DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 17 Окт 2011 14:15

    Гонки по горизонтали

    Проникновение мобильной связи в Беларуси практически достигло потолка. ИGSM-операторы начинают искать новые источники дохода.

    Операторы мобильной связи, внешне спокойно пережив первые месяцы валютного кризиса, к осени словно исчерпали запас терпения. Одно за другим замелькали сообщения о повышении тарифов. Но даже не это главный индикатор тяжелого положения дел в GSM-компаниях, а внезапно наступившая чрезвычайная информационная закрытость. Тем не менее, даже по той информации, которая просачивается в форме отшлифованных пиар-службами пресс-релизов, можно составить впечатление о реальном положении дел и перспективах белорусского рынка мобильной связи. Очевидно одно: «вертикальный» рост рынка с постоянным увеличением абонентской базы сменился периодом «горизонтального» расширения – расширением пакета услуг и улучшением качества связи.

     

    Роскошь разговора

    Простейший способ антикризисного финансового менеджмента в условиях девальвации, разумеется, – пропорциональное повышение тарифов. Без этого GSM-операторам, как и другим компаниям, преимущественно работающим на внутреннем рынке, никак не обойтись. Но каждый при этом следует своей собственной политике.

    Старейший оператор velcom– наиболее консервативен. Он повысил тарифы дважды: на 10% и на 7%. МТС ведет себя более сдержанно: после первого подорожания на 10% было сделано заявление, что дальнейшее повышение тарифов не планируется. Хотя на отдельные услуги, как «МТС-Поиск» (запрос на определение местоположения абонента), в сентябре цены все же выросли. Наиболее яркий пример индивидуального маркетингового поведения – life:). Этот оператор проводит «точечное» повышение тарифов – от 10 до 50%, причем отчетливо видно, что компания делает ставку на передачу данных. Интернет-тарифы повышены в наименьшей степени, а оплата «анлимов» (безлимитного трафика) вообще оставлена без изменений.

    Даты повышения тарифов, как правило, привязываются к рубежам кварталов. В этом нет ничего удивительного, поскольку в нашей стране финансовая политика традиционно строится на основе квартальной отчетности. Но нельзя не заметить, что теперь корректировка тарифов носит преимущественно «прецизионный» характер: операторы крайне осторожны и не хотят рисковать долей рынка, распугивая абонентов огульным подорожанием.

    Приходящийся на период отпусков «чёс» по роуминговым услугам в этом году не все операторы приняли в расчет: снизить тариф, чтобы увеличить оборот – на этом не захотели сыграть ни velcom, ни life:), оставив без ответа призывы «Белтелекома». Госоператору ничего не оставалось, как поддержать свою инициативу за свой же счет в принадлежащем ему наполовину МТС. В июле генеральный директор «Белтелекома» Сергей Попков заявил: «Мы просчитали, что за счет снижения роуминговых тарифов число абонентов вырастет. Тем самым, имея более дешевые тарифы, но большее число абонентов, ни МТС, ни Белтелеком ничего не потеряют». Расчет, похоже, оправдался. По данным МТС, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года общий объем передачи данных в роуминге вырос на 150%. В расчете на одного абонента МТС рост интернет-трафика в роуминге за три летних месяца составил 105%, а общий рост объема голосового трафика в роуминге – около 26%.

    Тем не менее, во втором квартале все операторы объявили о потерях. И хотя новые отчеты пока не обнародованы, нет оснований полагать, что эта тенденция не продолжилась и в третьем квартале. Выручка МТС во втором квартале 2011 г. уменьшилась на 4,3% по сравнению со 2 кварталом 2010 г., и на 13% по отношению к первому кварталу 2011 г., до $103,7 млн. Правда, количество абонентов выросло на 4,3% – до 4,775 млн. чел. Покрытие компании охватывает 97,8% территории Беларуси, на которой проживает 99,7% населения.

    По итогам первого полугодия 2011 г. выручка velcomвыросла на 27,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила Br790,8 млрд., в том числе Br420,2 млрд. за 2-й квартал. В валюте эти показатели выглядят менее оптимистично. Но число абонентов velcom также увеличилось до 4,461 млн., количество пользователей мобильного Интернета достигло 763 тысяч (прирост за второй квартал составил 32 тысячи абонентов). Число абонентов, подключивших пакеты мобильного Интернета, достигло 513 тысяч. Доля рынка velcomсоставила 40,8%, покрытие – 95,3% территории Беларуси, на которой проживает 100% городского населения, проникновение выросло на 1,7 % по сравнению с первым кварталом и достигает 115,4%.

