Delo.by,

    Комментарии 26 Фев 2016 13:00

    Структурные реформы: низы – хотят, а верхи?

    В Беларуси готовятся сразу две программы выхода из экономического кризиса. Какой путь можно считать наиболее перспективным?

    Владимир Тарасов, специально для «Дело»

     

     

    Перед выборами Президента РБ правительство нашей страны, да и сам Александр Лукашенко заинтриговали жителей Беларуси разговорами о реформах, которые могут быть осуществлены в стране после выборов. Чиновники сообщили о подготовке новой программы преобразований в стране на 2016-2020 годы, призванной вывести страну из кризиса. Но по каким-то причинам эти реформы руководство страны решило обсудить не до выборов, а после них.

    И, действительно, буквально через пару недель после победы на выборах, Александр Лукашенко в ходе ряда совещаний высказал свое мнение о будущей новой экономической политике страны. О программе преобразований в экономике рассказали и члены правительства. И тут стало ясно, что у руководства Беларуси есть не одна программа вывода нашей страны из кризиса, а целых две. Одна − у Президента, вторая − у правительства.

    Версия №1

    Свое видение реформ Александр Лукашенко представил на совещании по актуальным вопросам развития страны, состоявшемся 20 октября. Он заявил, что «реформировать будем, совершенствуя то, что есть», так как в стране нет и не будет денег на то, чтобы до основания ломать что-то, а потом героически воссоздавать.

    «Некоторые говорят: есть кредит доверия и надо провести непопулярные меры, причем очень быстро, читай − надо быстренько резать по живому. Когда будете президентами, тогда будете резать. Я никого и ничего резать не намерен. А, если хотите резануть, начнем с тех, кто это предлагает», − выразил свое отношение к непопулярным мерам Президент.

    Столь же критически он выказался и в отношении программ реформ, подготовленных в соответствии с учебниками: «Мне предлагают на будущий год некоторые кабинетные проекты, рассчитанные по букварю или максимум по учебнику экономики, взятому в вузе. Положите это для своих детей и изучайте сами в свободное время, если вам это надо».

    Вместо всего этого Глава государства предложил совершенствовать то, что есть: «у нас достаточно сил и средств, чтобы не останавливаться, а совершенствоваться. И в этом суть наших реформ».

    Более того, Президент считает, что условия для улучшения ситуации сейчас есть. Свою точку зрения он обосновал следующим образом: «Вы всегда говорили, что очень высокие цены на энергоносители и сырье, которых у нас нет. Все остальное имеется − технологии, грамотные подготовленные люди. Сегодня цены на сырье – самые низкие. Производите и продавайте».

    Александр Лукашенко заявил, что сейчас очень важным является вопрос роста производства и, в связи с этим, – экспорта выпускаемой продукции, и потребовал от чиновников расписать буквально поштучно каждый трактор, автомобиль, килограмм мяса и молока и определить, куда их поставлять, и кто будет ответственным за это. По мнению Президента, контроль за этим, должен быть ежеквартальным, а по некоторым позициям − ежемесячным. Он также обратил внимание на важность исполнительской дисциплины, без которой невозможно реализовать ни одно мероприятие, и заявил, что исполнительская дисциплина является вопросом №1.

    На предприятиях Президент запретил осуществлять сокращение численности работающих без их трудоустройства. Он заявил, что «людей, которые хотят работать, выбрасывать на улицу никто не имеет права». И предупредил участвовавших в работе совещания чиновников, что за такие действия те получат уголовную ответственность.
    Глава государства также обратил внимание на систему ценообразования, отметив, что в настоящее время основную прибыль получает не производитель, а «те, кто потом работает с этим товаром». Слишком много, по мнению Президента, зарабатывают и банкиры, в связи с чем он заявил: «В банках надо снять всякий жир вплоть до доведения конкретных показателей по зарплате и оплате труда в зависимости от того, сколько они привезли в страну дешевых денег».

    В тот же день, 20 октября, Александр Лукашенко принял с докладом председателя Комитета государственной безопасности Беларуси Валерия Вакульчика и поставил перед ним задачу по организации работы, направленной на выявление и пресечение деятельности в сфере теневой экономики.

    А еще через два дня – 22 октября – на совещании по развитию базовых организаций деревообработки Президент Беларуси уточнил свое видение реформ, обсуждая стратегию развития деревообрабатывающей отрасли Беларуси: «Стратегия заключалась в том, что нам надо структурно реформировать нашу экономику (а это и есть как раз структурная реформа), чтобы удельный вес производимой реализованной продукции на внутренний и внешние рынки был связан с собственным сырьем. Чтобы избежать зависимости, как это у нас случилось по другим отраслям экономики, от других государств по сырью».

