Анатолий Бурбуть, специально для журнала «Дело»,

    Комментарии 11 Июн 2010 0:00

    Перемены на «транзитном перекрестке»

    Рынок грузоперевозок в Беларуси восстанавливается. Дальнейший его рост во многом связан с реализацией проектов в области складской и транспортной логистики.

     

    Усредненная раскладка себестоимости товара такова: около 10% приходится на заработную плату, 15-30% — на сырье и комплектующие, а остальные 60-75% «съедают» издержки, связанные с перемещением продукции, ее хранением и доставкой конечному потребителю. Поэтому экономически грамотное выстраивание системы транспортной логистики становится палочкой-выручалочкой для любой страны.

    Беларусь — страна транзитная, находящаяся на перекрестке основных маршрутов из Западной Европы в Россию, и от Черноморского побережья в страны Балтии. И в ближайшей перспективе она станет центром трансевропейской магистрали. Однако, несмотря на столь радужные перспективы только за прошлый год на транспортных перевозках наша страна потеряла около $0,5 млрд. Специалисты уверены: причина отнюдь не в плохих дорогах, слабом придорожном сервисе или несовершенстве национального законодательства. Главная проблема — отсутствие сети качественных транспортно-логистических центров, которые обслуживали бы производителей, торговлю и грузоперевозчиков.

     

    Реинкарнация перевозок

    Первые логистические центры стали появляться в Европе еще в середине 1960-х годов. Целей, с которыми из возводили, было две: удешевить стоимость товара и ускорить его доставку потребителям. При их размещении и строительстве учитывались такие факторы, как наличие грузового аэропорта, транспортной магистрали, связывающей крупные промышленные города, близость выставочных комплексов, наличие разветвленной сети железных дорог. Вывод простой: при выборе площадки для такого комплекса необходимо учитывать логику функционирования всей торгово-промышленной инфраструктуры. Обычно к решению этого вопроса подключают маркетологов, которые изучают, что производят размещенные в области промышленные предприятия, насколько развита там складская инфраструктура, какова география поставок и учитывают другие факторы.

    Новые логистические центры сегодня массово создаются и развиваются во многих странах Европы, Азии, в том числе у наших ближайших соседей — в Литве, Латвии, Польше. В России поставлена задача за 2-3 года построить около 17 современных логистических центров. В Беларуси дефицит складских площадей, с одной стороны, подталкивает к инвестированию в их строительство, с другой — многие специалисты считают, что во вновь открывающихся логистических центрах просто нечего будет хранить. Крупные ритейлеры, как правило, используют собственные склады, малому и среднему бизнесу услуги таких центров нужны не так уж часто, а, скажем, поставщики бытовой техники и электроники и вовсе стараются организовать свой бизнес так, чтобы работать минуя склады, т.е. ввозить товары под конкретные заказы.

    Такую перспективу опровергает директор транспортной компании «Белинтертранс» Вячеслав Довнар. По его словам, рынок грузоперевозок, который в минувшем году серьезно пострадал от мирового финансового кризиса, потеряв 25-30% объемов, начал оживать. Более того, по и тогам первого квартала 2010 года даже заметен прирост на 30%, что почти равняется прошлогодним потерям.

    — Производители при осуществлении поставок все чаще начинают задумываться: где оставлять товары и материалы на кратковременное и долговременное хранение? Объемы перевозок как внутри страны, так и за ее пределами, понемногу восстанавливаются и вскоре достигнут докризисных показателей. К тому же транспортно-логистический центр — это не просто хранилище, а целый комплекс дополнительных услуг, таких как дистрибуция грузов, услуги таможенных посредников, разработка индивидуальных схем движения транзитных грузов, взвешивание и маркировка хранящихся товаров, формирование партий грузов и многие другие, — считает он.

     

    Процесс пошел

    На рынке аренды и продажи складских помещений даже в самый разгар кризиса спрос постоянно превышал предложение. И арендные ставки здесь держались на стабильном уровне. Специалисты рынка недвижимости говорят: хранилищ, в формате больших «коробок» с навесным замком и суровым охранником у нас хватает. А вот специализированные современные, оснащенные по последнему слову техники, логистические центры начали появляться сравнительно недавно — большинство из них были введены в эксплуатацию в 2009 году. Причем «пионеры» имеют одну особенность — они в первую очередь обслуживают интересы компании-инвестора, а на оказание складских и логистических услуг сторонним предприятиям ориентируются по остаточному принципу.

    Число проектов сфере логистики, реализованных в 2009 году, по мировым меркам сравнительно невелико — белорусский рынок «прирос» всего на 18 100 «квадратов». Производитель мороженного «Морозпродукт» в Марьиной Горке в 70 километрах от белорусской столицы возвел склад-холодильник на 4 600 м?, компания «Белрусинвест» в минском промышленном узле «Западный» построила склад на 9 000 м?, а компания «Комкон» завершила строительство складского комплекса на 4 500 м?.

    В общем, говорить о том, что строительство логистических центров в период кризиса у нас приостановилось, не стоит. Тем не менее, некоторые стройки по ряду причин, в первую очередь из-за финансовых проблем инвесторов, в 2009 году были «заморожены». Например, один из самых громких проектов последнего времени — транспортно-логистический центр неподалеку от городского поселка Раков Воложинского района, который строят сразу три компании — СООО «БелВингесЛогистик», ООО «Белинтертранс» и ЗАО «Alvora» — в минувшем году так и не дождался закладки первого камня. Компаниям катастрофически не хватало средств, и финансирование они нашли лишь в начале 2010 года. В это предприятие планируется инвестировать порядка €18 млн. Причем, не исключено, что в ближайшем будущем проект придется расширять, и он потребует дополнительных финансовых вливаний. Современные технологии для белорусского рынка пока в новинку, и 16,3 тысяч м? складских и 2,2 тысяч м? офисных помещений в какой-то момент попросту окажется мало.

