Delo.by,

    Комментарии 4 Мар 2015 14:36

    Новый курс. Инвестиционный

    Правительство собирается привлекать в страну только «нужных» инвесторов

    Татьяна Маненок, специально для «Дела»

     

     

    Привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) правительство 4 года назад возвело в ранг стратегических задач, заявив о планах пополнить экономику таким образом на $6,4 млрд. И что только ни делали чиновники, желая выполнить этот показатель: административно установили задание по привлечению ПИИ под персональную ответственность руководителей и даже предложили материально вознаграждать подписантов инвестпроектов и премировать передовиков за превышение показателей по привлечению иностранных инвестиций.

    Но все усилия оказались тщетными и амбициозные планы остались на бумаге. После чего инвестиционные запросы правительства стали заметно скромнее. В 2012 году в экономику Беларуси планировали привлечь лишь $3,7 млрд. ПИИ на чистой основе, в том числе $2,5 млрд. – от приватизации госсобственности. В 2013 году хотели получить $4,5 млрд., а по факту получилось всего $2,14 млрд. Правда, как оказалось, по большей части ПИИ в Беларуси – это реинвестированные доходы здешних зарубежных компаний.

    Интересно, что провал заданий по привлечению ПИИ некоторые чиновники объясняли доступностью для предприятий внутренних кредитов (в основном льготных). Чтобы убрать этот «препятствие», правительство в свое время даже хотело ограничить долю кредитов в структуре инвестиций более чем в 2 раза. И хотя ситуация давно изменилась, но привлечь ПИИ для развития они не в состоянии.

    «Точечные» инвестиции

    За последние годы правительство незаметно поменяло инвестиционные лозунги. Например, в прошлом году официально было заявлено, что сейчас «мы выбираем инвестора, который нам нужен», и это «прежде всего, инвестор, который будет заниматься импортозамещением». Для этого в прошлом году белорусская сторона нацелилась на финансовые столицы мира. В сентябре 2014 года в Нью-Йорке прошел первый белорусско-американский инвестиционный форум, а в ноябре состоялся Лондонский инвестфорум. Оба инвестфорума прошли в более узком, чем обычно, формате: на них выборочно приглашали лишь тех представителей зарубежных компаний, которые были интересны белорусской стороне.

    В 2015 году правительство планирует привлечь в экономику $1,8 млрд. ПИИ на чистой основе. При этом рассматривает их, прежде всего, как источник покрытия дефицита счета текущего баланса. Как ожидается, в 2015 году дефицит текущего счета составит $2,8 млрд. (примерно в 1,7 раза меньше, чем в 2014 году). Правительство просчитало, как покрыть этот дефицит: $1,2 млрд. оно планирует привлечь за счет ПИИ, а остальную часть – средствами, полученными от размещения на рынке государственных ценных бумаг и российского кредита в объеме $0,5 млрд.

    Минувший год отмечен одной хорошей инициативой Минэкономики: министерство инициировало изменения в законодательстве, связанные с отменой визового режима для потенциальных инвесторов и упрощением порядка найма высококвалифицированных работников для компаний с иностранным капиталом.

    Однако, надо полагать, принятые белорусскими властями в конце минувшего – начале этого года хаотичные решения по регулированию валютного рынка нивелировали многие хорошие инвестиционные инициативы, а также надолго охладили интерес потенциальных инвесторов к Беларуси.

    Между тем, 16 января на заседании седьмой внеочередной сессии Совета Республики Национального собрания Александр Лукашенко актуализировал перед Нацбанком и правительством новую задачу – развивать финансовый рынок как дополнительный источник привлечения денег для предприятий. Как было сказано, белорусский финансовый рынок должен быть интегрирован в мировой.

    Президент посоветовал белорусским предприятиям воспользоваться современными инструментами финансирования, однако на самом деле лишь единицы из них могут выйти на рынок IPO: шанс привлечь капитал на международных рынках есть только у грамотно управляемых компаний со стабильным положением на рынке или предложением инновационных продуктов.

    Между тем, по данным на 1 октября 2014 года, 36% предприятий, учитываемых официальной статистикой, являлись неплатежеспособными, а 25,4% не имели собственных оборотных средств для ведения хозяйственной деятельности. По итогам года, скорее всего, картина будет еще более удручающей.

    Приватизация подождет

    Примечательно, что даже в условиях дефицита валюты белорусские власти не пошли на продажу своих ведущих активов.

