Начало года отмечено неожиданным ростом белорусского экспорта и потребительской активности на внутреннем рынке.
В нашей экономике сложилась новая, очень своеобразная ситуация. Маркетинговые исследования рисуют необычную картину потребительского рынка. Посмотрим на основные тренды начала года и мы, причем опираясь исключительно на данные официальной статистики.
Экспортный «бум»?
Ситуация в стране стремительно меняется. Беларусь вступила в Таможенный Союз. Именно это обстоятельство делает наши экономические перспективы иными – трудно предсказуемыми, но интересными. Второй фактор – мы впервые остались без дешевой нефти. К счастью, есть Венесуэла, которая неплохо справляется с обеспечением нефтью обеих Америк. Возможно, сможет «прокормить» и нас…
То, что в России рано или поздно возобладает экономический эгоизм, многие аналитики предполагали давно. Становление российской экономики и усиление экономической элиты неизбежно «затачивают» ее действия под собственные национальные интересы. В отличие от Беларуси, где экономическая элита, в условиях доминирования государственной собственности, задавлена номенклатурой. При создании Таможенного союза мы фактически впервые столкнулись с жестким прагматизмом российских партнеров. Поэтому, когда Глава государства спрашивает у наших чиновников, насколько защищены интересы Беларуси в этом союзе, их ответы какие-то неопределенные. Вроде того, что пока о прямой выгоде говорить рано, но в перспективе новые возможности непременно положительно скажутся на экономике.
Таможенная уния – впереди. А сейчас самое время проанализировать начало года и тренды последних кварталов, чтобы сделать «зарубку на память» – подытожить, что мы имеем накануне формирования нового таможенного пространств. Уже получены первые результаты, зафиксированные в показателях национальной статистики (см. Таблицу 1).
Таблица 1.
Основные экономические показатели в Беларуси в январе-феврале 2010 года
Показатели | Динамика (январь-февраль 2010-го к соответствующему периоду прошлого года в сопоставимых ценах, %) | Примечания |
ВВП | +3,5% |
|
Инвестиции | -9,9% | Резкое падение, которое свидетельствует о негативных трендах |
Динамика внутреннего потребительского рынка | +11,1% | Значительный рост, превышающий объемы национального производство производства |
Заработная плата | +1,9% | Небольшое увеличение, соответствует трендам ВВП |
Грузоперевозки | +0,1% | Консервативный тренд |
Продажи на внешних рынках | +37,1% | Резкий взлет, который может сохраниться, но лишь при увеличении спроса на внешних рынках |
Импорт | +2,1% | Соответствует финансовым и валютным возможностям субъектов хозяйствования |
Занятость | +0,9% | Неоправданно высокая занятость увеличивает финансовую нагрузку на предприятия всех форм собственности |
Собственно, это и есть эпикриз 2010 года. Экономический шок проходит, нащупываются собственные национальные ответы на кризис. Особенно – у населения страны, но об этом поговорим чуть позже. Первый вопрос, который возникает у любого аналитика после знакомства с первыми итогами работы национальной экономики в 2010 году: что находится в основе новой динамики? И, вообще, можно ли говорить о некоей «новой динамике»? Если «да», то какие факторы сказались на таком положении дел?
У нас всего два основных метода улучшения собственной экономической динамики. Первый – развитие экспорта и увеличение внешних продаж, что, к сожалению, не очень зависит от возможностей белорусских предприятий. Второй – изменение покупательной активности, и развитие внутреннего потребительского рынка.
К началу года глобальный мировой рынок потерял 12% своего докризисного оборота. При этом за первый месяц 2010-го мы имеем резкий взлет экспорта, что является своего рода «бумом», особенно, если исходить из итогов 2009-го. Стоит вспомнить и тот факт, что начало прошлого года было отмечено 46,5%-ным падением белорусского экспорта! Сегодня мы не дотягиваем всего каких-то 10 пунктов до 2008-го – того счастливого времени, когда экспорт был двигателем национальной экономики.
