Delo.by,

    Комментарии 12 Май 2015 16:22

    Передел уже неизбежен

    В условиях обвала продаж новых автомобилей сегмент коммерческой техники стал полем борьбы за перераспределение рынка. И куда же катится автобизнес?

    Игорь Клоков «Дело»

     

     

    Результаты продаж новых автомобилей за первые месяцы нынешнего года  оправдывают самые пессимистичные прогнозы. Эксперты ожидали падения в пределах 30-50%, на деле же снижение достигает 60-70%. При этом белорусский автобизнес традиционно не торопится объявлять свою статистику, предпочитая «отсидеться».

    Однако индикатором бедственного положения автодилеров может служить информация с российского рынка, который влияет на наш решающим образом. А она все больше напоминает сводки с фронта. Так, группа General Motors (GM) объявила об уходе с российского рынка после падения продаж на 60-70% в январе-феврале 2015-го. В России больше не будут производить Opel. А Chevrolet предлагает только люксовые модели вроде Camaro, Corvette и внедорожника Tahoe, плюс поддержит производство Chevrolet Niva, но отказывается от объявленных ранее планов его расширения. Соответственно, дилерская сеть GM должна сократиться наполовину.

    Однако не успели дилеры отойти от этого шока, как российское СП Ford Sollers заявило о готовности их «приютить» и занять нишу Opel и Chevrolet своей продукцией. Такую демонстративную живучесть брэнда «Ford» эксперты «Дела» объясняют не только уже вложенными инвестициями, но и определенной диверсификацией производимой техники, существенную долю которой составляют как раз малые коммерческие автомобили (LCV).

    Европа ставит на LCV

    Несмотря на то, что европейский авторынок в последнее время уверенно показывает рост порядка 7%, наши эксперты считают восстановление нестабильным. Отсюда обозначившийся тренд автоконцернов на обновление и расширение сегмента LCV, который, как демонстрируют  итоги прошлого года, приносит компаниям значительную часть прибыли. Так, концерн Volkswagen (VW) объявил, что операционная прибыль его LCV-подразделения за прошлый год выросла на 6,5% и составила €448 млн. 

    Сейчас, когда конкуренция только обостряется, производители готовы идти на радикальные меры для сохранения и увеличения своих долей в сегменте LCV. Тот же VW выносит производство фургонов Caddy и микроавтобусов Crafter в Польшу. Этот подход уже позволил VW за три года увеличить долю компании в Европе в целом с 10,6% до 13,2%. Ford благодаря переносу производства из Великобритании в Турцию нарастил свою долю до 11,6% за этот же период. 

    Корейские автопроизводители, добившись значительных успехов на рынке легковой техники, стремятся закрепить успех в сегменте LCV.  До 2018-го СП с турецкой фирмой Karsan намерено поставить на европейский рынок не менее 200 тыс. фургонов, грузовиков и автобусов.

    Крупнейшие европейские производители коммерческой техники − французские Renault и PSA Peugeot Citroen, занимавшие совокупно почти  40% рынка, −  уже ощутили давление конкурентов. Ответом стало обновление линейки LCV: на автосалоне в Женеве были представлены рестайлинговые модели Peugeot Partner и Partner Tepee и новый  Citroen Berlingo. А в прошлом году начало обновлению положил новый  Peugeot Boxer.

    Россия стимулирует производство LCV

    По данным российского агентства «Автостат», за январь-февраль 2015-го падение рынка новых автомобилей (легковых + коммерческих) составило 32,1% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го. В то же время по итогам прошлого года  рынок LCVсократился на 15,4% до 139,6 тыс. шт., причем в минусе оказались традиционные лидеры – «Группа ГАЗ» и «УАЗ». Заметный рост показали Mercedes и «АвтоВАЗ», вышедшие на рынок в 2013-2014 годах с новыми моделями российской сборки.

    Из-за господдержки автопроизводителей и курсовых колебаний сильнее просели продажи импортируемых LCV. Эксперты «Дела» отмечают,  что при спаде в экономике покупатели коммерческого транспорта быстро уходят на вторичный рынок. Несмотря на то, что лидером в сегменте коммерческих автомобилей осталась «Группа ГАЗ», ее продажи, по данным «Автостата», упали сильнее, чем в среднем по рынку – на 17,1% или до 56,1 тыс. машин.

    Однако в самом автоконцерне с подсчетами агентства не согласны и утверждают, что спад продаж группы составил 16% , что в целом соответствует динамике рынка,  а расхождение в данных связано с тем, что статистика агентства учитывает не все виды спецтехники на базе «Газелей». На втором месте, по данным «Автостата»,  − «УАЗ», продажи которого сократились на 15,3% или до 19,4 тыс. машин. Однако и этот производитель не согласен с заявленными цифрами и отмечает, что падение составило всего 2%, при этом продано 22 тыс. машин. В «Автостате» не исключают, что разница может возникать из-за того, что агентство считает данные регистрации автомобилей без учета контрактов, например, с военными. Тройку лидеров LCV замыкает Mercedes, которому удалось вырасти на 89% или до 10,3 тыс. машин.  

