DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 3 Мар 2011 0:00

    Под флагом импортозамещения

    Ограничения импорта в нынешнем виде оборачиваются протекционизмом и ограничением конкуренции.

    Экономисты не первый год твердят, что программа импортозамещения у нас реализуется совсем не так, как она задумывалась. Во-первых, вместо того, чтобы экономить валюту, ее тратят на ввоз сырья и комплектующих для якобы импортозамещающих производств. Во-вторых, импортозамещение у нас часто становится палочкой-выручалочкой для руководителей госпредприятий, чья продукция не в состоянии конкурировать на свободном рынке. Власти поддерживают отечественного производителя, даже если его продукция хуже и дороже (!) импортной. В-третьих, руководители предприятий, особенно государственных, начинают понимать, что, используяярлык «сделано в Беларуси», можно зарабатывать, что называется, на ровном месте. Не утруждая себя такими «заморочками», как эффективность или маркетинг.

    Вас тут не стояло…

    «Лучшая стратегия – это монополия» – многократно доказанная теорема классического маркетинга. Одиночество на рынке – прибыльная штука. На Западе это счастье даруется немногим отраслям, а в сегментах потребительских товаров такое явление фактически не встречается. Чтобы не напороться на проблемы с антимонопольным законодательством тот же «Майкрософт» десятилетиями «подкармливает» небольшие компании, создавая хотя бы видимость конкуренции. В Беларуси же расчистить поле для деятельности проще простого: главное придать товару вид импортозамещающего!

    Вспомните: сколько видов семян лежало на полках магазинов еще несколько лет назад! На любой вкус: отечественные, российские, польские, голландские… Но стоило государству заинтересоваться этим бизнесом, как семенное изобилие в одночасье закончилось. Минсельходпрод прекратил выдачу разрешений на импорт семян из Европы на том основании, что в Беларуси есть местные аналоги! Теперь отечественным продуктом завалены все профильные магазины. Вот только если польские семена практически все приживаются, то белорусские – почти с точностью до наоборот. Более того, ходят упорные слухи, что отечественные производители начали подмешивать в свой «неликвид» иностранные аналоги, чтобы обеспечить показатель всхожести хотя бы на минимально допустимом уровне. Между тем, представители иностранных производителей семян в Беларуси либо перепрофилируют свой бизнес, либо «сворачиваются».

    По той же схеме пару лет назад с отечественного рынка исчезла украинская патока, которая, кстати, была на 20% дешевле отечественной. По простой причине: первоначально предприятие в Дрогичине, ее выпускающее, возводилось для фармацевтических нужд – на нем планировалось освоить производство инсулина. Но пока раскачивались, технология производства этого лекарства с использованием органов животных в качестве сырья безнадежно устарела. Инвестиционный план изменили, и в результате родился очередной импортозамещающий проект. Производство патоки на заводе с горем пополам освоили, но продать ее оказалось возможным только при помощи «административного маркетинга». Отечественным кондитерам в концерне «Белгоспищепром» «подсказали» адресок, по которому следует приобретать это сырье. А на покупку украинской патоки наложили табу. На одной из пресс-конференций генеральный директор «Коммунарки» Наталья Кот возмущалась такими ограничениями. Во-первых, наша патока почему-то упорно получалась дороже иностранной. Во-вторых, хотя по своим характеристикам она соответствует всем стандартам и нормам, в технологии «Коммунарки» изначально заложено использование патоки другого вида. Белорусское сырье влияет на цвет карамели и леденцов, «затемняя» их. Конфеты теряют прозрачность и, соответственно, товарный вид.

    Правда, когда речь заходит об импортных конфетах на белорусской территории, наши кондитеры резко меняют свои взгляды и переходят на позиции поддержки отечественного производителя: мол, ненормальная это ситуация, когда зарубежные товары вытесняют с полок отечественные брэнды. Именно с их подачи белорусский МИД периодически терзает антидемпинговыми расследованиями украинский «Рошен»…

    Не будем вдаваться в дебри сравнительной оценки конкурентоспособности «наших» и «чужих» сладостей, но за последние два года многие конфеты на белорусском рынке подорожали на 35-45%. Причем, не только шоколадные – тут инфляционную динамику можно еще объяснить девальвацией, сложной ситуацией на внешних продовольственных рынках, неурожаем какао-бобов… Но ведь не отстали от «черных» собратьев и демократичные карамельки, в себестоимости которых импортная составляющая практически отсутствует: основные ингредиенты – отечественного производства! Сказывается отсутствие ценовой конкуренции, которое подается все под тем же флагом импортозамещения.