Пока нет детализированной статистики внешних продаж, и мы не можем сравнить изменения по разным товарным группам. Возможно, что увеличение сбыта вызвано распродажей продукции, произведенной еще в 2009 году. Скорее всего, так и есть. Статистика показывает, что «новое» промышленное производство приросло всего на 4,2%. И, естественно, остается много вопросов. Наступил ли перелом, после которого импорт будет сокращаться, а экспорт – расти гигантскими темпами? Когда, например, дефицит торгового баланса уменьшится до символических величин? Неужели, мы переходим к немногочисленной группе стран, которые работают с положительным чистым экспортом?
Парадоксы потребления
Внутренний рынок в последнее время формируется у нас в основном за счет собственного производства, возможности которого, в общем-то, довольно ограничены. Ну не могло простое увеличение на 4-5% собственного внутреннего промышленного и аграрного производства так сильно стимулировать экспорт! Даже несерьезно сравнивать 37% прироста экспорта и 3,5% ВВП.
Еще один казус: при достаточно невысоких объемах роста производства товаров отечественными производителями и при ничтожно малом приросте импорта прирост покупок домашних хозяйств составил 11, 1%! Притом, что заработная плата у нас едва-едва добавила 2%. Феноменальный результат, который может считаться очередным «белорусским чудом»!
На какие такие дополнительные доходы стали жить белорусы? Наверное, статистика все-таки улавливает не все наши «заначки». Есть заработки за пределами страны, «конверты», о которых в прежние годы стали забывать, сбережения, валютные операции… Да что говорить: только в первом месяце 2010-го население купило валюты на $500 млн. больше, чем сдало в обменные пункты! Или к нам «потекли» какие-то российские капиталы? Или снижение налогов на дивиденды до 12% сказалось на благосостоянии белорусских капиталистов? Напомним, что грузов больше перемещаться не стало – перевозки приросли только на 0,1%. Странно: экспорт взлетел, внутренний рынок оживился, а грузы продолжали двигаться в темпе 2009-го? Неужели мы научились продавать прямо в цехах предприятий? Как «горячий хлеб» у хлебозаводов? Попробуем приоткрыть занавес внутреннего рынка. Посмотрим – какие товарные группы стали особенно успешно продаваться на внутреннем рынке.
Таблица 2.
Товарные группы, наиболее успешно продаваемые на внутреннем рынке в январе-феврале2010 г.
Наименование товара | Темпы прироста, % |
Сыры | 19 |
Масло растительное | 16,8 |
Макаронные изделия | 20 |
Кондитерские изделия | 17 |
крупа | 12 |
Лидером роста продаж становится продовольственный сектор. Именно покупки продуктов питания стимулируют национальное производство! Налицо тенденция «макаронного» бюджетирования семейных расходов. Самые «топовые» продажи: макароны, сыр, растительное масло. Улавливаете образ происходящего? Есть нынче надо умеренно, поститься – разумно и «боголепно». Кстати, помимо перечисленных в Таблице 2, активно «торговались» и мясные продукты: на 8% выросли продажи мяса и птицы, на 5% – колбас. Сравнительные исследования показывают, что и российский рынок также прибавил именно за счет продовольствия. Вероятно, в условиях кризиса население решило хорошо поесть. И... выпить: прирост потребления коньяка составил 12%, а пива – 13%. Неплохое начало года, не правда ли? Главное – чтобы не в последний раз…
Кстати, что касается непродовольственного рынка, то он тоже удивил. Стирать на четверть больше, увеличить количество поездок на персональном авто, запастись чулками-носками и бельем – это и есть «собирательный образ» белоруса начала 2010 года.
Таблица 3.
Лидеры продаж в сегменте непродовольственных товаров, январь-февраль 2010 г.
Наименование товара | Темпы прироста, % |
Синтетические моющие средства | 31,1 |
Бензин | 28,4 |
Чулочно-носочные изделия | 17,2 |
Бельевой трикотаж | 15,8 |
Вместо резюме
Именно с помощью продовольственного сектора и стимулирования внутреннего потребления мы пытаемся нащупать свой путь выхода из кризиса. Как говорится, своим столом и… «стулом» помогаем собственной экономике. Так что, продукты питания – это ключ к успеху в 2010-м. Наверное, не случайно россияне все активнее интересуются белорусскими активами в этой области. И все активнее вкладываются в наши торговые сети. Чем не повод задуматься белорусским бизнесменам?