DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 3 Сен 2010 0:00

    Движение — напролом

     

    На продажи внедорожников в Беларуси почти не повлияли «кредитные заморозки» и рост таможенных пошлин.

     

    В сегменте внедорожников (SUV) сложилась парадоксальная ситуация. До 2008 года здесь, как и в целом по рынку, основные продажи совершались посредством кредитных программ. А доля заемных ресурсов составляла около 70%. Годом позже, одновременно со снижением объема продаж и повышением ставок по кредитам, этот показатель упал до 20-25%, и в этом сегменте стал преобладать наличный расчет. Однако продажи внедорожников хотя и снизились в 2009 году на 31,3% (притом, что в целом рынок обвалился на 45%), но сохранилась динамика роста на фоне общего количества проданных автомобилей. Если в 2008 году рыночная доля сегмента SUV в общих продажах новых автомобилей составляла 21,1%, то в 2009 — 22,3%.

     

    Цена — не преграда

    Спрос на полноприводные автомобили от падения, весьма значительного в других сегментах, удерживает тот факт, что их покупатели — как правило, обеспеченные люди со стабильным доходом, которые в состоянии приобретать автомобили за собственные средства, не прибегая к кредитованию. Как утверждают продавцы, высокая стоимость в сегменте SUV — не преграда. Пересесть на такие автомобили белорусов подтолкнула «погоня за статусом» и необходимость каждодневных поездок в загородные дома. По объему продаж в 2009 году этот сегмент оказался самым востребованным после гольф-класса. Похожие тренды прослеживаются и в 2010 году.

    —  Разумеется, средняя стоимость покупки в прошлом году снизилась, хотя эта тенденция и не была ярко выражена, — говорит Александр Чупригин, директор СООО «ДрайвМоторс». —В 2009 году на рынке внедорожников сказались нераспроданные склады прошедшего года, когда машины предлагались со скидками до 25%. В итоге люди начали сравнивать по цене несравнимые вещи. То есть искали не модель, которая была бы им интересна, а такую, «что могли получить за свои деньги». В такой ситуации некоторые дилеры проработали весь год, предлагая автомобили 2008 года выпуска, и лишь затем перешли на заказ моделей 2010 года.

    Добавляет оптимизма участникам рынка и тот факт, что во втором квартале 2010 года количество сделок с оформлением кредита, простимулированное снижением процентных ставок, снова начало увеличиваться. На начало июня в некоторых банках можно было взять кредит под 15% годовых в белорусских рублях. Поэтому дилеры продолжают выводить на рынок новые модели и активно ведут переговоры с заводами-изготовителями по снижению их стоимости. Однако, по мнению экспертов «Дела», с учетом ситуации, сложившейся вокруг Таможенного союза, в частности, в связи с сохранением льготного режима ввоза автомобилей для физических лиц, дальнейшее повышение спроса в сегменте SUV возможно только при условии полномасштабного восстановления доступных кредитных программ, которые привлекут ту небольшую часть покупателей, которая ориентируется на заемные ресурсы. Пока же по итогам первого полугодия 2010 года общий объем белорусского рынка новых автомобилей всех моделей и модификаций составил всего 7700 единиц, из них всего 4411 – продажи официальных дилеров.

     

    В первом полугодии 2010 года доля кредитных сделок начала постепенно расти, но до уровня 2008 года еще далеко.

     

    Великолепная десятка

    В Беларуси 90% всех продаж сегмента SUV приходится на дизельные модификации, а самая большая конкуренция — в классе легких и среднеразмерных внедорожников. В ассортименте практически всех официально представленных европейских и японских марок есть модели в этих подклассах. Сразу три производителя — Mitsubishi, Toyota и Hyundai — вошли в десятку самых популярных внедорожников с двумя моделями, что сделало их полноправными лидерами сегмента в целом. MitsubishiOutlanderXL находится на вершине рейтинга. Примечателен тот факт, что на восьмом месте оказалась модель Outlander предыдущего поколения. Если предположить, что дилер по какой-то причине прекратит поставки MitsubishiOutlanderClassic в Беларусь, то большая часть поклонников японской марки остановит свой выбор на модели нового поколения — OutlanderXL, сделав ее просто недосягаемой для конкурентов. В десятке самых популярных также по одной модели Volkswagen, GreatWall и российского ВАЗ.

