Delo.by,

    Комментарии 28 Апр 2015 13:25

    Задний ход

    «Точечная» приватизация опять толкает белорусские акционерные общества в «гособъятия»

    Татьяна Маненок, специально для «Дела»

     

     

    Белорусской экономике нужны новые источники роста, поскольку традиционные стимулы развития себя исчерпали – таков лейтмотив проекта Директивы Президента о мерах по развитию предпринимательской инициативы.

    «С учетом ограниченных инвестиционных ресурсов частный сектор имеет больший потенциал для роста по сравнению с крупными госпредприятиями»,– делают вывод составители документа.

    В подтверждение этого вывода Государственный комитет по имуществу (ГКИ) приводит статистику 2011-2014 годов. В Беларуси за это время было приватизировано 109 объектов: 9 предприятий проданы как имущественные комплексы (2 республиканских и 7 коммунальных), также были проданы акции 100 акционерных обществ (44 ОАО республиканской собственности и 56 ОАО коммунальной собственности).

    «Кнута» нет, но есть государственный «пряник»

    Новая правительственная команда не может не понимать, что при явном доминировании госсобственности в экономике страны повысить ее эффективность при всем желании не удастся.

    Приватизационного «кнута» в Беларуси нет уже 3 года – после того, как в марте 2012 года Александр Лукашенко отверг любые перечни приватизируемых предприятий, заявив, что любое предприятие может быть приватизировано, но за хорошую цену и при определенных условиях. Таким образом, после непродолжительной оттепели (2010-2011 годы) страна вновь вернулась к «точечным» продажам.

    В прошлом году для выплаты внешних долгов правительство хотело привлечь $3,5 млрд.: $2 млрд. от приватизации и $1,5 млрд – за счет заимствований. Хотя, отметим, намерения правительства и Нацбанка были более амбициозны: их Совместный план предусматривал получить от приватизации до $4,5 млрд.

    Формально надежды связывались с приватизационным перечнем 2014 года, который включал 83 ОАО.

    Однако, подчеркнем, этот внушительный перечень всего лишь список для изучения спроса потенциальных инвесторов. Если кто-то из них заинтересуется госпакетом того или иного ОАО, то должен быть готов к длительной процедуре.

    При «точечной» продаже она выглядит следующим образом. Если инвестор захотел купить тот или иной госпакет из указанного перечня, то он сначала должен написать заявление в Госкомимущество Беларуси, комиссия его рассмотрит и подготовит предложения о целесообразности подготовки проекта решения Президента о продаже. После того, как такое решение примет Президент, предстоит провести рыночную оценку акций. ГКИ в свою очередь объявит о продаже госпакета лишь в том случае, если потенциальный инвестор согласится взять на себя обязательства по выполнению ряда условий (финансирование масштабных инвестпрограмм предприятия, сохранение персонала, социальные гарантии и др.).

    Справка «Дела»

    В госсобственности в Беларуси находится 2 300 унитарных предприятий. Государство владеет акциями, долями в 1 850 ОАО, в 73% этих обществах контрольный пакет акций принадлежит государству.

    В 2014 году государство на свои пакеты получило от АО республиканской собственности Br5,4 трлн. ($353 млн.) дивидендов. При этом Br3,5 трлн. ($228,8 млн.) выплатили 10 предприятий, в частности, только один «Беларуськалий» заплатил Br2,5 трлн. ($163,4 млн.).

    Жизнь показала, что такая практика продажи госпакетов в Беларуси фактически не работает. В прошлом году ГКИ смогло продать госпакеты лишь в 13 акционерных обществах, а также и одно предприятие как имущественный комплекс. В результате республиканский бюджет получил около $42 млн.

    Как следствие, в Беларуси набирает ход маховик деприватизации: стремительно растет количество акционерных обществ, получающих господдержку в обмен на акции. Здесь статистика удручающая. Если еще в 2011 году государство оказывало финансовую помощь 117 акционерным обществам республиканской собственности, то в 2013 году их количество более чем удвоилось и достигло 279 единиц.

    Альтернативы господдержке у большинства белорусских предприятий, желающих развиваться, практически нет. Использовать свой статус акционерных обществ для привлечения денег они почти не могут: IPO для них – очень непростой механизм, а привлечь стратегического инвестора – тоже большая проблема.

    В режиме ограниченного маневра

    Безмолвно взирать на подобные тенденции новая правительственная команда в сложившейся экономической ситуации, судя по всему, не собирается.