     

    Логика перемен

    Дефицит складов планируется искоренять по всей стране, но большинство из них будут строиться недалеко от столицы. В 2010 году логистические комплексы в Минском районе планируют открыть компании «БЛТ Логистик» (43 400 м?), «Белтаможсервис» (5 000 м?), «Евроопт» (25 900 м?), «Эйс» (6 600 м?). В 2011 будут завершены проекты, девелопером по которым выступают компании «Владпродимпорт» (14 000 м?) и Kayson (33 000 м?).

    Всего, как подсчитали аналитики исследовательской компании Colliers International, рынок складской недвижимости в ближайшие два года прирастет на 149,5 тысяч м?. В Министерстве транспорта и коммуникаций уверены: к 2015 году увеличение доходов от транспортно-логистической деятельности, в том числе при организации перевозок транзитных грузов и экспорте транспортных услуг, составит в ВВП страны до 9 %.

    В начале нынешнего года в стратегический для отрасли документ — Программу развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года — были внесены дополнения. Отдельным постановлением Правительства земельный участок в СЭЗ «Минск» в районе Национального аэропорта «Минск» был закреплен за ИООО «АОИ Логистик парк». Здесь будет создан логистический центр на основе универсальной инфраструктуры, позволяющей обрабатывать грузы, перевозимые воздушным, железнодорожным и автомобильным транспортом. Также постановлением Совмина предусмотрено строительство совместно с чешской компанией ЗАО «АВТ» (АО OKD, Doprava, a.s.) транспортно-логистического центра в Бресте на базе ЗАО «Белтерминал». А в рамках реализации соглашения по сотрудничеству между Оршанским авиаремонтным заводом и латвийской компанией Logistik Partneri LTD предусматривается создание международного мультимодального логистического центра «Орша».

    Директор компании СООО «БелВингесЛогистик» Вячеслав Сикорский отмечает, что без современных технологий белорусскому бизнесу сегодня не прожить, поскольку логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса. Такого же мнения придерживается и заместитель Министра транспорта и коммуникаций Александр Нестерович.

    — Перед нами стоит задача развития в первую очередь транспортной инфраструктуры внутри страны, а также сокращения времени на транспортные процессы, связанные с прохождением таможни и погранпереходов, — уверен представитель Минтранса.

    Программой развития логистической системы Беларуси предусмотрено создание 50 новых центров уже до конца 2015 года. Наиболее активное их развитие предполагается в Минской области — в ближайшие годы в непосредственной близости от белорусской столицы планируется построить 13 таких комплексов. Причем большинство из них разместятся на основных транспортных развязках, ведь как показывает практика, удобные подъезды к логистическому центру — это 90% успеха его работы.

    — Система выстраивания транспортной логистики сегодня опирается на близость к транспортным коридорам — у нас их два: 9Б — в направлении портов Балтийского и Черного морей (Калининград — Клайпеда — Вильнюс — Минск — Киев), и 2Б — «Восток — Запад — Восток»,— поясняет Александр Нестерович.

    В развитии транспортно-логистических центров заинтересованы и другие структуры. Например, Белорусская универсальная товарная биржа (БУТБ) задалась целью усовершенствовать механизм биржевой торговли, и начала работу по формированию логистики товаров как дополнительной услуги и стимула для привлечения клиентов. Основа стратегии в том, что теперь БУТБ становится не просто торговой площадкой, а структурой, которая способна обеспечить клиенту полный цикл услуг, начиная от проведения торгов, и заканчивая сортировкой, обработкой и доставкой товаров по месту назначения.

    — Для покупателей-нерезидентов это интересно: в процессе торгов они могут получить комплексную услугу, — говорит о преимуществах нововведений заместитель Председателя правления БУТБ Анатолий Зарецкий. — С учетом доставки, стоимость выставленных на торги товаров увеличивается. При этом и белорусские перевозчики расширяют свои возможности по получению выгодных заказов.

    Биржа уже заключила договора с 9 транспортно-экспедиционными компаниями и владельцами складов, имеющими в собственности более 20 объектов. Однако это, конечно, лишь полумера. Будущее все-таки за специализированными логистическими центрами, а также «пакетными» услугами.

     

    Транспортная «приманка»

    Законы логистики понемногу начинают приживаться в Беларуси. Еще недавно стратегическое управление материальными потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки и хранения товаров и материалов отечественные предприятия считали излишеством. Сегодня понимание того, что за логистическими технологиями — будущее, постепенно приходит. Впрочем, как предполагает генеральный директор литовской компании ЗАО «Alvora» Николай Колесник, стратегия развития транспортно-логистических центров может существенно измениться уже через месяц. После вступления в силу договоренностей по Таможенному союзу России, Беларуси и Казахстана, для операторов может начаться новая жизнь.

    — Это будет уже другой, гораздо больший рынок, новые инвестиции и дополнительные возможности, — уверен эксперт. На сегодняшний день для инвесторов, участвующих в строительстве транспортно-логистических центров в Беларуси, действует ряд преференций, как в период создания объектов, так и в процессе их деятельности. В частности, предусмотрена нулевая ставка на ввоз оборудования, пониженная ставка налога на прибыль и другие льготы. Так что не исключено, что уже в самое ближайшее время мы станем свидетелями реализации множества новых проектов в области логистики.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by