DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 20 Фев 2012 11:04

    «Большой скачок» – под вопросом

    В условиях Единого экономического пространства перспективы импортозамещения на белорусском фармацевтическом рынке выглядят «туманно».

    На фоне девальвации рубля фармацевтический рынок Беларуси в 2011 году впервые за много лет показал отрицательную динамику. Тем не менее, в конце осени Президент Беларуси озвучил амбициозную задачу: отечественные лекарства в денежной форме к 2015 году должны занимать не менее 50% внутреннего рынка (сейчас чуть более 23%). А экспорт в фармацевтической отрасли должен увеличиться с 25% до 50%. Глава государства потребовал от Минздрава и Академии наук совершить революционный прорыв и начать выпускать препараты «завтрашнего дня».

    Насколько выполнима эта задача – пока вопрос. Слишком много неопределенных факторов. Например, где взять очень существенные инвестиции, которые необходимы для преодоления научного и технологического отставания отрасли? Как преодолеть дефицит фармацевтов, от которого давно страдают не только производители, но и аптечные сети? Наконец, как изменится ситуация на рынке, когда сполна заработают все механизмы Таможенного союза?

    Год контрастов

    В начале 2011-го возросшие доходы населения привели к потребительскому буму. Не стал исключением и розничный фармацевтический рынок.  С каждым месяцем первого квартала продажи лекарственных препаратов в долларовом эквиваленте заметно опережали показатели 2010 года. В январе – на 14,78%, а по итогам трех месяцев – на 17,29% (или на $38,3 млн.)! Похожая ситуация наблюдалась и в апреле-мае. Причина очевидна: «валютный голод», который крайне болезненно переживала белорусская экономика, еще не коснулся фармацевтического рынка – дистрибьюторы закупали лекарства по официальному курсу Нацбанка, который уже тогда был более чем вдвое ниже рыночного. Даже в июне, после первой «корректировки курса», спрос на розничном рынке был стабилен – потребители закупались «впрок» по ценам, сформированным еще до девальвации.

    Впрочем, уже в июле ситуация резко изменилась – продажи лекарств «рухнули» и надолго. Во-первых, аптечные сети произвели переоценку товара, во-вторых, проблемы с валютой докатились и до поставщиков лекарств. Сначала продажу валюты для закупки медикаментов приостановили, затем была введена процедура согласования Минздравом заявок на ее покупку по курсу Нацбанка, а 10 октября продажа валюты на основной сессии БВФБ по статье «для оплаты лекарственных средств» вообще остановилась, и поставщикам было рекомендовано приобретать СКВ на дополнительных торгах. И только в ноябре, когда административные ограничения на валютном рынке были сняты, объемы реализации  лекарств (разумеется, по числу упаковок, а не в деньгах!) вернулись на уровень 2010 года.

    – Впрочем, уже в декабре, который традиционно считается у участников рынка «хорошим» месяцем, продажи в натуральном выражении снова упали – на 13,36% относительно декабря 2010-го и на 6% – к ноябрю 2011-го, – отмечает Дмитрий Петрович, аналитик компании «Интелликс-М». – Причем, связать эту отрицательную динамику с отсутствием сезонного роста заболеваемости ОРВИ нельзя, т.к. снижение спроса и продаж наблюдалось практически по всем группам препаратов. Об этом свидетельствует и статистика запросов нашего информационного интернет-ресурса Tabletka.by.

    В результате по итогам года объем рынка упал впервые за несколько последних лет. С $676 млн. до $650 млн.(в оптовых ценах), причем в денежной форме – на 3,84%, а в натуральной – на 0,24%. Что же касается доли белорусских производителей, то она за 2011-й практически не изменилась и составила 23,52% в деньгах (2010-й – 23,4%) и 58,75% – по числу упаковок (год назад – 58,37%).

     

    Верхи – хотят.

    Низы – не могут?

    Курс на увеличение рыночной доли отечественных лекарств в Беларуси взяли еще в 2006 году, когда в концерне «Белбиофарм» была разработана отраслевая программа импортозамещения на 2006-2010 годы. Планировалось освоить 40 новых лекарственных средств и за счет этого сэкономить на закупках около $10 млн. Эта задача, к слову, была втрое перевыполнена всего за четыре года – выпущено 57 препаратов, а фактическая экономия бюджетных средств составила около $30 млн.. К 2010 году каждая вторая упаковка проданных в стране лекарств уже была белорусского производства.

    Тем не менее, основная доля денежных потоков на фармрынке по сей день контролируется импортерами. Прирост продаж отечественных производителей и до кризиса не превышал 1-2% в год, а чтобы выполнить поручение Президента, им придется увеличить оборот на 27% всего за пять лет! Есть сомнения, что отечественная промышленность готова к такому мощному рывку по наличию кадров, научному потенциалу, финансовым возможностям, и даже – по состоянию производственных мощностей.

    Только три отечественных предприятия (Белмедпрепараты, Борисовский завод медицинских препаратов и Фармлэнд) стабильно входят в ТОП-10 по продажам в упаковках. Вдобавок многие белорусские производители работают в достаточно узких нишах, например, исключительно в «госпитальном» сегменте (как «ТрайплФарм» и др.). Т.е. в рамках импортозамещающих программ они производят небольшой перечень продукции, которая не попадает на аптечный рынок, а полностью закупается больницами. Мощностей для значительного наращивания производства и экспорта у них просто недостаточно. В России, на которую приходится более половины белорусских экспортных поставок, наши лекарства, несмотря на все госпрограммы и усилия маркетологов компаний занимают менее 0,42% рынка.

    Научный и кадровый потенциал отрасли – также большая проблема. К сожалению, фармацевтов в стране не хватает просто катастрофически! Об этом говорят и производители, и представители аптечных сетей..