    У китайского GreatWallHover надежные японские двигатели, доступные цены и развитая дилерская сеть — все это позволило модели выйти на шестое место. Если так пойдет и дальше, продажи этого автомобиля сравняются с популярностью VolkswagenTouareg. Еще один интересный момент — четвертое место LadaNiva. При условии сохранения ситуации с таможенными пошлинами этот автомобиль по итогам 2010 года может подняться даже на третье место в своем классе.

     

    Наиболее продаваемые SUV-модели на белорусском рынке в 2009 году

     

    марка и модель

    количество, единиц

    1

    MitsubishiOutlanderXL

    298

    2

    ToyotaLandCruiser 200

    250

    3

    HyundaiSantaFe

    215

    4

    LadaNiva 4x4

    204

    5

    VolkswagenTouareg

    179

    6

    GreatWallHover

    173

    7

    ToyotaRAV4

    167

    8

    MitsubishiOutlanderClassic

    136

    9

    HyundaiTucson

    113

    10

    KIASportage

    104

    Источник: дилерские автоцентры.

     

    SUV(англ. SportUtilityVehicle) — маркетинговый термин для автомобиля, имеющего кузов «универсал», повышенный дорожный просвет и систему полного привода (не всегда). По размерам и конструктивным особенностям классифицируется на подклассы, которые обозначаются латинскими буквами A0, A, B, C, D.

     

    Мнение эксперта

    Александр Чупригин, директор СООО «ДрайвМоторс»

    В России дилеры боятся продавать автомобили с дизельными двигателями из-за низкого качества топлива. В Европе же, где с топливом все в порядке и существует тенденция к уменьшению габаритов машин, покупатели ориентируются на экономичность и экологичность, поэтому внедорожник с бензиновым двигателем продать очень тяжело. В Беларуси наблюдаются совсем другие взаимосвязи. В последнее время прогрессирует строительство индивидуальных домов, которые расположены за городской чертой. Дороги там не обустроены, и на обычной машине добраться до места назначения проблематично даже летом. Этот факт подталкивает людей обратить внимание именно на внедорожник.

    Вопрос поставки автомобилей с российского завода ООО «Ниссан Мотор Рус» нами пока не прорабатывался, хотяуже известно, что ставки для физлиц с 1 июля остались прежними, а продукция завода должна быть сертифицирована не только в России, но и в Беларуси. Соответственно автомобили российской сборки, поставляемые на наш рынок, придется заново сертифицировать. По всей видимости, на основании российских сертификатов получить белорусские будет не очень сложно. Но эту  процедуру мы еще не изучили, поэтому намерены вернуться к переговорам с заводом в сентябре, когда ключевые управляющие вернутся из отпусков. Под Санкт-Петербургом сейчас производят две модели Nissan, среди которых внедорожник X-trail, а ближе к зиме здесь начнут выпускать и Murano. По этим моделям и будут вестись переговоры о поставке. В целом сегодня ситуация такова, что с апреля мы предлагаем автомобили 2010 года выпуска. Кроме того, нам удалось договориться с дистрибьютором о некотором снижении цен на модели Qashqai и Pathfinder. Но разница в таможенных платежах для физических и юридических лиц все-таки сохранилась, и это будет серьезной помехой для легального автобизнеса. Тем не менее, мы ожидаем постепенного повышения спроса на внедорожники в конце третьего квартала.

     

    Мария Сухарева, руководитель отдела продаж автомобилей «Атлант-М Боровая», официального дистрибьютора марки KIAв РБ

    Белорусский рынок внедорожников имеет свои характерные черты. И его трудно сравнить с каким-либо другим рынком. Например, европейцы, покупая автомобиль, думают прежде всего о его компактности, удобности парковки в городе, экономичности. Белорусы же до сих пор зачастую оценивают автомобиль как возможность подчеркнуть свой статус, часто в ущерб экономичности и даже удобству перемещения. Но думаю, уже скоро мы придем к европейскому подходу в выборе автомобиля. Также стоит отметить любовь белорусов к дизельным модификациям внедорожников, что вполне объяснимо. Дизельные двигатели более экономичны, а качество белорусского дизельного топлива пусть и не идеально, но соизмеримо с европейскими стандартами. Да и расходы на обслуживание дизельных автомобилей уже сравнялись с расходами на обслуживание бензиновых.