    Выручка life:) во втором квартале 2011 г. составила $16 млн. против $17,3 млн. в первом квартале. Количество абонентов снизилось с 1,7 млн. до 1,6 млн.

     

    Безграничное счастье

    Если рынок голосового трафика уже насыщен и поделен, то в части передачи данных и широкополосного доступа в Интернет – все иначе. И это сразу понял последний из вышедших на рынок GSM-операторов –  life:). Первым построив сеть 3Gв Беларуси, life:) существенно поколебал уверенность «старших» участников рынка, которым пришлось его догонять. Сегодня гонка перенеслась на поле предложения «безлимитных» планов (неограниченного Интернет-доступа) и приобрела непривычный для бизнеса динамизм. Life:) снова первым успел предложить «анлим» на скорости 128 и 512 Кбит/с, но буквально через неделю «настоящий анлим» предложил и МТС, причем, вдвое более интересный по стоимости. Velcomже не торопился включаться в эту «гонку». Заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ИП «Велком» Мартин Липпауц заявил, что наличие безлимитного доступа повлечет снижение качества связи, и velcom «осторожно подходит к выводу подобных предложений в своей линейке тарифных планов». Тем не менее, никому из участников рынка не уйти от того, чтобы прорабатывать подобные предложения. Другого формата борьбы за расширение и удержание своей доли на рынке мобильной связи сегодня просто нет, и все операторы констатируют рост именно в сегменте передачи данных, поощряя его, в том числе и тарифной политикой.

    «Безлимитный» мобильный Интернет все-таки является безлимитным условно и еще долго будет таким оставаться. Действительно, чтобы совсем «не упала» сеть, ретивость тех, кто качает  по беспроводному каналу тяжелый контент, приходится сдерживать «административными методами». Life:) для своих «анлимов» предусматривает ограничение скорости передачи данных до 64 Кбит/с в случае превышения объемов трафика в месяц в объеме 10 ГБ на скорости 128 Кбит/сек и 30 ГБ – для 512 Кбит/сек. «Анлим» МТС, предоставляемый на скорости 1024 Кбит/сек, предполагает ее снижение в 4 раза после потребления 1 ГБ трафика в сутки. В каком направлении будет развивать свои предложения МТС – несложно догадаться, если учесть, что оператор внедрил платформу DPI (Deep Packet Inspection – «глубокая инспекция пакетов»). DPIпозволяет распознавать качество трафика и соответственно назначать приоритеты и даже по-разному тарифицировать трафик, например, использование Skypeили скачивание с торрентов в отличие от обычного серфинга в Сети. Подобный подход используют российские операторы, поскольку он дает возможность для повышения качества доступа ограничивать скорость передачи данных для определенного типа контента при сильной загрузке сети в месте нахождения клиента.

    Как долго life:) еще будет являться самой развитой в стране 3Gсетью? Вероятно, недолго, с учетом объявленного существенного снижения его капиталовложений. Недавно МТС объявил о том, что 3Gуже охвачены все райцентры Беларуси. Постоянно расширяет 3G-покрытие и velcom, предлагая решение на базе Dual-Carrier HSPA (так называемый «стандарт 3,5G»), который обеспечивает высокое качество в нагруженных сетях. Очевидно, что в ближайшие годы все три оператора обречены расширять предложения по 3G-доступу, поскольку объективные и субъективные обстоятельства исключили возможность перехода в Беларуси от сетей второго поколения сразу к сетям четвертого.

     

    4Gотодвигается

    Первая GSM-сеть была построена в Финляндии компаниями Telenokia и Siemens (сегодня Nokia Siemens Networks) ровно 20 лет назад. Примечательно, что именно эта компания, совместно с «Белтелеком» и МТС, в 2011 г. провела в Беларуси тестирование сетей четвертого поколения (4G) по технологии LTE. Испытания прошли успешно. При проведении полевых тестов, когда LTE-модем был подключен к ноутбуку внутри движущегося автомобиля, скорость передачи данных от базовой станции к абоненту составляла 87 Мбит/с, в обратном направлении – до 24 Мбит/с. В лабораторных условиях показатели составляли 108 и 32 Мбит/с соответственно.