    Наконец, большие сомнения вызывает способность производителей профинансировать тот самый научный и технологический прорыв, о котором говорят «наверху». По словам заместителя министра здравоохранения, директора департамента фармацевтической промышленности Геннадия Годовальникова, сейчас в Беларуси по полному циклу, начиная от субстанции и заканчивая упаковкой, производится только 60 препаратов. Все остальное наполовину состоит импортных субстанций, которые закупаются преимущественно в Индии и Китае. «Заместить» этот импорт часто вообще невозможно, а в остальных случаях экономически нецелесообразно, поскольку это очень энерго- и ресурсозатратное производство. Вдобавок порядка 80% отечественных лекарств по-прежнему являются дженериками, т.е. «клонами» импортных препаратов. Их цена на рынке – невелика, т.е. заработать на них можно только за счет больших объемов. Что, с учетом необходимости закупок импортного сырья, создает замкнутый круг.

    Между тем, по словам Александра Фандо*, генерального директора ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов», чтобы разработать даже не оригинальный, а дженериковый препарат и вывести его на рынок, нужно от 3-х до 5 лет и сотни тысяч долларов. К примеру, процедура регистрации нового лекарства в Евросоюзе обойдется не менее чем в $300 тыс., не считая расходов на рекламу и продвижение. Денег же у белорусских производителей после девальвации стало намного меньше. Более того, некоторые специалисты в свете сложной экономической ситуации в стране прогнозируют падение продаж в 2012 году на 10-15%.

     

    В чью пользу

    союз?

    Еще один большой фактор неопределенности – Таможенный союз (ТС). До сих пор он никак не сказывался на положении дел на рынке, поскольку решение о взаимном признании регистрационных удостоверений на медпрепараты участниками ТС до сих пор не принято. Ожидается, что это произойдет в конце 2012 года, и с 2013-го в Едином экономическом пространстве (ЕЭП) начнет действовать общая система регистрации лекарств и общие стандарты клинической, лабораторной, производственной и аптечной практики (аналоги международного стандарта GMP).

    Впрочем, плюс это или минус для отечественных фармкомпаний – тоже вопрос. С одной стороны, они будут избавлены от дорогостоящих и трудоемких процедур регистрации белорусских лекарств в странах ТС, что позволит быстрее продвигать их в аптечные сети. Кроме того, если все-таки будут выработаны единые требования к маркировке лекарств, это позволит упаковывать белорусские лекарства в одну стандартную упаковку. А не разрабатывать, как сейчас, отдельные виды упаковки для российского или казахстанского внутреннего рынков.

    С другой стороны, аналогичные условия будут и у российских производителей. И это – серьезный фактор риска, как бы мы ни успокаивали себя тем, что наши ведущие заводы  технически и по объему производства не уступают российским, и что последние до сих пор не особенно «активничали» на нашем внутреннем рынке. Опасностей для белорусских компаний в ТС может оказаться даже намного больше, чем сейчас представляется.

    Во-первых, российские фармкомпании – не чета белорусским просто потому, что они намного крупнее и располагают значительно большими ресурсами. Многое из того, что мы только еще собираемся «импортозамещать», там уже поставлено на поток. И как только барьеры в виде национальных сертификатов будут сняты, эта продукция хлынет на полки наших аптек. Кроме того, пока неясно – будут ли считаться произведенными в ТС лекарства, которые на его территории только фасуются? Таких «отверточных» заводов в России – очень много. И, кстати, что помешает российским дистрибьюторам зарубежных компаний растаможивать товар в России, а потом ввозить его в Беларусь? Причем, если потребуется, по цене она легко «перебьет» предложения белорусских поставщиков. Ведь россияне за счет одних лишь объемов закупки получают от иностранных производителей весьма значительные скидки.

    Во-вторых, основной объем инвестиций в медицинскую отрасль наверняка пойдет в обход Беларуси. И не только потому, что в Европе у нас не самая лучшая репутация. К сожалению, у нас нет никаких особых преимуществ для инвесторов, которые хотели бы создать производство на территории ЕЭП. Риски же, по мнению инвесторов, намного большие, чем в России. Тем более, что затраты на создание производства в двух странах примерно одинаковы, а вот емкость российского рынка несопоставима с белорусским – $13,5 млрд. против $650 млн.

    Одним словом, оценить степень «союзного» влияния на белорусскую фармацевтическую отрасль довольно сложно. Пока лишь можно предположить, что потенциальные выгоды – весьма туманны, а серьезное ужесточение конкуренции на внутреннем рынке – вполне реально. Что также ставит под угрозу выполнение импортозамещающих планов правительства – если «чистые» импортеры и уступят каким-то образом свою долю белорусского рынка, то ее, скорее всего, «подберут» российские компании.

    *Лауреат конкурса «Человек Дела-2011» в номинации «За успешное применение новых технологий и методов управления».

     

    Динамика продаж медпрепаратов на белорусском рынке в 2011 году

    Рынок

    2010-й. Оптовые продажи, $

    2011-й. Оптовые продажи, $

    Динамика 2011/2010, %

    Аптечные сети

    500.471.524

    530.299.443

    + 5,96

    Больницы

    175.875.021

    120.064.259

    - 31,73

    ИТОГО

    676.346.545

    650.363.702

    - 3,84

    Источник: Интелликс-М

     

    Объем  белорусского фармацевтического рынка в оптовых ценах, $ млн.

    2008                               597

    2009                               615

    2010                               676

    2011                               650

    Источник: Интелликс-М

     

    Динамика розничного фармацевтического рынка Беларуси в 2010-2011 годах, $ млн.

     Источник: Интелликс-М

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by