Delo.by,

    Комментарии 15 Янв 2016 9:00

    Карты «с начинкой» и без

    Банковские карточки становятся все более высокотехнологичными и приобретают большее количество функций

    Анна Дейч, «Дело»

     

     

    Белорусское «карточное чудо»

    Белорусский эксперимент по созданию национальной платежной системы оказался на редкость успешным. Так, например, в России и Казахстане доли национальных платежных систем составляют всего около 10%. До 2006 года доля БЕЛКАРТ также не превышала этого показателя. Однако в свете угрозы экономических санкций со стороны США после президентских выборов 2006 года на государственном уровне было принято решение о поддержке национальной платежной системы и переводе работников госучреждений на выплату зарплаты с использованием карточек БЕЛКАРТ. В итоге через пять лет, к июлю 2011 года доля БЕЛКАРТ на рынке составила 36,1%. В прошлом году БЕЛКАРТ лидировала на рынке с долей в 44%, против 40% у Visa и 17% у MasterCard. Сейчас карточки национальной платежной системы занимают около 40% рынка.

    «Некоторое снижение доли БЕЛКАРТ, на мой взгляд, связано с тем, что долгое время ее эмиссионный портфель формировался в первую очередь за счет перехода на использование карточек системы БЕЛКАРТ для выплаты заработной платы работникам госорганизаций. Потенциал этого сегмента практически исчерпан, а прирост количества незарплатных карточек БЕЛКАРТ идет не такими быстрыми темпами», – объясняет Александр Сотников, начальник Главного управления развития цифровых банковских технологий Национального банка.

    Стоит отметить, что сегодня удельный вес зарплатных карточек БЕЛКАРТ в общем объеме эмиссии составляет более 80%.

    По информации Владимира Гусарова, заместителя директора ЗАО «Платежная система БЕЛКАРТ», главной причиной снижения доли БЕЛКАРТ является оптимизация банками-эмитентами своего бизнес-портфеля и вывод из оборота карточек, которые клиенты не использовали длительное время.

    В результате, если в 2014 году держатели карточек БЕЛКАРТ выполнили 361 млн финансовых операций, то в этом году прогнозируется более 410 млн (+13%). Количество активно используемых карточек с ноября 2014-го по ноябрь 2015 года возросло с 48,8% до 55,4%, а оборот за данный период – с Br96,2 трлн до Br 118,3 трлн (+23%).

    Долгое время главным «минусом» национальной платежной системы была невозможность совершать платежи за рубежом. Однако в прошлом году на белорусском рынке появился кобейджинговый проект БЕЛКАРТ/Maestro. С его помощью можно совершать расчеты везде, где принимают карточки Maestro, в том числе и в Интернете. Кроме того, эти карточки выпускаются с чипом стандарта EMV.

    В данный момент в обращении находится более 189 тыс. кобейджинговых карточек, более 90% из которых – карточки, эмитированные в рамках зарплатных проектов. Также в рамках кобейджингового проекта банки эмитируют сберегательные, пенсионные, студенческие, кредитные и дебетовые карточки.

    «Учитывая, что около 98% финансовых операций с использованием банковских карточек всех платежных систем выполняется в Беларуси, вопрос локальности карточек БЕЛКАРТ, как фактора недостаточной конкурентности, является несколько надуманным», – считает Владимир Гусаров.

    Мировые гиганты

    Доли международных платежных систем на белорусском карточном рынке к октябрю 2015 года составили: VISA – 44,1% (+3,8 п.п.), MasterCard – 13,6% (-3,5 п.п.).

    Рост эмиссии карточек VISA, по мнению экспертов, связан со стремлением банков в преддверии вступления в силу Постановления Национального банка №343 «О вопросах безопасности обращения банковских платежных карточек и функционирования объектов программно-технической инфраструктуры» от 26 мая 2014 года, максимально выдать имевшиеся запасы карточек с магнитной полосой, так как с июля текущего года их эмиссия была законодательно прекращена.

    Кроме того, карточки международных платежных систем, в первую очередь VISA, уже сравнительно долгое время позиционируются на рынке не только в рамках зарплатных проектов, но и в качестве базы для реализации кобрендинговых продуктов и кредитных карт. При этом на фоне достижения определенного равновесия между карточками БЕЛКАРТ и VISA доля платежной системы MasterCard снижается, что можно объяснить менее агрессивной маркетинговой политикой на рынке по сравнению с международной платежной системой VISA при отсутствии административной поддержки, которая была у БЕЛКАРТ.

    Уже не первый год анонсируется выход на белорусский карточный рынок American Express и азиатских платежных систем. На этом фоне на белорусском рынке активизировались азиатские платежные системы – китайская UnionPay и японская JCB. Их заинтересованность вполне объяснима – они активно выходят на российский рынок и закономерно считают перспективной свою экспансию дальше на Запад. При этом азиатские платежные системы готовы сотрудничать с банками на весьма интересных условиях.