    В этом году правительство поручило ГКИ сформировать приватизационный перечень на сумму не менее $850 млн. Госкомимущество поручение выполнило. Однако чиновники прекрасно понимают, что и этот список ожидает судьба прошлогоднего, если не поменять подходов к продаже госпакетов. Сегодня у правительства и Госкомимущества нет полномочий по продаже активов: решения по всем сделкам с собственностью свыше 10 тысяч базовых величин (1 БВ – Br180 тыс.) принимает Президент – в соответствии с процедурой «точечной» приватизации.

    В то же время они также прекрасно понимают, что системная приватизация в стране невозможна из-за политической позиции главы государства. Вот почему никаких реформ в сфере приватизации правительство и не предлагает. Оно лишь ищет варианты, чтобы хоть как-то сдвинуть процесс с мертвой точки.

    А для этого Госкомимущество снова пытается расширить свои полномочия по принятию решений в сфере приватизации. Многие чиновники этого ведомства знают, почему для отечественной приватизации самым успешным за последние годы был 2011 год.

    Напомним, в 2008 году правительство Беларуси заявило о новой масштабной программе приватизации и стратегии привлечения иностранных инвестиций с помощью приватизации. При этом приватизационный орган получил возможность продавать госпакеты акций небольших предприятий, персонал которых не превышал 500 человек, а также решать, какие пакеты продавать по конкурсу, а какие – на аукционе.

    В результате в 2011 году ГКИ провело 225 торгов, на которых были выставлены акции 140 ОАО. Продать удалось акции 38 предприятий на общую сумму Br170 млрд. При этом чистые активы половины ОАО не превышали $2 млн., а еще у половины предприятий рентабельность не превышала 1,2%.

    Рецепт результативных продаж

    Сейчас ГКИ предлагает дать комитету полномочия принимать решения по предприятиям с численностью сотрудников до 1 тыс. человек, а правительству – по предприятиям с численностью 1 тыс. до 2 тыс. человек. При этом решения по наиболее важным стратегическим предприятиям, а также предприятиям, занятым в сфере сельхозпереработки, остаются за Президентом.

    ГКИ также предлагает развивать институт доверительного управления акциями и предприятиями в целом как имущественными комплексами, ввести новый способ продажи предприятий – аукцион с условиями, а также запустить такой инструмент, как долгосрочная аренда предприятий.

    Похоже, что приватизационный орган стремится хоть как-то повлиять на ситуацию. Ведь институт доверительного управления, тем более аренда предприятий – вовсе не новации для белорусской приватизационной практики: эти инструменты давно прописаны в законодательстве Беларуси.

    Приватизационной новацией можно назвать разве что аукцион с условиями, который

    предполагается сопроводить несложными для инвестора условиями: например, сохранить рабочие места в определенных пределах, профиль предприятия.

    Поэтому пугать инвестора заведомо невыполнимыми условиями – нет смысла. Подход разумный. Другое дело, что на аукцион с условиями государство собирается выставлять небольшие пакеты. Поэтому сомнительно, что этот механизм будет сильно востребован покупателями. Вряд ли серьезный инвестор захочет купить 5% или 15% акций, не имея возможности влиять на управленческие решения в данном акционерном обществе.

    Не наступить на старые грабли

    Напомним, что еще недавно правительство во главе с куратором приватизации Сергеем Румасом предлагало более радикальные варианты приватизации.

    Запомнился вице-премьерский дебют С. Румаса в начале 2011 года. «Не можете управлять – меняйте собственника», – заявил он на коллегии Госкомимущества. В то время правительство занимало четкую позицию: неэффективные госпредприятия должны поменять собственника. Но, как показала практика, выполнить очень правильные установки прежняя правительственная команда реформаторов оказалась не в силах.

    Сегодня звучит тот же посыл: государство не в состоянии помогать всем предприятиям, при этом приватизационный орган вносит осторожные предложения, как избавить государство от непосильного бремени. Но хватит ли для этого политической воли руководства страны и полномочий у нынешнего правительства – большой вопрос.

    Полный вариант статьи читайте в свежем номере журнала "Дело", главная тема которого "Телекоммуникации. Связь. IT-технологии"  

    Материалы автора:

    Свой кусок «пирога». Нефтяного

    Новый курс. Инвестиционный

    На острие «иглы». Нефтяной

    Шлагбаум на пути. Товарных потоков

    На острие «иглы». Нефтяной

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by