Delo.by,

    Комментарии 18 Янв 2016 12:34

    Между спросом и предложением. Утром – деньги, вечером – стулья

    В Беларуси мало сфер деятельности, где бы в последние годы наблюдался подъем. Среди них – торговля товарами, которая осуществляется на Белорусской универсальной товарной бирже (БУТБ)

    Владимир Тарасов, специально для «Дело»

     

    Даже в условиях кризиса и снижения ВВП, число участников биржевой торговли продолжает увеличиваться, причем, практически теми же темпами, что и с момента начала ее активной деятельности в 2007 году.

    По данным БУТБ, на конец октября текущего года число участников достигло 15 485, тогда как на начало года их было 14 308, а на конец 2007 года – всего 3 955. Сейчас на белорусской бирже работают компании из 57 стран, в том числе 3,3 тыс. нерезидентов. По данным на конец 2014 года, в списке товаров, допущенных к биржевой торговле, насчитывалось около 3 тыс. позиций.

    Впечатляют и объемы: за январь-октябрь текущего года на бирже было заключено сделок на Br15,8 трлн., из них на Br5,7 трлн. – на внутреннем рынке, на Br4 трлн. – на экспорт, и на Br6,1 трлн.  – импортных операций.

    У такого успеха есть объективные причины, одна из которых – это то, что БУТБ, собственно, не является биржей.

    Продавцы и покупатели совершают на ней сделки, преимущественно, самостоятельно: они сами договариваются об объемах, сроках и способах поставки товара и оплаты за него. То есть, биржа фактически представляет собой электронную площадку, на которой встречаются покупатель и продавец. В этом и состоит привлекательность торговли на ней. Продавец товара выставляет заявку на продажу, которую видят тысячи потенциальных покупателей по всему миру. Покупатели могут выставлять встречную заявку, и таким образом происходят торги до тех пор, пока покупатель и продавец не договариваются о ценах и других условиях.

    В то же время, на бирже работают и брокеры, услуги которых также востребованы,  поскольку далеко не все предприятия имеют возможность и желание заниматься торговлей самостоятельно. В настоящее время около 40% сделок на БУТБ заключается через брокеров. За свои услуги биржа берет только сбор в размере от 0,01% до 0,5% от суммы сделки.

    Поддержка государства фактор успеха

    Но возможность самостоятельно заключать сделки продавцу и покупателю предоставляет любая электронная торговая площадка, и БУТБ никогда не достигла бы успеха, если бы не другие факторы. И самый главный среди них – это поддержка государства. С нее, собственно, биржа и началась.

    Еще с 90-х годов прошлого века правительство Беларуси боролось с договорными и мошенническими сделками в области экспорта лесопродукции и торговли металлопродукцией, совершаемых, как правило, при участии посредников. Для разрешения этой проблемы в начале двухтысячных годов было решено сконцентрировать все такие сделки на бирже, чтобы сделать прозрачными условия покупки и продажи указанных товаров, а также создать конкуренцию среди продавцов и покупателей, по возможности устранив посредников. Это и стало причиной появления БУТБ.

    Постановление Совета министров РБ о создании биржи появилось 30 декабря 2003 года, а первые торги лесопродукцией на экспорт были проведены 2 июня 2005 года. В том же месяце начались регулярные торги металлопродукцией, а с января 2006 года – сельскохозяйственной продукцией. Таким образом, первые продавцы появились на БУТБ не добровольно, а в силу решений государства.

    В 2009 году на бирже была создана секция промышленных и потребительских товаров. Ее появление также было связано с кризисом, а  точнее – с проблемами сбыта, возникшими у многих предприятий в связи с началом мирового финансового кризиса в 2008 году. Начали расти складские запасы, которые надо было распродавать. И биржа организовала электронную площадку – выставку товаров белорусских предприятий для потенциальных отечественных и зарубежных покупателей.

    На этой площадке сейчас можно купить чуть ли не все товары, которые производятся в Беларуси. Но наибольший интерес к ней проявляют строительные компании, доля которых в обороте в настоящее время составляет около 60%.

    Правда, тут есть проблема, связанная с тем, что предприятия стараются реализовать через биржу в основном ту продукцию, на которую они сами не смогли найти покупателя. А товары, которые пользуется спросом, и так продаются без труда. Некоторым предприятиям удается продавать свою продукцию отдельным потребителям по ценам выше рыночных, в то же время некоторым компаниям удается купить товар по ценам ниже рыночных. В этом и заключается умение торговать.

    Но по мере нарастания экономического кризиса торговать становится все сложнее, поэтому возможность найти покупателя становится все актуальнее, а биржа – все популярнее. Так, по данным за 10 месяцев текущего года объемы операций на данной площадке выросли на 57% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го и составили Br817,3 млрд., при этом были заключены 14 723 сделки.   