    Из дешевого – дорогое

    Административное регулирование отечественной экономики накладывает свою печать на маркетинг: для успеха белорусского товара порой совершенно не обязательно его рекламировать, создавать эффективную службу продаж, тратить усилия на продвижение, изучение рынка и потребительских предпочтений… Достаточно доказать «наверху», что продукция является аналогом импорта. И рынок освобождается «именем революции» – средствами  грубыми, но эффективными. А когда конкуренты повержены, обложены дополнительными пошлинами или перебиваются с хлеба на квас из-за негласных запретов на контракты с госпредприятиями, можно смело повышать цены.

    Кстати, частный бизнес тоже начинает понимать, что можно захватить рынок, не особенно утруждаясь. Так, под маркой импортозамещения практически полностью «национализировался» рынок лесозаготовительной техники, сушилок для зерна, некоторых видов пищевой упаковки. Список можно продолжать долго… Более того, в последние годы этой оригинальной «маркетинговой стратегией» стали промышлять даже иностранцы.

    Что дает производителю статус белорусского товара? Как минимум, 15%-ную преференциальную надбавку по сравнению с импортными аналогами при госзакупках. Т.е., отечественная продукция имеет преимущество перед импортными аналогами, даже если она дороже на 15%. Как максимум, поддержку на уровне министерств, ведомств, а то и правительства с четкой рекомендацией – закупать сырье и комплектующие у определенных производителей. Один раз пролоббировав определенную товарную позицию, в дальнейшем можно спокойно получать дивиденды.

    Удивительно, но факт: самые успешные коммерческие проекты у нас – вовсе не в финансовой сфере или строительстве, а те, что связаны с поставками сырья и продукции технического назначения! Например, хороший бизнес –  поставки ферментных препаратов для спиртовой промышленности. В себестоимости «огненной жидкости» эти вещества занимают мизерную долю: основные затраты приходятся на зерно (50-70% в зависимости от технологии и цен на злаки) и теплоэнергетические ресурсы (10-20%). В общем финансовом котле расходы на ферменты –капля в море. Тем не менее, объем рынка этих препаратов оценивается в Br300-500 млн. рублей в месяц.

    Основную долю этих ферментов сегодня поставляет одно предприятие – РУП «Энзим» из Пинска, которое входит в концерн «Белбиофарм». Что интересно – ферменты это предприятие не производит, так как не имеет соответствующего оборудования. Более того, заниматься этим не может даже теоретически – предприятие расположено в городской черте, где химический синтез невозможен по санитарным нормам. Да и такое производство требует слишком больших капитальных вложений и научных знаний. В мире этим занимаются всего несколько крупных корпораций, у которых хватает финансовых возможностей содержать лаборатории и проводить исследования. Технологический же процесс на пинском предприятии выглядит просто: ферменты приобретаются у представительства российской компании, потом разливаются в более мелкую тару и уже не первый год успешно поставляются практически всем спиртовым заводам. Благо они тоже входят в концерн «Белгоспищепром», который аккумулировал такие закупки в своем Торговом доме. Причем, по товарным позициям, которые имеются в наличии у РУП «Энзим», тендеры даже не проводятся!

    Между тем, конкурс пинское предприятие не выиграло бы ни при каком раскладе: европейские производители предлагают более дешевые и качественные продукты, причем вместе с определенным сопровождением: разработкой ферментных комплексов, корректировкой технологии и другими услугами, которые пакетом идут вместе с товаром.