    Приведенные рассуждения Президента раскрывают его представления о реформах. Судя по всему, речь идет о продолжении той же политики, которая реализовывалась в Беларуси на протяжении последних лет. Ее идея в том, что экономику должны развивать чиновники, управляющие государственными предприятиями под руководством правительства и контролем со стороны правоохранительных органов.

    Версия №2

    Видение реформ со стороны правительства изложил, в частности, первый заместитель министра экономики Александр Заборовский на XVI Международной научной конференции «Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития: структурные реформы и экономический рост», которая состоялась 23 октября в Минске.

    Он сообщил, что структурные реформы − это рост эффективности сочетания труда и капитала, резкое снижение зависимости от мировой конъюнктуры, гармоничное развитие частного и государственного секторов с бурным развитием одного и ростом эффективности другого.

    По мнению первого заместителя министра, источников роста экономики нашей страны будет два. Первый – это экспорт, увеличить который позволит проводимая валютная политика, обеспечивающая поддержку конкурентоспособности белоруской продукции и непривлекательности импорта. Вторым источником экономического роста в Минэкономики видят более интенсивное использование иностранных кредитных ресурсов.

    В целом, это напоминает взгляды Президента, но в некоторых вопросах имеются существенные отличия. В частности, правительство собирается уменьшить контроль за ценами, перейти от директивного к индикативному планированию, а также разделить функции государства как собственника и как регулятора деятельности предприятий. Финансовую политику правительство Беларуси собирается проводить жесткую, для чего количество госпрограмм планируется сократить, а их финансирование осуществлять только по конкурсу через Банк развития РБ.

    Правда, тут могут быть проблемы. Александр Заборовский заметил следующее: «Отключение от бюджетной кормушки неэффективных предприятий неизбежно приведет к их финансовой несостоятельности. Предприятия, которые окажутся не в состоянии без нее существовать, должны быть ликвидированы или реструктуризированы».

    Как это согласуется с явным запретом Президента «выбрасывать людей на улицу» – пока непонятно. Впрочем, правительство наверняка учтет это требование. По крайней мере, как сообщил 22 октября начальник отдела международной технической помощи Министерства экономики Беларуси Иван Бельчик, в настоящее время с международной финансовой помощью реализован проект разработки программы социальной поддержки городов, которые имеют градообразующие предприятия. Разработаны методики, позволяющие решить проблему того, каким образом трудоустроить население в случае, если градообразующее предприятие либо закрывается, либо вынуждено реформировать производство, чтобы повысить конкурентоспособность.

    Реализуется также и проект международной техпомощи по поддержке приватизации через Национальное агентство инвестиций и приватизации. В рамках этого проекта выбраны несколько предприятий Беларуси, которые сейчас готовятся к приватизации по лучшим европейским методикам. Но эти предприятия относятся к среднему уровню, и запускать эту программу на крупных предприятиях пока не планируется.

    Кроме того, негативных последствий, связанных с сокращением занятости в целях повышения эффективности производства, чиновники надеются избежать за счет выхода людей на пенсию. В Министерстве экономики РБ подсчитали, что за следующую пятилетку рынок труда страны за счет естественной убыли трудоспособного населения покинут около 200 тыс. человек. Похоже, удерживать пенсионеров на работе не будут. А проблемы с дефицитом финансовых ресурсов правительство надеется решить посредством активного привлечения частных инвестиций, для чего разрабатывает программу государственно-частного партнерства.

    Вместо резюме

    Как видим, предложение правительства в отдельных вопросах существенно отличаются от мыслей Президента о реформах. Глава государства хочет ужесточить дисциплину и контроль, переведя экономику на собственные ресурсы. А правительство намеревается предоставить больше свободы руководству государственных предприятий и улучшить некоторые условия для бизнеса в целом. При этом правительство готовит меры, которые теоретически позволяют реформировать неэффективные предприятия, обеспечивая социальную защищенность населения.

    В целом противоречия между намерениями правительства и Президента являются довольно существенными. Какая программа реформ будет одобрена в таких условиях –  сказать сложно. Скорее всего, Глава государства частично разрешит правительству проводить какие-то преобразования, но одновременно потребует сохранить административное управление экономикой. Чего при этом окажется больше – реформ, или их имитации, станет понятно уже в ближайшее время.

    Такой вывод был сделан по результатам исследования, проведенного в прошлом году Белорусским институтом стратегических исследований (BISS) в рамках проекта «Рефорум». На вопрос, нужны ли в Беларуси реформы, 42,8% опрошенных ответили, что реформы однозначно нужны, еще 32,7% считают, что скорее нужны, чем нет.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by