    Наиболее эффективно проводились торги в секции металлопродукции, где были заключены 179 393 сделки на Br15,8 трлн. Объем вырос на 19%. В секции лесопродукции темпы роста объемов торгов были выше, чем в прошлом году, и составили 24%, но сам объем меньше – Br7,1 трлн.

    Стоит отметить, что на создании секции промышленных и потребительских товаров развитие биржи не остановилось. В марте 2011 года БУТБ получила статус оператора электронной торговой площадки по осуществлению государственных закупок в электронном формате. БУТБ было поручено, в частности, продавать продукцию из государственного материального резерва. Он регулярно обновляется, и заменяемая продукция реализуется через биржу.

    Ставка на дополнительный сервис

    Фактически правительство в 2011 году снова поддержало биржу, но к этому времени ей было что предложить продавцам и покупателям и без поддержки государства.

    Одна из услуг, которую предлагает БУТБ своим клиентам, – это удобная доставка товаров. Биржа создала систему логистики, состоящую из разбросанных по всему миру биржевых складов и сотрудничающих с БУТБ биржевых перевозчиков, готовых доставить товар на эти склады.

    В настоящее время у биржи 27 биржевых складов в Беларуси, Бельгии, Болгарии, Германии, Казахстане, Латвии, Литве, Польше, России, Украине и Эстонии. Услугами этих складов могут пользоваться не только резиденты Беларуси, но и иностранные компании, причем для доставки товаров из одной из указанных стран в другую. Всего же на договорных отношениях с биржей доставкой товаров на ее склады занимаются в настоящее время семь компаний из Беларуси, Польши и Литвы.

    Освоив оказание логистических услуг, БУТБ сдала шаг по направлению к классическим товарным биржам, так как на них транспортный вопрос обычно решен стандартным образом.

    Кроме того, по мере роста масштабов деятельности биржа начала предоставлять фактически рекламные и маркетинговые услуги. В настоящее время ее клиенты получают доступ к коммерческим предложениям от 15 тысяч компаний из 57 стран мира. Таким образом, предприятия одновременно проводят маркетинговое исследование и рекламируют свою продукцию.

    Преимущества биржевой торговли на этом не исчерпываются, но уже из перечисленных выше понятно, почему БУТБ так активно развивается в последние годы. Она предложила услуги, которые позволяют увеличивать сбыт продукции, снижать расходы на ее продвижение, наращивать доходы и снижать расходы предприятий, то есть именно то, что требуется в период кризисов. Более того, в текущем году она сделала шаг к освоению нового рынка – услуг.

    Будущее за услугами

    С 15 октября 2015 года вступил в силу закон от 8 июля 2015 года № 284-З «О внесении изменений и дополнений в Закон РБ «О товарных биржах». В нем установлено, в частности, что под биржевым товаром теперь могут пониматься и услуги.

    На бирже с оптимизмом оценивают новые возможности. В первую очередь, на БУТБ рассчитывают привлечь сделки, связанные с транспортно-логистическими услугами. У биржи есть собственный опыт сотрудничества с транспортными фирмами, а в Беларуси есть довольно много подобных компаний. И, что в данном случае имеет значение, такие компании предоставляют свои услуги обычно без посредников, то есть заинтересованы в открытом заключении сделок.

    Некоторые услуги на бирже продаются уже сейчас. Например, на бирже уже три года осуществляются биржевые торги по выбору лесхозами подрядных организаций, которые будут заготавливать для них лес.

    Кроме того, в соответствие с изменениями в Закон «О товарных биржах», БУТБ начинает заниматься еще одним видом деятельности: регистрацией внебиржевых сделок, совершаемых с определенным группами товаров. Это самые разнообразные товары, но в первую очередь, продовольственные, а также лесоматериалы и металлопродукция. Среди них свинина и говядина в тушах, сливочное масло, сыры, мука ржаная, уголь, удобрения, различные лесоматериалы, фанера, различные виды проката.

    Таким образом, биржа должна решить государственную задачу – сделать прозрачным цены в данных сегментах рынка. Но это приведет к развитию еще одной сферы деятельности, которая, впрочем, на бирже и так представлена. Речь идет об информационных услугах. В настоящее время биржа предлагает своим клиентам целый ряд информационных продуктов. В первую очередь, это ежемесячный «Обзор биржевого товарного рынка», в котором содержится информация по итогам торгов по всем секциям биржевой торговли. Теперь биржа сможет анализировать не только биржевой, но и внебиржевой рынок, в результате чего повысит и разнообразит свои информационные услуги.

    Распространение списка биржевых товаров на услуги и повышение качества информационных услуг самой биржи имеют отчасти символическое значение. Само появление товарной биржи создало в нашей стране рынок новых услуг. Это именно тот путь, по которому должна развиваться экономика Беларуси.

    Другие материалы автора:

    Вложения в $– вне конкуренции по доходности

    Первый пошел… Кто на очереди?

    Операция «конвертация»

    Доллар − над пропастью?!.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by