DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 10 Апр 2010 15:56

    «Белорусское чудо» Возвращается?!

    Начало года отмечено неожиданным ростом белорусского экспорта и потребительской активности на внутреннем рынке.

     

    В нашей экономике сложилась новая, очень своеобразная ситуация. Маркетинговые исследования рисуют необычную картину потребительского рынка. Посмотрим на основные тренды начала года и мы, причем опираясь исключительно на данные официальной статистики.

     

    Экспортный «бум»?

    Ситуация в стране стремительно меняется. Беларусь вступила в Таможенный Союз. Именно это обстоятельство делает наши экономические перспективы иными – трудно предсказуемыми, но интересными. Второй фактор – мы впервые остались без дешевой нефти. К счастью, есть Венесуэла, которая неплохо справляется с обеспечением нефтью обеих Америк. Возможно, сможет «прокормить» и нас…

    То, что в России рано или поздно возобладает экономический эгоизм, многие аналитики предполагали давно. Становление российской экономики и усиление экономической элиты неизбежно «затачивают» ее действия под собственные национальные интересы. В отличие от Беларуси, где экономическая элита, в условиях доминирования государственной собственности, задавлена номенклатурой. При создании Таможенного союза мы фактически впервые столкнулись с жестким прагматизмом российских партнеров. Поэтому, когда Глава государства спрашивает у наших чиновников, насколько защищены интересы Беларуси в этом союзе, их ответы какие-то неопределенные. Вроде того, что пока о прямой выгоде говорить рано, но в перспективе новые возможности непременно положительно скажутся на экономике.

    Таможенная уния – впереди. А сейчас самое время проанализировать начало года и тренды последних кварталов, чтобы сделать «зарубку на память» – подытожить, что мы имеем накануне формирования нового таможенного пространств. Уже получены первые результаты, зафиксированные в показателях национальной статистики (см. Таблицу 1).

     

    Таблица 1.

    Основные экономические показатели в Беларуси в январе-феврале 2010 года

     

    Показатели

    Динамика (январь-февраль 2010-го к соответствующему периоду прошлого года в сопоставимых ценах, %)

    Примечания

    ВВП

    +3,5%

     

    Инвестиции

    -9,9%

    Резкое падение, которое свидетельствует о негативных трендах

    Динамика внутреннего потребительского рынка

    +11,1%

    Значительный рост, превышающий объемы национального производство производства

    Заработная плата

    +1,9%

    Небольшое увеличение, соответствует трендам ВВП

    Грузоперевозки

    +0,1%

    Консервативный тренд

    Продажи на внешних рынках

    +37,1%

    Резкий взлет, который может сохраниться, но лишь при увеличении спроса на внешних рынках

    Импорт

    +2,1%

    Соответствует финансовым и валютным возможностям субъектов хозяйствования

    Занятость

    +0,9%

    Неоправданно высокая занятость увеличивает финансовую нагрузку на предприятия всех форм собственности

     

    Собственно, это и есть эпикриз 2010 года. Экономический шок проходит, нащупываются собственные национальные ответы на кризис. Особенно – у населения страны, но об этом поговорим чуть позже. Первый вопрос, который возникает у любого аналитика после знакомства с первыми итогами работы национальной экономики в 2010 году: что находится в основе новой динамики? И, вообще, можно ли говорить о некоей «новой динамике»? Если «да», то какие факторы сказались на таком положении дел?

    У нас всего два основных метода улучшения собственной экономической динамики. Первый – развитие экспорта и увеличение внешних продаж, что, к сожалению, не очень зависит от возможностей белорусских предприятий. Второй – изменение покупательной активности, и развитие внутреннего потребительского рынка.

    К началу года глобальный мировой рынок потерял 12% своего докризисного оборота. При этом за первый месяц 2010-го мы имеем резкий взлет экспорта, что является своего рода «бумом», особенно, если исходить из итогов 2009-го. Стоит вспомнить и тот факт, что начало прошлого года было отмечено 46,5%-ным падением белорусского экспорта! Сегодня мы не дотягиваем всего каких-то 10 пунктов до 2008-го – того счастливого времени, когда экспорт был двигателем национальной экономики.

