DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 8 Апр 2011 0:00

    Переориентация экономики как способ выживания

    Пока мы разбираемся в собственных проблемах, мировое сообщество уже задумывается о том, как ответить на новые вызовы времени. Так, сейчас становится очевидным, что все более востребованными становятся проекты в сферах малой альтернативной энергетики и производства продуктов питания. С этого нужно начинать наш старт в новое инновационное будущее. При условии переориентации господдержки на наиболее востребованные сегменты, наш национальный бизнес получит уникальный шанс для прорыва на внешние рынки. А заодно – решится проблема внешнеэкономического сальдо, ставшая сегодня главной для нашей страны.

    Проблема пищи и чистой воды – один  из главных вызовов нового столетия. Продукты дорожают уже несколько лет. Только в феврале 2011-го прирост цен на них на мировом рынке составил 2,2%. По данным ООН, цены на продовольствие достигли исторического максимума. Проблема усугубляется растущим дефицитом: сокращаются поставки злаковых, прогнозируется снижение запасов пшеницы и фуражного зерна.

    На наших глазах в мировой экономике идет соревнование между двумя группами монополистов: нефтяных и аграрных. Скачки цен на нефть и продукты питания «подталкивают» друг друга – этакая «Великая лоббистская спираль XXIвека»! Нефтедобытчики держат цены на комфортной для себя величине – в районе $100 за баррель. Любопытно, что при Ельцине и $15 долларов за баррель хватило, чтобы Ходорковский и Абрамович стали миллиардерами. И кто сейчас помнит, что в равновесной и динамичной экономике 1970-х годов цена литра бензина у основных продавцов в США и Европе составляла всего 4 цента за литр?

    Во многом продукты дорожают по причине роста стоимости нефти. Именно поэтому в России в прошлом году цены на продукты питания выросли в среднем на 14,7%. А на овощи, например, они увеличились на 70%! В связи с этим, не пора ли нам переходить от производства бензина к выращиванию овощей, с последующим экспортом их в Россию? Годятся для наращивания внешних поставок также масло и жиры, которые стали доходнее на 23,6%. А сыры и яйца в России сейчас продаются на 17% дороже.

    Используя эти тренды, белорусский бизнес имеет хорошие шансы заработать в 2011 году, например, на мясе не $666 млн., а все $800 млн. Очень удачное вложение денег – молочная промышленность. Объем внешних продаж наших молочных продуктов в прошлом году составил $1,5 млрд. А ведь ровно год назад мы получали от этой статьи экспорта $1 млрд. При этом поставки в физическом объеме выросли всего на 90 тысяч тонн! Вы скажете – несерьезно? Вот факты: мы продаем в Россию замороженной говядины на $194 млн. Этого достаточно, чтобы полностью оплачивать импорт всей вычислительной техники ($168 млн.). А денег от ежегодной продажи белорусских сыра и творога ($561 млн.) достаточно, чтобы полностью компьютеризировать страну! Для сравнения: продажи тракторов в 2010 году принесли нам $669 млн.

    Почему путь Беларуси в большую энергетику может стать тупиковым? И где белорусам искать альтернативные источники энергии? Об этом и многом другом читайте в печатной версии апрельского журнала «Дело». 

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by