    Категории легких и среднеразмерных внедорожников сегодня изобилуют предложениями от мировых производителей, и борьба за покупателя не прекращается ни на минуту. Как раз в этих классах мы представляем популярные модели KIA Sportage и KIA Sorento. В 2009 году компанией KIA Motors был выпущен совсем новый рамный внедорожник KIA Mohave, который имеет 7 мест уже в базовой комплектации и поставляется на наш рынок с мощным турбодизелем объемом 3,0 л. Но еще большие надежды мы возлагаем на уже ставший популярным в Беларуси легкий городской кроссовер KIA Sportage нового поколения. Новая модель для того и выводится на рынок, чтобы привлечь как можно больше потенциальных покупателей. Первую партию Sportage доставили в Минск в августе. Таким образом, мы заполнили на белорусском рынке все самые конкурентные ниши популярных подклассов сегмента SUV.

     

    Сергей Бабашков, заместитель директора по маркетингу и продажам ООО «Хендэ АвтоГрад»

    Как правило, производители стремятся занять как можно больше ниш в автобизнесе. У нашей компании довольно широкий модельный ряд, в который попадает такая сильная на белорусском рынке позиция как внедорожники. В соответствии с этим, основная наша работа сконцентрирована именно в сегменте SUV. Сегодня, к сожалению, из-за разницы таможенных пошлин частные лица ориентируются на подержанные автомобили. Но если говорить о внедорожниках, то спрос на них остается стабильным на фоне общего падения в 2010 году. Например, на белорусском рынке HyundaiSantaFe постоянно входит в тройку лидеров. Именно эта модель остается нашим флагманом продаж, несмотря на большой модельный ряд Hyundai. В частности в прошлом году ее продажи составили 40% от общего объема продаж нашей компании. Что касается рынков России и Украины, то на территории этих стран есть автосборочные производства, где используются льготы по налогообложению. Так как на таких заводах, как правило, производят наиболее массовые и относительно недорогие модели, относящиеся к классам С или D, то внимание местных потребителей, естественно, переключается на них. Для белорусов же цены на все модели находятся так сильно не отличаются, и при покупке он может выбрать автомобиль в соответствии со своим доходом. Отчасти поэтому в Беларуси так популярны внедорожники.

    Сейчас всем участникам рынка, конечно, будет сложно, потому что высокие таможенные пошлины не дают дилерам возможности развернуться. Что касается возможности приобретения авто в кредит, ситуация коренным образом не изменилась. Поэтому сегодня у нас осталась практически одна категория покупателей – люди с очень высоким уровнем дохода, ориентирующиеся исключительно на приобретение новых автомобилей. Именно в этот суженный сегмент потребителей и попадают внедорожники всех марок в Беларуси. И так как у Hyundaiочень сильные предложения в этом классе, наша маркетинговая активность в 2010 году будет направлена на поддержку именно этих моделей.

     

    Белорусские автодилеры с тревогой ожидали 1 июля, когда стало известно, что окончательное решение по вопросу о размерах таможенных пошлин для юридических и физических лиц в рамках Таможенного союза переносится на год. Но даже при сохранении прежних ставок для физлиц, все новинки 2010 года в классе внедорожников окажутся в белорусских шоу-румах.

     

    Mitsubishi ASX

    Новый компактный внедорожник класса SUVA0 (компактные внедорожники) официально был представлена в марте этого года на Женевском автосалоне. Специально для ASX разработан очень эффектный эксклюзивный цвет kawasemi (по-японски — зимородок, птица бирюзово-голубого цвета). Из характерных особенностей модели ASX следует отметить наличие модификации с полным приводом, а также возможность заказа автомобиля с бесступенчатым вариатором наравне с традиционной механической коробкой передач. Появления ASX в белорусской дилерской сети Mitsubishi предполагается в начале осени.

