не стоит сбрасывать со счетов Geely. Бренд, которому открыто симпатизирует руководство страны, может предложить покупателям-бизнесменам не только бюджетный внедорожник Emgrand X7, но и свой первый седан бизнес-класса Emgrand EC8. Эта модель в Беларуси не собирается и лишь начинает поставляться на российский рынок. Но все может измениться, если китайский инвестор поверит в господдержку и сделает производство в Беларуси базовым для рынка стран таможенной тройки.

    Предпосылки для роста

    Много лет белорусские автодилеры громко заявляют о неблагоприятных условиях ведения бизнеса в Беларуси по сравнению с Россией и Украиной. Как правило, по любому поводу, влияющему на рыночную ситуацию, эксперты сразу же и даже с упреждением прогнозируют ее ухудшение, рост цен, разгул «серого» импорта, падение прибыльности ниже приемлемого уровня и тому подобные «33 несчастья», заверяя, что ведут бизнес на пределе выживания, и только лишь с целью сохранить кадры. В 2014 году такой «плач» раздавался по поводу введения утилизационного сбора, ожидаемого повышение ставки налога на добавленную стоимость, объявления данных о существенном снижении продаж автомобилей в кредит: по некоторым оценкам, в 2013 года продажи новых авто в кредит составили 15% против 60% годом раньше. А ведь авто для директора чаще всего и покупают в кредит. Но если бизнес-класс действительно так важен для развития автобизнеса в целом, то как раз сейчас сетования неуместны.

    Утилизационный сбор сильнее всего ударил по рынку подержанных автомобилей. Увеличения НДС не произошло, и вряд ли эта ситуация изменится в будущем году. По мнению экспертов «Дела», сегменты бюджетных автомобилей и недорогих SUVпосле двух лет подряд интенсивного роста приближаются к насыщению. Плавно снижается учетная ставка, что открывает перспективы для возобновления кредитования. Уже сейчас ставка автокредитования опустилась ниже 38% годовых. К тому же, в сентябре появится возможность приобретения физическими лицами автомобилей в лизинг.

    Таким образом, как раз в сегменте бизнес-класса после застоя и коррекции, ожидается «ралли» (если использовать жаргон биржевых трейдеров). Аналитики из числа игроков рынка пока не решаются об этом заявлять вслух, но именно во второй половине нынешнего года складываются объективные предпосылки для роста продаж автомобилей E-класса.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by