    Наиболее сильное падение наблюдается у французских Peugeot и Citroen  – на 31,6% или до 5,1 тыс. машин, и на 34%, до 3,2 тыс. машин соответственно. Почти так же значительно снизились продажи Volkswagen (на 28,4%, до 7,4 тыс. машин) и Ford (на 31,1%, до 8,8 тыс. машин).

    Эксперты российского рынка считают, что помимо общего спада в экономике, на рынок LCV повлияло введение антидемпинговой пошлины, введенной Евразийской экономической комиссией в 2013-м, а также ограничения госзакупок импортных машин. В этой связи взлет продаж Mercedes объясняется началом производства Sprinter на базе «Группы ГАЗ», а падение FordTransit – тем, что его производство пока еще осуществляется в России в режиме крупноузловой сборки.

    Кризис – время передела рынка

    По данным Белорусской автомобильной ассоциации, в прошлом году в Беларуси продано 4002 коммерческих автомобиля, что на 17% меньше по сравнению с 2013-м. Падение у нас сопоставимо с российским рынком, но структура существенно отличается. Как и в России, у нас в лидерах «Группа ГАЗ», которая занимает почти половину рынка. Но падение продаж брэнда составило более 22,4%. Чуть меньше, но тоже значительно сдал неизменно пользующийся популярностью концерн Volkswagen. Зато небывалый прирост показал Renault – свыше 66%, что позволило ему переместиться по объему продаж с 6-7 места на 3-е.

    Бренд Кол-во проданных авто Доля рынка Рост/падение год к году
    GAZ 1947 48,65% -22,40%
    Volkswagen 894 22,34% -12,60%
    Renault 452 11,29% 66,10%
    Peugeot 241 6,02% -33,60%
    Ford 238 5,95% -30,40%
    Citroen 70 1,75% -36,30%
    Toyota 52 1,30% -10,30%
    Мercedes-Benz 51 1,27% -40,00%
    VIS 22 0,55% 15,70%
    Mitsubishi 20 0,50% -39,30%
    Škoda 6 0,15% -
    Opel 4 0,10% -
    GreatWall 2 0,05% -60,00%
    Hyundai 2 0,05% -33,30%
    Nissan 1 0% -
    Всего 4002    

    Объяснить свой успех затрудняются даже сами дилеры Renault. Как и другие игроки, они скорее склонны акцентировать внимание на объективных трудностях, чем на собственном know-how решения проблем. Не ожидая помощи со стороны государства, поставщики LCV уповают на грамотную политику производителей и собственные программы стимуляции сбыта.

    Будет ли «Белава» с «Газель NEXT»?

    И все же основным производителем LCV и крупнейшим партнером белорусского автобизнеса была и остается «Группа ГАЗ». В Беларуси сборка и доработка коммерческий техники из машинокомплектов ГАЗ производится сразу на нескольких предприятиях, в том числе и под собственными торговыми марками.

    Это компании «КУПАВА», «Неман», «Юнисон», Пинский завод средств малой механизации. Крупнейший производитель и импортер − холдинг «БелГАЗавтосервис», чья продукция под маркой «Белава» хорошо известна на внутреннем рынке и не только. По утверждению генерального директора ПТ ОАО «Управляющая компания холдинга «БелГАЗавтосервис» Михаила Супруновича, продукция «Белава» уходит на рынки России, Украины, Польши, стран Балтии.

    В планах белорусского производителя коммерческой техники – еще более глубокий уровень локализации. В частности, М. Супрунович обращает внимание на то, что Минский моторный завод разрабатывает газодизельный двигатель. Поэтому на предприятии возможен вариант производства среднетоннажных автомобилей  «Валдай» с таким мотором.

    «Группа ГАЗ», по мнению экспертов «Дела», отличается грамотной маркетинговой политикой. Это, помимо прочего, позволяет ей обращаться за помощью к государству и получать ее. В частности, недавно «Группа ГАЗ» обратилась за госгарантиями на 25 млрд. рос. руб. для реструктуризации долгов перед  ВТБ и на 35 млрд. рос. руб. перед  Сбербанком, которые образовались из-за изменения эффективной ставки по ранее полученным кредитам с 14,9% до более чем 30%. В положительном решении можно не сомневаться, ведь «ГАЗ» неплохо развивает экспорт.

    Получив Единый европейский сертификат, подтверждающий соответствие автомобиля требованиям Евросоюза, со 2-го квартала нынешнего года «Группа ГАЗ» начинает поставки «Газель Next», «Газель бизнес» и «Соболь бизнес» в Сербию, Черногорию, Македонию, Боснию и Герцеговину. По оценке агентства «Автостат», в первый год европейские продажи LCV «ГАЗ» могут составить несколько сот машин, в дальнейшем – несколько тысяч. По оценкам специалистов компании, ее доля в странах Балканского полуострова может вырасти в средне- и долгосрочной перспективе до 7% от всего рынка LCV. Сейчас доля экспорта в продажах LCV «ГАЗ» – около 17%, два года назад она равнялась 13%. Основные экспортные рынки – Казахстан, Беларусь, Узбекистан. 

    Полный вариант статьи читайте в свежем номере журнала "Дело", главная тема которого "Телекоммуникации. Связь. IT-технологии"  

    Материалы автора:

    Аварийная остановка

    На выезд из кризиса

    Охота на пиратов. Продолжение следует.

    Тотальная мобилизация

    Горе от смартфона. Как его избежать

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by