DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 10 Апр 2010 15:51

    Кнут и пряник для потребителя

    Кризис заставляет производителей программного обеспечения ужесточить борьбу с пиратством.

     

    В области компьютерного софта Беларусь продолжает оставаться одной из самых «пиратских» стран мира. Доля лицензионного программного обеспечения (ПО) у нас не превышает 10-15%, причем такая ситуация наблюдается не первый год. Еще в 2007-м производители софта, и в первую очередь – их белорусские дистрибьюторы, говорили о неизбежности скорого «прорыва», отводя на это не более 3-5 лет. Но кризис серьезно подкорректировал эти планы, отбросив рынок на 2 года назад.

     

    Шаг – вперед,

    два – назад

    Годы бурного экономического роста, действительно, давали поводы для оптимизма. Продажи лицензионного ПО в Беларуси в 2007-м выросли на 70%, составив около $10-12 млн. В 2008-м они прибавили еще 60% и достигли своего «исторического максимума» в $16-18 млн. Данные за 2009-й довольно противоречивы. Но большинство экспертов «Дела» сходятся в том, что продажи упали на 30-35%, фактически вернув рынок в 2007 год.

    При этом потенциал Беларуси как потребителя лицензионного ПО несопоставим с этими цифрами. Что и отметил посетивший недавно Минск руководитель направления Windows в странах Центральной и Восточной Европы Трой Забукос. Аналогичного мнения придерживаются руководители белорусских софтверных компаний.

    – Мы можем провести аналогию с Чехией, которая по своим размерам экономики и структуре населения близка к Беларуси, и при этом 100% ПО, которое используется в этой стране, является лицензионным, – считает Сергей Левтеев, генеральный директор СП ЗАО «Международный деловой альянс» (IBA). – В 2009 году продажи софта в этой стране превысили €600 млн. Конечно, в Беларуси объем необходимого потребителям программного обеспечения несколько меньший, но я не думаю, что существенно.

    Проблемы с реализацией «официального» софта начались в Беларуси в первом квартале 2009-го, когда продажи сократились почти на четверть. Многие заказчики просто перестали выделять деньги на покупку программ, ожидая дальнейшего ухудшения экономической ситуации. Обвал оказался не смертельным для софтверного бизнеса по привычной для нашей страны причине: белорусский рынок еще очень далек от насыщения. В России и Украине, где продажи лицензионного ПО были намного большими, они сократились практически наполовину. «Несчастье помогло» еще в одном. В той же Украине около 40% покупателей лицензионных программ до кризиса составляли физические лица. Именно они первыми затянули пояса, отказавшись от приобретения официальных версий и обновлений. В Беларуси доля домашнего использования легального софта – крайне незначительна. Даже в сегменте наиболее распространенного антивирусного ПО она не превышает 20-22%.

    Кстати, именно растущие продажи антивирусных программ помогли «вытянуть» рынок – их доля в общем объеме рынка лицензионного ПО за 2009 год увеличилась с 1/4 до 1/3.

    – Рынок антивирусного ПО наименее пострадал от влияния мирового финансового кризиса, – говорит Александр Панков, директор компании «Аксофт». – Вероятно, безопасность в сложных экономических условиях – это то немногое, чем белорусские компании стараются не пренебрегать. В частности, наши продажи в прошлом году превысили показатели 2008 года, бизнес компании вырос более чем на 20%, а партнерская сеть – на 50%.

     

    Цена вопроса

    Цифры в 10-15% «белого» софта – разумеется, ориентировочные. Вдобавок они включают в себя весь «арсенал» программ – как системных, так и вспомогательных, порой довольно узкого профиля. По оценкам официального дистрибьютора Microsoft– компании ASBIS, если подсчитать общее количество ежегодно продаваемого в стране «железа» с предустановленной лицензионной «виндой», то итоговая цифра не превысит 4-5%. Такое положение дел зависит от многих факторов, но самый важный из них – конечно, экономический.

    – Основная причина, на мой взгляд, одна, и она известна – это отсутствие финансирования на приобретение лицензионного программного обеспечения, – комментирует Сергей Левтеев. – На данный момент нашим потребителям негде взять почти миллиард долларов на закупку лицензионного ПО. Поэтому они вынуждены воровать – назовем вещи своими именами. И не потому, что им не хотелось бы владеть лицензионными продуктами – все понимают преимущества их использования. Но отсутствие финансов зачастую толкает потребителей на, мягко говоря, не совсем законный путь их приобретения.

    «Цена вопроса» и в самом деле довольно значительна. Современный пакет программ для домашнего компьютера – это плюс $100-200 к его стоимости. А в среднем установленное перед продажей машины лицензионное ПО повышает ее цену примерно на треть. Между тем, установка «серого» пакета программ не превышает $30-40. Разница, как видим, весьма ощутима даже для бизнеса, не говоря уже о частных пользователях.

    – Нужно понимать, что цена современного программного обеспечения складывается из многих факторов, – говорит Вероника Сенько, ведущий специалист по программному обеспечению Microsoftв компании ASBIS. – Помимо затрат производителя на его разработку и поддержку, есть еще и страновые факторы. Например, продажи ПО во многих соседних странах не облагаются налогом на добавленную стоимость, а в Беларуси НДС взимается в полном объеме.

    У разработчиков софта в этом вопросе – своя правда. В самом деле, этот бизнес – не из дешевых. На создание новых продуктов у софтверных компаний уходит минимум третья часть зарабатываемых денег. С немалыми затратами связан и сервис – поддержка установленных программ и их своевременное обновление. Все это требует современного оборудования и, конечно, высокооплачиваемых специалистов. Еще один аргумент в пользу «негуманных» цен – современное ПО, особенно то, что «заточено» под бизнес, помогает экономить ресурсы и увеличивать прибыль.