     

    KIASportage

    Изменения проявились как снаружи, так и внутри — более жесткий кузов, новая подвеска, светодиодные фары, агрессивный вид и спортивность.Модель будет оснащаться четырьмя вариантами двигателей (два бензиновых и два дизельных мощностью от 115 до 163 л.с.), 6-ти ступенчатой механической или автоматической коробкой передач, а также полным или передним приводом. Первые экземпляры ожидаются в Минске уже в августе.

     

    Hyundaiix35

    Правопреемник легкого внедорожника HyundaiTucson будет именоваться на европейском рынке ix35. Дизайн и техническая составляющая новой модели создавались в европейском отделении Hyundai.Как результат — новая система стабилизации,задняя многорычажная подвеска с эффектом подруливания, а также «умные» амортизаторы, меняющие жесткость в зависимости от качества дороги. Вместе с современным дизайном экстерьера и высоким качеством отделки салона, у автомобиля появились система бесключевого доступа, запуск двигателя кнопкой, круиз-контроль, система контроля спуска с горы, камера заднего вида с подсказкой траектории парковки. Продажи ix35 на белорусском рынке уже стартовали в июле. Модель поставляется с бензиновым двигателем 2,0 CVVT из семейства Theta II (166 л.с.), а также турбодизелем 2,0 CRDi мощностью 177 л.с., автоматически подключаемым полным приводом и блокировкой межосевого дифференциала.

     

    Nissan Qashqai

    На обновленную модель популярного кроссовера установили новые передние крылья, капот, решетку радиатора и фары. Усовершенствованы также интерьер и технические показатели. В гамму модификаций добавилась семиместная версияQashqai+2, что дает ей неплохое конкурентное преимущество в данном сегменте.

     

    Nissan Pathfinder

    У среднеразмерного внедорожникаNissan Pathfinder слегка видоизменился экстерьер: новые передний и задний бамперы, фары и фонари. В салоне появилась новая передняя консоль с большим дисплеем, на который выводятся данные навигационной системы или камеры заднего вида. Главное техническое новшество — добавление в гамму моторов турбодизеля объемом 3,0 л (231 л.с. и 550 Нм крутящего момента). Обновленный Pathfinder уже предлагаются официальным дилером с весны 2010 года.

     

    NissanPatrol

    Новая модель специально разработана для рынков России, СНГ и Арабских стран. Премьера этой модели уже прошла в Абу-Даби. Значительные изменения коснулись внешнего вида и салона, в котором появилась шикарная отделка и необычная система кондиционирования воздуха позволяющая формировать специальную воздушную прослойку между окном и пассажиром. Под капотом автомобиля — восьмицилиндровый двигатель объемом 5,6 л мощностью в 400 л.с. Мотор будет работать в паре с 7-ми ступенчатой автоматической коробкой передач. Появление этого авто на белорусском рынке ожидается осенью 2010 года.

     

    Cadillac SRX

    Продажи второго поколения Cadillac SRX стартовали в Беларуси в апреле 2010 года. Новый SRX подчеркивает высокий статус марки за счет яркой внешности и спроектированного по последним технологиям интерьера. Базовая версия оснащена новым шестицилиндровым двигателем объемом 3,0 л (260 л.с. и 300 Нм крутящего момента) и 6-ти ступенчатой автоматической трансмиссией с возможностью ручного управления. В базовую комплектацию также входят система полного привода, кожаный салон, раздельный климат-контроль, полный набор подушек безопасности, беспроводная телефонная связь Bluetooth, премиальная музыкальная система Bose. Флагманская модификация оснащается русифицированной навигационной системой с цветным интерактивным сенсорным монитором, жестким диском для аудио/видео файлов, USB-разъемом для внешних устройств, камерой заднего вида и панорамным люком в крыше.

     

    PorscheCayenne

    Самая дорогая новинка сезона — Cayenne второго поколения, которая появилась в продаже у официального дилера во второй половине мая. В ней полностью модернизирована конструкция всех элементов, включая бензиновые и дизельные двигатели, разработана новая активная система полного привода и 8-ми диапазонная автоматическая коробка передач Tiptronic. Впервые в модельном ряде Porsche появилась версия CayenneSHybrid, оснащенная современной системой параллельного гибридного привода. Особенность конструкции — двигатель 3,0 л V6 мощностью 333 л.с. с механическим нагнетателем и электромотор мощностью 47 л.с.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by