    «Умные» карты

    Важным трендом на эмиссионном карточном рынке является выпуск кобрендинговых карт и карт, участвующих в программах лояльности. К слову в 2014 году на рынке Беларуси появилась первая республиканская коалиционная программа лояльности «Моцная картка» от БЕЛКАРТ.

    «Благодаря программам лояльности ретейлер не только повышает благосклонность покупателя к своей торговой сети, но и коммуницирует с клиентом напрямую. Это позволяет составить целостное впечатление о клиентской базе и сориентироваться в ее возможных предпочтениях»,– говорит Олег Захаров, директор программы лояльности БЕЛКАРТ «Моцная картка».

    Подобные проекты уже есть у многих банков: у МТБанка – карта рассрочки «Халва», а у банка «Москва-Минск» – бонусная накопительная программа «Гранат».

    Необходимо также отметить сегмент корпоративных карточек, объемы которого за последние 5 лет выросли в три раза. По состоянию на 1 октября 2015 года на территории Беларуси в обращении находятся более 12,5 млн карточек, из которых 44,9 тыс. – это корпоративные. Более 50% корпокарт эмитируются в рамках платежной системы VISA, порядка 35% – MasterCard, около 14% – БЕЛКАРТ.

    «Продукт, который многие незаслуженно упускают из виду, – корпоративные карты. Это тот самый финансовый инструмент, который поможет сделать процесс совершения покупок на нужды организации быстрым и простым: от приобретения канцелярских принадлежностей и авиабилетов до оплаты налогов и таможенных пошлин», – комментирует Александр Цуран, начальник Управления развития корпоративных продуктов и точек продаж МТБанка.

    Однако есть причины, которые сдерживают эмиссию корпоративных карточек. Например, закрепленное законодательно разрешение на перечисление командировочных средств на личные дебетовые карточки сотрудников организации. Кроме того, при использовании корпоративных карточек у организаций могут возникнуть дополнительные виды расходов Соответственно, у бухгалтерии организации возникают вопросы по отражению их на счетах.

    Также при расчетах с использованием корпоративных карточек организации обязаны соблюдать законодательно установленные правила наличных и безналичных расчетов в белорусских рублях и иностранной валюте.

    «Мы считаем, что по мере роста пользовательской культуры работников данный карточный сегмент будет расти, особенно по оплате командировочных расходов внутри страны»,– констатирует Владимир Гусаров.

    В качестве резюме

    Как подчеркивают эксперты «Дела», развитие карточного рынка Беларуси идет в рамках общей цифровой трансформации банковского бизнеса. Это общемировой тренд. По мнению экспертов, будет развиваться и карточное оборудование, принимающее к обслуживанию бесконтактные карточки, а также доля платежей, осуществляемых посредством каналов дистанционного банковского обслуживания. Дальнейшее развитие получит электронная коммерция в целом и в белорусском сегменте сети Интернет, в частности. Целевая аудитория эмиссионных картонных продуктов сместится в сторону детей и людей пенсионного возраста – именно на привлечение клиентов из этих сегментов будет сделан основной упор банков-эмитентов.


    Мнение эксперта

    Александр Сотников, начальник Главного управления развития цифровых банковских технологий Национального банка

    В настоящее время на карточном рынке Беларуси можно отметить несколько трендов. Так, с 1 июля 2015 года все вновь выдаваемые клиентам карточки международных платежных систем, а также кобейджинговые карточки БЕЛКАРТ-Maestro должны быть микропроцессорными. С этой же даты все вновь устанавливаемые банкоматы и POS-терминалы должны иметь микропроцессорную функциональность. С 2017 года все вновь выдаваемые карточки в нашей стране должны иметь в качестве носителя информации микропроцессор, а все банкоматы и POS-терминалы должны принимать к обслуживанию карточки с чипом. К 2022 году в стране не должно остаться в обращении ни одной карточки без микропроцессора!

    Такие регуляторные решения привели к тому, что банки загодя стали переориентировать свою эмиссию на микропроцессорные карты, и доля таких карт в эмиссионном портфеле белорусских банков выросла с 14,8% на начало года до 24,2% к октябрю 2015-го. Всего несколько лет назад на нашем рынке появились первые бесконтактные карты, а сейчас их количество уже составило более 340 тысяч, или 2,7% от общей эмиссии карточек в стране. Развитие карточного рынка, безусловно, происходит на фоне государственной политики, направленной на рост безналичных расчетов в общем розничном товарообороте. И одним из основных путей реализации данной политики является требование регулятора по обязательной установке POS-терминалов в подавляющем большинстве торговых точек страны. Разработан и реализуется график их установки таким образом, чтобы к 2017 году торговля и общественное питание в основной своей массе была обеспечена терминальным оборудованием по всей территории страны.

    Важным направлением развития эквайрингового рынка нашей страны стала реализации проектов мобильного эквайринга с использованием так называемых mPOS решений, которые позволяют превратить любой планшет и смартфон посредством использования небольшого устройства, вставляемого в аудиоразъем, в полноценный платежный терминал. 

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by