    Тем не менее, ни один белорусский оператор не принял участие в тендере для выделения частот для LTE, который Минсвязи проводило летом. 30 августа конкурс, на котором выставлялось 2 лота, повторно был признан несостоявшимся. Комментарии со стороны действующих операторов сводились к двум позициям: построение LTEв Беларуси преждевременно, так как рынок к этому не готов, а предложения по цене – неадекватны. Документы между тем запросили девять компаний при четырех действующих в стране операторах мобильной связи. Кто остальные? Не обошлось без спекулятивного интереса со стороны зарубежных операторов. В частности, не особенно скрывала свою заинтересованность группа компаний «Антарес», которая уже владеет LTE-частотами в России, Украине, Вьетнаме и Камбодже. В планах холдинга – получение частот еще в 12 странах СНГ, Азии и Африки с целью дальнейшей перепродажи, в том числе и в Беларуси. Аффилированная с «Антаресом» компания Alltech Telecom также занимается получением LTE-частот по всему миру, и она намерена получить LTE-частоты в десятке стран, в числе которых Беларусь, Грузия, Казахстан, Узбекистан.

     

    Вендоры подставят плечо?

    Мировая практика взаимодействия мобильных операторов с производителями телефонов и модемов давно прижилась и у нас.

    Продажа оборудования по долговременному контракту на обслуживание (на год или даже полтора) лучше всего идет у life:): здесь большой выбор планов и привлекательных устройств – смартфонов, «тачфонов», планшетных компьютеров, не говоря уже о пресловутых модемах «3Glife». Оператору удалось наладить взаимовыгодные отношения с китайскими производителями Huaweiи ZTE. Не в последнюю очередь благодаря этому сотрудничеству оба вендора основали в Беларуси свои представительства.

    МТС предлагает модемы и смартфоны под собственным брэндом от тех же производителей, и тоже с немалым успехом. И этим не ограничивается: недавно было объявлено о подписании соглашения о прямом сотрудничестве с Samsung Electronics. Южнокорейский концерн в последние годы с нарастающим успехом конкурирует на мировом рынке мобильных устройств, бросая вызов даже Apple. Первым результатом сделки МТС и Samsungстало предложение в Центрах обслуживания МТС как раз «флагманского» смартфона Galaxy S II, из-за которого между Samsungи Appleразразился скандал. Представительство Samsung Electronics Rus Companyв Беларуси работает с октября 2007 г. Его глава Йон Су Чой предрекает, что в ближайшие годы спрос на смартфоны в Беларуси будет расти: «Об этом свидетельствуют и данные по объемам продаж мобильных устройств Samsung. Так, если в первом квартале текущего года доля смартфонов в общем объеме продаж телефонов составляла 21%, то во втором квартале она выросла до 48,2%».

    Два года назад velcomпровел яркую презентацию установления прямых партнерских отношений с Lenovo– китайским производителем ноутбуков и нетбуков. Портативные компьютеры продавались в  Центрах velcom, для чего вендор провел массированную рекламную кампанию.

    Между тем политику вендора в регионе оператор в состоянии корректировать, особенно в экстремальных условиях, которые создал нынешний кризис. Интересное мнение о взаимоотношениях операторов и производителей «железа» на современном этапе выразил генеральный директор ЗАО «БеСТ» Озджан Эрмиш, заявив, что «каждый разумный поставщик мирового уровня должен в качестве наиболее важной стратегии принять адаптацию к условиям той или иной страны». В случае Беларуси и нашего валютного кризиса оператор может попросить вендора «подставить плечо» – например, согласиться получать свою прибыль в рублях. По словам О. Эрмиша, Huaweiна это пошел. Такой формат отношений возможен в том случае, когда вендор найдет, куда вкладывать эти средства. Например, если у него здесь есть представительство или хотя бы аффилированная структура.

    Еще одно перспективное направление развития мобильного бизнеса – это сотрудничество операторов с банковскими структурами. Мы здесь не пионеры – в России давно уже появились совместные проекты операторов и банков. У нас три года назад МТС вместе с «Паритетбанком» и софтверной компанией «БиСмарт» создали систему мобильных платежей iPay, которая дает возможность абоненту оплачивать услуги любого рода со своего эккаунта у мобильного оператора. К этой системе уже присоединился life:). Ведутся переговоры и с velcom. Такое «мирное сосуществование» операторов даже удивительно. Очевидно, в условиях кризиса интересы бизнеса перевешивают неприязнь к конкурентам.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by