Delo.by,

    Комментарии 10 Апр 2012 14:00

    Белорусские грузоперевозчики проигрывают конкурентную борьбу иностранным компаниям

    По данным белорусской статистики, доходы от транзита через территорию страны за 2011 год увеличились более чем на 9% и составили $2,65 млрд., а экспорт транспортных услуг составил $3,5 млрд. Более четверти этой суммы обеспечили белорусские автоперевозчики, которые экспортировали услуг на $940,2 млн. Это на 38,2% больше, чем в 2010-м году. По словам министра транспорта и коммуникаций Беларуси Ивана Щербо, в 2012-м отечественные автотранспортные компании должны увеличить экспорт услуг еще более значительно – не менее чем до $1 млрд.

    Однако ситуация, сложившаяся на рынке к концу зимы, пока оставляет под вопросом реальность этих планов. Уже в конце октября 2011-го белорусские перевозчики начали отмечать нарастание негативных тенденций. В ноябре-декабре ставки фрахта на рынке упали на 15-20%. В начале 2012-го ситуация также оставалась довольно сложной. По данным Национального статистического комитета, в январе в Беларуси всеми видами транспорта было перевезено 35,2 млн. т. грузов, что на 2,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Но при этом автомобильные грузоперевозки составили 6,9 млн. т., что примерно на 15% меньше, чем в январе 2011 года.

    Как отмечают эксперты журнала «Дело», проблемы с фрахтом связаны, в первую очередь, с негативными тенденциями в экономике Еврозоны, которая обеспечивает основную долю транзита на самом доходном для белорусских перевозчиков маршруте ЕС – Россия. Ситуацию усугубляет еще одна проблема – трудности с получением белорусскими компаниями достаточного количества разрешений на осуществление поездок в Россию. И ни Таможенный союз, ни запуск механизмов ЕЭП пока ничего не изменили в этом вопросе. Минтранс и БАМАП в прошлом году попытались добиться от России отмены разрешительного принципа на перевозки по территории Таможенного союза перевозчиками государств, входящих в его состав. Но россияне – прежде всего, АСМАП (российский аналог БАМАП), защищая свой рынок, «стоят насмерть». Ссылаясь на опыт Евросоюза, где разрешения для перевозчиков отменялись постепенно, российская сторона настаивает на 10-летнем переходном периоде, в течение которого предполагается провести поэтапную либерализацию рынка перевозок в Таможенном союзе.

    А вот польские и литовские компании с успехом обходят эти ограничения. Имея много двусторонних разрешений на прямую перевозку из своих стран в Россию, они ввозят к себе грузы из ЕС, переоформляют документы и, уже как свои, везут эти грузы в Россию. По подсчетам российских экспертов, потери фрахта российскими перевозчиками из-за применения подобной схемы составляют около $200 млн. в год. Потери белорусов в результате таких «обходных маневров» никто не подсчитывал, но доля отечественных компаний на транзитном маршруте ЕС – Россия начинает сокращаться. По некоторым оценкам, она сейчас составляет от 10 до 15%. Как следствие – все больше белорусских перевозчиков переводят свой бизнес в Брянск или Смоленск, что дает им возможность работать без всяких ограничений.

    Подробнее об этом читайте в печатной версии свежего номера журнала «Дело», главная тема которого – «Телекоммуникации и связь». А из рубрики «Личный капитал» вы сможете узнать, как заработать на российском фондовом рынке.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by