    Впрочем, больших ставок на приватизацию правительство и не делало. Для выплаты внешних долгов оно планировало в 2014 году привлечь $3,5 млрд., в том числе $2 млрд. от приватизации госсобственности и $1,5 млрд. – за счет заимствований. Правда, Совместный план действий правительства и Нацбанка был более амбициозен: он предусматривал получить от приватизационного источника до $4,5 млрд.

    Но оба плана провалены. За счет продажи иностранным инвесторам госпакетов акций отечественных предприятий белорусский бюджет за 9 месяцев 2014 года получил всего лишь $15,8 млн. Что закономерно. Правительство может строить любые приватизационные планы, но у него нет полномочий по продаже активов: все сделки с собственностью свыше 10 тысяч базовых величин (с 1 января 2015 года 1 базовая равна Br180 тыс.) в стране находятся под контролем Президента.

    Не завершен ни один из проектов интеграционной 5-ки (речь идет о создании СП: «Гродно Азот» – с «Газпромом», «Пеленга» – с «Роскосмосом», «Интеграла» – с «Росэлектроникой», МАЗа – с КАМАЗом, МЗКТ – с госкорпорацией «Ростехнологии»).Теперь же, надо полагать, с этими проектами сторонам придется повременить: в России слишком много других проблем, в Беларуси тоже ситуация ухудшилась.

    Учитывая особый интерес российского оборонного ведомства к союзу МЗКТ с российскими «Ростехнологиями», можно предполагать, что больше всего шансов на реализацию именно у этого проекта. Однако, надо полагать, что в год президентской кампании в Беларуси он потребует определенного политического «приданого».

    Не оправдались пока ожидания Минфина и на пилотную приватизацию, хотя от этого источника правительство в прошлом году планировало получить Br695,2 млрд. В пилотном проекте Всемирного банка в Беларуси участвуют 8 предприятий: ОАО «Барановичский комбинат железобетонных конструкций», ОАО «Белсантехмонтаж-2», ОАО «Автомагистраль», ОАО «Строительно-монтажный трест №8», ОАО «Белгазстрой», ОАО «Медпласт», ОАО «Конфа», ОАО «Минский маргариновый завод».

    На реализацию проекта Беларусь при содействии Всемирного банка и правительства Австрии получила грант в размере $4 млн. USD. Однако пока ни в одно предприятие из списка инвестора привлечь не удалось.

    Не наблюдалось в прошлом году ажиотажа и вокруг выставленных на продажу госпакетов акций белорусских предприятий.

    Правительство было готово выставить на аукционную и конкурсную продажу госпакеты акций 87 предприятий: по конкурсу инвесторам предлагали купить госпакеты в 62 акционерных обществах, на аукционах – в 23 ОАО.

    Но этот перечень из 87 предприятий можно назвать, скорее, списком для изучения спроса потенциальных инвесторов. Предположим, что инвестора заинтересовал пакет какого-то предприятия из этого списка. Потенциальный покупатель должен быть готов к достаточно длительной процедуре: написать заявление в Госкомимущество Беларуси, специальная комиссия его рассмотрит и подготовит предложения о целесообразности подготовки проекта решения Президента о продаже.

    Если Президент одобрит продажу, проведут рыночную оценку акций предприятия. В свою очередь Госкомимущество объявит о продаже госпакета, если инвестор согласится на выполнение ряда условий. А обычно это – финансирование масштабной инвестпрограммы предприятия, сохранение персонала, социальных гарантий и др. Как правило, инвесторы пугаются на этом этапе, когда видят «аппетиты» продавца.

    В 2015 году правительство поручило Госкомимуществу Беларуси, облисполкомам и Минскому горисполком совместно с органами госуправления сформировать перечень предложений объектов приватизации на сумму не менее $850 млн. для продажи инвесторам. Такой список уже сформирован и находится на согласовании. Но, опять же, это только «рекомендательный» перечень.

    Следует заметить, что платежный баланс Беларуси на 2015 год не предполагает использования средств от приватизации.

    «Если что-то и будет от продажи госактивов, то предлагаем все полученные средства направить исключительно в ЗВР»,– отметил в конце прошлого года экс-премьер Михаил Мясникович.

     

    Полный вариант статьи читайте в свежем номере журнала "Дело", главная тема которого "Бизнес-образование. Консалтинг. Коучинг"  

     

    Материалы автора:

    На острие «иглы». Нефтяной

    Шлагбаум на пути. Товарных потоков

    На острие «иглы». Нефтяной

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by