DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 2 Фев 2011 0:00

    Красивый жест или реальное партнерство?

    Практическая реализация положений Директивы №4 должна показать – есть ли будущее у частно-государственного партнерства в Беларуси.

    В канун Нового года Президент Беларуси подписал долгожданную «либерализационную» Директиву №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Правда, само слово «либерализация» из окончательной версии документа куда-то исчезло, но его значимость этот факт в целом не умаляет. Тем более что были большие сомнения в том, что Директива вообще увидит свет. Во-первых, «обещано» было еще весной, во-вторых, исполнение обещаний до и после выборов – это, как говорят в Одессе, разные вещи.

    Директиву №4 пока сложно оценивать с практической точки зрения. Это «рамочный» документ. Предполагается, что до конца марта он должен обрасти «мясом» – новыми нормативными актами, изменениями и дополнениями действующего законодательства. Соответствующая задача Главой государства возложена на Премьер-министра, Председателя Правления Нацбанка, председателей облисполкомов и Минского горисполкома. Только после этого можно будет судить о том, насколько серьезными и главное – реальными являются благие намерения власти в отношении бизнеса.

    Тем не менее, настолько революционного по духу программного государственного (!) документа в новейшей истории Беларуси сразу и не припомнишь. Фактически он делает нелегитимными огромное количество законодательных и подзаконных актов, так или иначе ущемляющих права предпринимателей. Даже фразеологические обороты Директивы №4 по-хорошему «режут слух»: «конкуренция – везде, где возможно, государственное регулирование – там, где необходимо», «исключить вмешательство органов государственного управления в процесс ценообразования», «запретить конфискацию, иное изъятие имущества у субъектов предпринимательской деятельности» и т.д., и т.п…

    Директива содержит девять разделов, каждый из которых направлен на устранение барьеров, с которыми сталкивается белорусский бизнес. При этом в ней можно выделить несколько главных программных постулатов, реализация которых может кардинально изменить ситуацию в экономике.

    Первый – равенство всех форм собственности и недопущение какого-либо ограничения добросовестной конкуренции. По логике это должно полностью изменить правила тендерных закупок, дав частному бизнесу доступ к большому количеству новых клиентов – государственных предприятий, а также создать новые правила игры на некоторых рынках, где есть ограничения по форме собственности. Таких, например, как рынок страхования.

    Второй – отмена контроля над ценообразованием, сохранение государственного регулирования цен только на продукцию организаций-монополистов и социально значимые товары. Бизнес здесь в первую очередь интересует отмена жестких торговых надбавок и обоснований цен.

    Третий – смягчение наказаний по правонарушениям в области хозяйственной деятельности и обеспечение соразмерности ответственности характеру правонарушения и степени причиненного вреда. Предприниматели ждут отмены печально знаменитой статьи 23.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за нарушение порядка оформления товарно-транспортных накладных, платежных инструкций и других первичных учетных документов. Кроме того, должна быть исключена ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за административные правонарушения, не связанные с получением ими какой-либо выгоды и не повлекшие ущерба для государства.

    Четвертый – гарантия прав собственности. Это очень важный момент. Согласно Директиве стоит ждать отмены всяких внесудебных конфискаций, конфискаций собственности добросовестных приобретателей, а также приватизированного имущества, если оно было приватизировано с соблюдением действовавшего на тот момент законодательства.

    Пятый – либерализация рынка труда. Планируется придать Единой тарифной сетке работников Республики Беларусь рекомендательный статус, что должно развязать руки нанимателям в деле стимулирования работников.

    Но главное, по мнению экспертов «Дела», достоинство Директивы №4 в том, что она декларирует необходимость формирования механизма частно-государственного партнерства. Собственно, сам документ является плодом такого партнерства, поскольку в его разработке принимали самое деятельное участие предпринимательские союзы и отраслевые ассоциации. Кроме того, в тексте Директивы четко указано, что впредь все органы госуправления должны обеспечивать «обязательное общественное обсуждение проектов актов законодательства, которые могут оказать существенное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности, в том числе посредством создания при этих государственных органах (организациях) общественно-консультативных и (или) экспертных советов с участием представителей субъектов предпринимательской деятельности, их объединений».

    Конечно, насколько быстро и в каком объеме будут реализованы на практике все продекларированные изменения, судить сложно. И в этом заключается главная опасность. Чиновники, многие из которых до сих пор пугаются слова «либерализация» и не понимают – зачем она нужна, вряд ли будут спешить. И все-таки есть надежда, что положить этот документ «под сукно» у них не получится. Так считает и председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей (МССПиР) Владимир Карягин:

    – Особенность Директивы №4 заключается в том, что она была подготовлена при широком, активном участии делового сообщества нашей республики. Документ очень тщательно готовился, было много различных вариантов. Они рассматривались в министерствах, ведомствах, облисполкомах, бизнес-ассоциациях. Поэтому Директива вобрала в себя целый ряд предложений, которые сформулировали сами предприниматели. У нас в портфеле Республиканской конфедерации предпринимательства есть десятки, даже сотни предложений, которые были подготовлены, но не вошли в Директиву, объединившую только наиболее существенные вопросы.

    Теперь мы должны предложить конкретные механизмы реализации задуманного. Мы создали постоянно действующую рабочую группу по сбору предложений для передачи правительству при подготовке постановления по реализации Директивы. Нам очень важно, чтобы к этому подключилось как можно больше предпринимателей. Все это позволит произвести серьезную корректировку белорусского законодательства, принять целый ряд поправок в законы, указы, постановления правительства, министерств и ведомств. Кроме того, я хочу отметить, что с принятием Директивы №4 четко наметился диалог власти и бизнеса. Из разового явления он перетекает в постоянно действующий механизм.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by