    Пока нет детализированной статистики внешних продаж, и мы не можем сравнить изменения по разным товарным группам. Возможно, что увеличение сбыта вызвано распродажей продукции, произведенной еще в 2009 году. Скорее всего, так и есть. Статистика показывает, что «новое» промышленное производство приросло всего на 4,2%. И, естественно, остается много вопросов. Наступил ли перелом, после которого импорт будет сокращаться, а экспорт – расти гигантскими темпами? Когда, например, дефицит торгового баланса уменьшится до символических величин? Неужели, мы переходим к немногочисленной группе стран, которые работают с положительным чистым экспортом?

     

    Парадоксы потребления

    Внутренний рынок в последнее время формируется у нас в основном за счет собственного производства, возможности которого, в общем-то, довольно ограничены. Ну не могло простое увеличение на 4-5% собственного внутреннего промышленного и аграрного производства так сильно стимулировать экспорт! Даже несерьезно сравнивать 37% прироста экспорта и 3,5% ВВП.

    Еще один казус: при достаточно невысоких объемах роста производства товаров отечественными производителями и при ничтожно малом приросте импорта прирост покупок домашних хозяйств составил 11, 1%! Притом, что заработная плата у нас едва-едва добавила 2%. Феноменальный результат, который может считаться очередным «белорусским чудом»!

    На какие такие дополнительные доходы стали жить белорусы? Наверное, статистика все-таки улавливает не все наши «заначки». Есть заработки за пределами страны, «конверты», о которых в прежние годы стали забывать, сбережения, валютные операции… Да что говорить: только в первом месяце 2010-го население купило валюты на $500 млн. больше, чем сдало в обменные пункты! Или к нам «потекли» какие-то российские капиталы? Или снижение налогов на дивиденды до 12% сказалось на благосостоянии белорусских капиталистов? Напомним, что грузов больше перемещаться не стало – перевозки приросли только на 0,1%. Странно: экспорт взлетел, внутренний рынок оживился, а грузы продолжали двигаться в темпе 2009-го? Неужели мы научились продавать прямо в цехах предприятий? Как «горячий хлеб» у хлебозаводов? Попробуем приоткрыть занавес внутреннего рынка. Посмотрим – какие товарные группы стали особенно успешно продаваться на внутреннем рынке.

     

    Таблица 2.

    Товарные группы, наиболее успешно продаваемые на внутреннем рынке в январе-феврале2010 г.

    Наименование товара

    Темпы прироста, %

    Сыры

    19

    Масло растительное

    16,8

    Макаронные изделия

    20

    Кондитерские изделия

    17

    крупа

    12

     

    Лидером роста продаж становится продовольственный сектор. Именно покупки продуктов питания стимулируют национальное производство! Налицо тенденция «макаронного» бюджетирования семейных расходов. Самые «топовые» продажи: макароны, сыр, растительное масло. Улавливаете образ происходящего? Есть нынче надо умеренно, поститься – разумно и «боголепно». Кстати, помимо перечисленных в Таблице 2, активно «торговались» и мясные продукты: на 8% выросли продажи мяса и птицы, на 5% – колбас. Сравнительные исследования показывают, что и российский рынок также прибавил именно за счет продовольствия. Вероятно, в условиях кризиса население решило хорошо поесть. И... выпить: прирост потребления коньяка составил 12%, а пива – 13%. Неплохое начало года, не правда ли? Главное – чтобы не в последний раз…

    Кстати, что касается непродовольственного рынка, то он тоже удивил. Стирать на четверть больше, увеличить количество поездок на персональном авто, запастись чулками-носками и бельем – это и есть «собирательный образ» белоруса начала 2010 года.

     

    Таблица 3.

    Лидеры продаж в сегменте непродовольственных товаров, январь-февраль 2010 г.

    Наименование товара

    Темпы прироста, %

    Синтетические моющие средства

    31,1

    Бензин

    28,4

    Чулочно-носочные изделия

    17,2

    Бельевой трикотаж

    15,8

     

    Вместо резюме

    Именно с помощью продовольственного сектора и стимулирования внутреннего потребления мы пытаемся нащупать свой путь выхода из кризиса. Как говорится, своим столом и… «стулом» помогаем собственной экономике. Так что, продукты питания – это ключ к успеху в 2010-м. Наверное, не случайно россияне все активнее интересуются белорусскими активами в этой области. И все активнее вкладываются в наши торговые сети. Чем не повод задуматься белорусским бизнесменам?

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by