Delo.by,

    Комментарии 6 Июл 2015 17:38

    Новые правила старой игры

    Рынок алкоголя столкнулся с очередными переменами

    Анна Дейч, «Дело»

     

     

     

    Прошлый год для рынка алкогольной продукции ознаменовался несколькими важными событиями.

    Во-первых, продолжили расти ставки акцизов, а также минимальные отпускные цены. Во-вторых, произошли изменения в бухучете и все заводы перешли на уплату НДС и акцизов «по отгрузке».Если раньше налог нужно было уплачивать в течение 60 дней после отгрузки товара, то сейчас – уже в следующем месяце. И независимо от того, поступили средства за отгруженную в торговую сеть продукцию или нет, предприятие должно рассчитаться с бюджетом.

    В итоге налоговая нагрузка на производителей алкоголя увеличилась в несколько раз. Учитывая высокие ставки по рублевым кредитам, ситуация могла стать совсем неблагоприятной. Однако государство пошло на определенные уступки (ведь основные игроки алкогольного рынка – государственные предприятия) и вернулось к старой схеме уплаты налогов, что несколько смягчило ситуацию.

    Тем не менее, в 2014 году закрылись несколько частных ликероводочных заводов, и сейчас фактически осталось всего несколько крупных негосударственных компаний, которые производят крепкий алкоголь: ООО «Завод Бульбашь», ЗАО «Минский завод виноградных вин» и его филиал в Бресте, СООО «БелВинГрупп». И, в-третьих, снизился спрос на крепкие спиртные напитки. Продажи водки упали на 8,2%. Часть предприятий пыталась компенсировать это падение экспортными продажами. Однако большинство игроков алкогольного рынка могут продавать свою продукцию на внешние рынки только себе в ущерб.

    «Успешно занимаются экспортом лишь те, у кого есть раскрученные торговые марки, а таких – единицы. А остальные, как правило, поставляют алкоголь на экспорт по себестоимости либо даже себе в убыток, просто для того, чтобы получить хоть какую-то валюту: средняя экспортная цена водки меньше $1 за литр»,– говорит совладелец группы компаний GARSIA Сергей Тюшкевич.

    Ставки растут, а спрос падает

    С 1 января по 31 марта 2015 года ставка акциза на алкогольные напитки с объемной долей этилового спирта 7% и более сохранялась на уровне второго полугодия 2014-го – Br133 тыс. Ставки акцизов на крепкий алкоголь установлены на весь год, с разбивкой на кварталы. И в течение 2015 года акциз будет увеличен на 6%. В том числе с 1 апреля 2015 года ставка акциза на крепкий алкоголь увеличилась на 1,95% – до Br135,6 тыс. С 1 июля она вырастет еще на 2% – до Br138,3 тыс., а с 1 октября – на 1,95% (до Br141 тыс.).

    При этом с начала 2015 года значительно просел спрос на всю алкогольную продукцию. По данным Белстата, продажи водки в первом квартале 2015 года упали на 14,3% по отношению к аналогичному периоду 2014-го. Для сравнения: в прошлом году падение продаж составило всего 6,2 %.

    Продажи конька, наоборот, выросли. Это обусловлено тем, что разница в цене между бутылкой водки и бутылкой коньяка сегодня незначительна. Однако темп роста в этом году составил всего 2,6%, в то время как в первом квартале прошлого года продажи подскочили на 41,5%!

    «Акцизы продолжат расти, а уровень потребления крепкого алкоголя будет снижаться, – констатирует С. Тюшкевич.– Платежеспособный спрос населения также вряд ли будет увеличиваться, а ведь 90% потребления на рынке алкоголя – внутреннее. Это еще больше усилит конкуренцию на рынке, особенно в сегменте более дешевого алкоголя».

    В гособъятиях

    Пожалуй, наиболее значимым событием этого года для алкогольной отрасли стало подписание Президентом Указа №92, который вносит изменения и дополнения в соответствующий Указ о лицензировании отдельных видов деятельности, существенно меняет правила игры на белорусском рынке оптовой торговли алкогольными напитками. 

