Delo.by,

    Комментарии 9 Июн 2015 15:36

    Терапия без шока

    Задача создания новой экономической модели стоит перед Беларусью уже более 25 лет. К этому ее подталкивает как эффективный опыт ряда стран в области экономических реформ, так и кризис прежней модели

    Евгений Качуровский, президент Международного некоммерческого фонда «Новая экономика» (Республика Польша), специально для «Дела»

     

    В мире большинство стран в той или иной форме прошли этапы модернизации. Они были реализованы в разных формах и форматах − в рамках интеграционных процессов, диктатуры  власти, экономического «форсажа» и т.д.

    Трансформации происходили и в соседних Польше, России и Украине. В Польше, например, переход на новую экономическую модель через «шоковую терапию» был осуществлен, как принято считать, за 111 дней, в России –  процесс  преобразования от «дикого» капитализма к административному продолжается до сих пор.

    Сегодня «шоковая терапия» стоит на повестке дня и в Украине. Причем здесь цель ее противоположна той, что была  в свое время декларирована одним из разработчиков этой политики Дж. Саксом. Уровень коррупции и сращивание олигархов с властью делает невозможным эффективный экономический рост. Поэтому необходимы радикальные реформы.

    В Польше трансформация оказалась эффективной главным образом потому, что у страны не было альтернативы развития. Государство было в разрухе. При этом целью и стимулом преобразований стало формирование в Польше европейской экономики и европейской банковской системы, которые стали основой для вступления страны в Евросоюз.

    Куда идти?

    Что же необходимо Беларуси? Какая парадигма преобразований у нас оптимальна − трансформация через «шоковую терапию», структурные реформы или через интеграцию?

    Вызовы для Беларуси очевидны.В условиях информационной революции мир постоянно меняется на новый технологический уклад. Пока Беларусь отстает от всех европейских стран, кроме Украины. Существуют и дополнительные препятствия, связанные с кризисом в России и в Украине,  а также с обеспечением конкурентоспособности в рамках ЕЭП.

    Осложняет ситуацию и то, что предложения реформаторов по поводу новой модели экономики сталкиваются с отсутствием консенсуса в обществе по формату преобразований. Одни предлагают «терапию» проводить в рамках демократических преобразований, когда общество будет контролировать все реформы. Другие утверждают, что реформы должны проводится на основе существующего уровня развития в рамках диктатуры закона и власти.

    Какой же эффект от «шоковой» терапии получат белорусы? Легко предположить, что в первую очередь, в дополнение к сотне имеющихся, появится еще десяток новых олигархов (новых семей), которые «случайно»  окажутся рядом с властью.  Ведь средний и мелкий бизнес, как правило, не имеет реальных средств для приобретения новой собственности (приватизация, естественно, будет  осуществляться за деньги).

    Кто адресат таких преобразований? Олигархи, иностранцы и директора «лакомых» предприятий. С иностранцами возможны курьезы (уже известные из опыта России и Украины). А условия правительства по приватизации больше напоминают намерения, чем реальность.

    Но важно то, что олигархи и бизнес в целом руководствуются принципами свободного рынка, в том числе финансового. Офшоризация прибыли является одной из привилегий современного ведения бизнеса. Белорусский бизнес не исключение. Поэтому Беларусь может столкнуться с разновидностью капитализма олигархического или административного.

    Реформы неизбежны

    А реформировать необходимо многое, начиная от пенсионной и заканчивая банковской системой. Но важен приоритет реформ. Преобразования должны проходить в парадигме: стабильное правительство – наука – эффективный бизнес.

    Из-за того, что Беларусь находится в сложном геоэкономическом формате, она должна соответствовать двум типам экономик (европейской и российской), которые имеют разные ценовые, таможенные, налоговые и финансовые условия ведения бизнеса.  

    Однако Беларусь не соответствует ни одному из этих типов. Поэтому у нее низкие капитализация и конкурентоспособность компаний. Баланс внешней торговли по основным торговым группам уже несколько лет имеет отрицательную динамику, даже в условиях высокой инфляции и девальвации белорусского рубля, которые стимулируют экспортеров.

    В рамках сложившейся структуры экономики и существующих рисков у Беларуси мало шансов на качественный рывок и «форсаж». Чтобы выйти на траекторию доходов европейцев, Беларуси потребуется найти не менее $50 млрд. в ближайшие 3-5 лет. Получить такие ресурсы Беларусь сможет только в рамках европейского типа экономики (низкая инфляция, дешевые кредитные ресурсы, примат частной собственности).

    Выходит, что Беларусь должна «перепрыгнуть» форматы олигархического и административного капитализма и войти в шестой технологический уклад − эпоху нанотехнологий. Это возможно только в рамках инновационной экономики, с выпускающей продукцию с высокой добавленной стоимостью. В приоритете должны быть IT-технологии, робототехника, фармакология, медицина и медицинское оборудование, энергосберегающие технологии, а также средства космической связи. Все это новые для Беларуси отрасли.

    Важная роль отводится и эффективному предпринимательству. Средний и мелкий бизнес с долей 25% в ВВП не может стать эффективной базой роста экономики Беларуси. К  тому же структура этого бизнеса больше представлена торговым капиталом. Поэтому обязанность государства − субсидировать этот бизнес в «приказном» порядке (на примере  Сингапура). Но при этом деятельность этого слоя предпринимателей должна быть направлена на обслуживание крупного бизнеса, услуги и научные кластеры.

    Ограниченные возможности

    Сложность перехода на новую модель для Беларуси в условиях кризиса связана с ограниченностью возможностей антикризисных мер. Очередной кризис требует особой экономической политики − мер не только разных, но и часто противоречащих друг другу. Если это внешние «шоки» – то нужна бюджетная консолидация, если спад инвестиций – то бюджетное и денежное стимулирование. Но если при этом наблюдается низкая безработица, то такие стимулирующие меры не дадут эффекта. Они скорее пойдут в инфляцию. Институциональные проблемы связаны не с расходами, а с «правилами игры» и структурным маневром бюджета.

    Причина экономических проблем Беларуси также связана с институциональными вопросами. Беларусь является страной с относительно дорогим трудом и неэффективными финансовыми и экономическими институтами.

    Чтобы отойти от постоянных внешних заимствований для поддержки экономики, нужны новые подходы. В первую очередь такие подходы связаны с реформированием финансовой системы, десятилетиями ориентированной на «борьбу с инфляцией» через хроническое недофинансирование реального сектора. В Беларуси существует денежный голод для предприятий. Поэтому реформу финансового сектора необходимо сочетать с возможностью  кредитования белорусских предприятий в европейских банках.

    Резюмируя

    Необходимо активно реформировать экономическую модель страны, чтобы создать в ней инвестиционный бум, возможности для «длинных денег» со всего мира, а не только российского происхождения.

    Состояние валютного рынка показывает, что Беларуси необходима новая монетарная политика. Существующая денежная позиция страны не позволяет запустить инновационную экономику. Для этого попросту не хватает финансовых ресурсов, особенно качественных. Конечно, у Беларуси есть шанс решить проблему финансирования инновационной экономики в рамках интеграционных процессов. Но, это следует делать на базе европейского типа экономики.

    Полный вариант статьи читайте в свежем номере журнала "Дело", главная тема которого "Ритейл"  

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by