    – Например, сегодня наши программные системы управления разрабатываются на основе принципиально нового подхода. Мы назвали его «Разумная планета», – рассказывает Ольга Сергиенко, представитель компании IBM по продажам ПО в странах СНГ. – Это идеология, которая отталкивается от потребностей конкретного заказчика в конкретной отрасли и базируется на основе серьезного анализа различных рынков. Наши технологии позволяют работать эффективнее – экономить время, финансы и рационально использовать человеческий потенциал. Программное обеспечение IBM – не самое дешевое, но оно того стоит. Это качественный продукт, который дает результат.

    С другой стороны, будь западные вендоры* больше заинтересованы в белорусском рынке, они могли бы подумать о возможности применения «страновых цен», как это делают, например, производители автомобилей. Но пока они даже не рассматривают этот вопрос в принципе. В частности, Трой Забукос на вопрос белорусских журналистов о такой возможности заявил, что ожидать какой-либо дифференциации стоимости продуктов Microsoft в зависимости от платежеспособности потребителей на том или ином рынке – не стоит. А вот Лаборатория Касперского уже давно имеет специальные цены для образовательных, медицинских и других социальных учреждений.

    – Еще в 2003 году Президент Республики Беларусь в своем выступлении на Всемирном саммите по информационному обществу в Женеве озвучил рекомендации поставщикам ПО,– напоминает Сергей Левтеев. – Ценовая политика западных компаний должна принципиально различаться по отношению к развитым странам и странам с ограниченными инвестиционными возможностями, к которым относится и Беларусь. Поставщики мировых технологий могли бы существенно помочь странам с развивающейся экономикой, поставляя софт по адаптированным к таким рынкам ценам, с учетом их реальных финансовых возможностей. Такой подход, я убежден, дал бы странам с развивающимися рынками хороший толчок к переходу на лицензионное ПО. Снизить финансовый барьер могут и наши законодатели, отменив взимание НДС при продаже ПО.

     

    Все на борьбу

    с пиратством!

    Сужение рынка логично толкает правообладателей к более решительным мерам по защите своей интеллектуальной собственности. Особенность белорусского законодательства в этой сфере состоит в том, что для начала расследования необходимо заявление от правообладателя, что его права ущемлены.

    – Ожидается, что уже этой весной в Минске откроется официальный офис Microsoft. Мировая практика такова, что именно правообладатели ведут основную работу по защите своих разработок от несанкционированного копирования, – замечает Вероника Сенько. – В первую очередь, образовательными и разъяснительными способами, поощряя развитие организаций по защите авторских прав и т.д. Мы надеемся, что систематическая работа в этом направлении позволит изменить ситуацию на рынке. В свое время приход Microsoft на рынок Сербии увеличил там оборот лицензионного софта в 12 раз! Вместе с тем, наличие зарегистрированного правообладателя и официального офиса позволит компании привлечь белорусские правоохранительные органы для защиты своих своих прав в случае их нарушения.

    О возможности открытия представительства в нашей стране подумывает и IBM. Директор «Аксофт» Александр Панков также сообщил, что его компания в 2010 году собирается активизировать работу по защите своих авторских прав и борьбе с пиратством. Хотя российский опыт, когда каждое физическое или юридическое лицо может попасть под суд за использование контрафактного ПО, уже доказал свою эффективность, большинство вендоров и их дистрибьюторов уверены, что обращаться к правоохранительным органам нужно в последнюю очередь.

    – Конечно, отношение пользователей тоже должно меняться, – полагает Сергей Левтеев. – Сегодня у нас в стране процветает правовой нигилизм: некоторые потребители считают, что могут вообще ничего не платить. Необходимо работать над воспитанием у пользователей цивилизованного отношения к законным формам приобретения программных продуктов. Но все-таки самое главное – это финансовый барьер, который пока очень высок для подавляющего числа белорусских потребителей. Многие вендоры, например, наш стратегический партнер – корпорация IBM, – ищут варианты снижения стоимости лицензионного ПО в рамках различных программ сотрудничества, в том числе совместно с локальными разработчиками приложений на платформах корпораций. В результате белорусским потребителям становятся более доступными новейшие программные продукты, причем на законном основании.

    По мнению руководителя активно работающей на белорусском рынке украинской компании «Софтпром» Павла Ждановича, продавцы ПО должны идти к конечному пользователю и рассказывать о возможностях своего программного обеспечения, о том, как оно облегчает работу, увеличивает эффективность, помогает экономить деньги:

    – В программных продуктах заложены функции, о которых многие просто не догадываются. Они несут в себе возможности, которые позволяют точно рассчитать отдачу от их использования. Поэтому нужно прийти к клиенту и сказать: «Вот у вас есть бюджет. А сейчас я вам расскажу о том, как его уменьшить вдвое». Такие методики действуют на потребителя.

    Сейчас основной упор производители ПО делают на блокировании Интернет-ресурсов, которые распространяют бесплатные ключи и ворованные обновления. Microsoft планирует в ближайшее время сконцентрироваться на проведении в Беларуси образовательных мероприятий, в ходе которых потребители будут информироваться о преимуществах использования лицензионного ПО. Наверняка активизируются и различные партнерские программы для производителей «железа» с целью «перетянуть» их на свою сторону.

    – Главным нашим оружием в борьбе с пиратством являются не суды, а максимально широкое распространение информации о лицензионном ПО, – уверен Андрей Слободяник, управляющий директор «Лаборатории Касперского» в Восточной Европе. – Мы должны создать моду на него по принципу: «коробка ПО – лучший подарок»! Тогда бороться с пиратством будет намного проще.

     

    *Вендор – компания-поставщик продуктов, сервисов и услуг, под чьим брэндом выпускается продукция.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by