    Если раньше лицензию могли получить как частные, так и государственные компании, то теперь, согласно новому указу, заниматься оптовой торговлей алкоголем смогут производители при продаже продукции собственного производства, а также государственные оптовые компании, либо частные компании с долей государства не менее 25%. Это значит, что те полностью частные компании, которые сегодня имеют лицензию на работу в сфере оптовой торговли алкоголем, чтобы сохранить эту лицензию, будут вынуждены нарастить долю государственной собственности.

    «При этом возникает вопрос, как именно это будет осуществляться: либо это будет выкуп собственности на основании экспертизы, справедливой оценки ее стоимости, либо это будет своеобразный «подарок» государству, – рассуждает председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации Александр Швец. – Причем ранее государство уже ввело требование для получения лицензий частными компаниями, которое обязало их иметь в собственности склад площадью не менее 1000 квадратных метров. То есть, получается, что сейчас часть этого склада на 25% должна быть подарена государству?»

    Если государство хочет усилить влияние на этот вид деятельности, то есть вполне приемлемые способы сделать это. Например, оно может досрочно прекратить действие всех лицензий с выплатой соответствующей компенсации, либо сделать это постепенно по факту окончания выданных лицензий. Также возможен вариант выкупа доли этих компаний государством в соответствии с оценкой стоимости их имущества.

    «Если же речь все-таки идет о варианте, когда бизнес будет вынужден подарить государству часть собственности, чтобы получить лицензию, тогда это можно назвать государственным рэкетом. И особенно это странно выглядит на фоне Директивы №4, а также разрабатываемого проекта новой директивы, которая предусматривает развитие предпринимательской инициативы», – констатирует А. Швец.

    Чужие среди своих

    Еще один вопрос, который обострился в этом году, связан со вступлением Беларуси в ЕАЭС. Ожидалось, что в новом союзе, который заработал с января 2015 года, исчезнет существующий в нашей стране институт специмпортеров. Однако этого не произошло.

    Белорусское государство упорно защищает свой алкогольный рынок от частного бизнеса и, прежде всего, от иностранных производителей. До сих пор правительство утверждает перечень продукции, которая может ввозиться в страну, и список импортеров, которые имеют право поставлять импортный алкоголь в Беларусь.

    Их число с каждым годом растет: в 2011-м их было 25, в 2012-м – 29, в 2013-м – 31, в 2014-м – 34, а в 2015 году право импорта алкогольной продукции получили уже 35 компаний. Однако значительная часть из них – также государственной формы собственности.

    «С одной стороны, институт специмпортеров позволяет белорусским производителям чувствовать себя более спокойно, не бояться конкуренции иностранных брэндов, – считает С. Тюшкевич. – Но с другой, у потребителей нет такого большого выбора, как хотелось бы, и цены выше, чем европейские».

    По мнению нашего эксперта, если бы открытый рынок алкогольной продукции был создан лет 10 назад, то многие предприятия уже смогли бы приспособиться. Конечно, некоторые не выдержали бы конкурентной борьбы и закрылись, но другие, наоборот, чувствовали себя уверенно. А сейчас многие предприятия находятся в подвешенном состоянии, они разучились конкурировать. Государственные компании все еще ждут дополнительного финансирования, льготных кредитов, зерна по специальным ценам. Эта чрезмерная опека привела к тому, что предприятия перестали рассчитывать на свои силы и ждут помощи от административных ресурсов.

    Кроме того, сегодня серьезную конкуренцию компаниям-импортерам составляют магазины дьюти-фри: некоторые «предприниматели» нелегально возят оттуда более дешевый, не обложенный налогами алкоголь и перепродают его. И сейчас это касается не только импортной продукции: алкогольные напитки белорусского производства, предназначенные для продажи в магазинах беспошлинной торговли, также не облагаются акцизами.

    «Производители от этого не выиграют, может, увеличат объемы продаж на 20-50 тыс. бутылок. Но куда больше от этого выиграют «серые предприниматели», которые будут перепродавать более дешевый алкоголь частным покупателям, барам и ресторанам. И налоги от этого, соответственно, в бюджет поступать не будут»,– резюмирует С. Тюшкевич.

     

    Полный вариант статьи читайте в номере журнала "Дело", главная тема которого "Финансовые услуги. Инвестиции"

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by