    Коммерческий успех «Энзима» –результат «импортозамещающей» приписки к госпрограмме развития микробиологии. Тогда действительно планировалось на его базе создать производство ферментов. Поэтому белорусскому производителю дали карт-бланш: беспрецедентные преференции по поставке товаров собственной расфасовки. С тех пор много воды утекло: первоначальный план модернизации оказался красивой утопией – сначала сроки передвигали, затем, судя по всему, от этой идеи вообще отказались. Но монополия осталась! Ее объясняют поддержкой белорусского производителя, а также ссылаются на экономию валюты – свою продукцию «Энзим» реализует за рубли, и сырье приобретает за них же, так как работает с представительством россиян в Беларуси. Самое интересное, что согласно нашим законам, банальная фасовка не превращает импортный товар в белорусский! Или смотря кто фасует?!.

    Через третьи руки

    Наиболее часто в Беларуси эксплуатируется основной идеологический посыл импортозамещения – экономия валюты. Но дьявол кроется в формуле исчисления необходимости зарубежных денег на единицу товара! Зачастую реальную картину подменяют платежным балансом. Скажем, в отечественных моющих средствах много зарубежных составляющих, но их приобретают за рубли у посредников. И на бумаге импортоемкость некоторых позиций, действительно, равна нулю: ведь валюту предприятие не тратит!

    На этот случай есть классический метод, разработанный Минэкономики: импортоемкость товара определяется соотношением товарной стоимости продукции к стоимости зарубежных сырья и комплектующих! Но оказывается и здесь есть лазейка! Если увеличить себестоимость товара за счет постоянных издержек (содержание офиса, служебного и производственного автотранспорта и так далее), а также за счет фонда оплаты труда, то снизить долю импорта до необходимых 50% не составляет серьезных затруднений. И тогда товар «де-юре» становится белорусским!

    Вопрос о завышении непрямых издержек не раз поднимался на разных уровнях. Озвучиваются и грустные цифры: не редкость, когда такие искусственно созданные затраты составляют в себестоимости конечного продукта 50-60%! Кроме того, при определении импортоемкости часто не учитывается потребность в валюте для инвестиций – на закупку оборудования, его обслуживание, оплату услуг зарубежных инженеров. Словом, существует масса способов «бумажного» преобразования импортного товара в белорусский.

    Нужно признать, что при всем своем богатом потенциале, идея импортозамещения пока стране особых дивидендов не принесла. Самый очевидный признак провала – внешнеторговое сальдо, которое упорно растет за счет превышения импорта над экспортом. Вроде бы, динамика производства импортозамещающих товаров в целом положительная: даже в кризисном 2009 году они показали 147,2% роста при 98% по всей промышленности. Но это относительные показатели. Зато показатели качественные и абсолютные – остаются неудовлетворительными. Импортозамещающей продукции в стране производится на сумму $5-6 млрд., что в объемах экономики – сущий мизер. А вот валюты такие проекты проглатывают иногда больше, чем замещают или приносят. Точных цифр у меня нет, так как ситуацию досконально никто не изучал. Но есть факт: импорт в основе своей прирастает не за счет потребительских товаров, а благодаря инвестиционной и промежуточной продукции – оборудованию, сырью и комплектующим.

    Очевидно, что нужно перестать фетишизировать идею импортозамещения, поскольку она нередко провоцирует неэффективность, оказывается дороже импорта, убивает конкурентную среду и, наконец, плодит разного рода «серые» схемы, экономический эффект которых заметен только в карманах определенной категории руководителей. Нужно отказаться от преференциальной надбавки для отечественных производителей и сделать максимально прозрачной процедуру тендеров. Впрочем, все это записано в Директиве №4, которая, будем надеяться, скоро заработает.

    Ну, а пока административный ресурс в раздаче преференций провоцирует использование коррупционных схем, и перед частным бизнесом периодически возникает дилемма: либо уходить с рынка под давлением конкурентов, использующих запрещенные приемы, либо искать обходные пути. И если первый путь ведет «всего лишь» к сворачиванию бизнеса, то второй ставит компанию в зависимость от чиновников и силовиков, которые великолепно знают ситуацию и в совершенстве отработали основные полукриминальные экономические алгоритмы.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by