DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 10 Апр 2010 15:48

    Как стать $-миллионером. В Беларуси

    Частный капитал, как правило, увеличивается из прибыли от расширения существующего бизнеса на уже сформировавшихся рынках.А вот новые состояния в Беларуси чаще всего создаются за счет использования госсобственности.

     

    История частной собственности в Беларуси не так уж велика. С определенной мерой условности можно считать, что в этом году ей исполняется 20 лет. Конечно, частная собственность в нашей стране существовала и до октября 1917-го, но никакой преемственности нынешний капитал с дореволюционным не имеет. Изъятое Советами имущество не было возвращено старым владельцам, а теперь – постепенно переходит в распоряжение новых.

     

    Как это начиналось

    История формирования «новобелорусского» капитала еще не написана, хотя механизмы его образования известны. Многие уже участвуют в этом процессе, а те, кто пока находится в стороне, имеют возможность приобщиться к распределению собственности.

    У граждан СССР была собственность, но только личная – средства производства были исключительно общественными. Кардинальные преобразования начались в 1985 году, вместе с Перестройкой, но до 1990 года люди могли только увеличивать личное богатство, а стать капиталистом было невозможно. Вместе с тем, за это время были расширены права центров Научно-технического творчества молодежи (НТТМ), принят закон об индивидуальной трудовой деятельности, а в 1987-м была разрешена деятельность кооперативов в области общественного питания, бытового обслуживания и производстве товаров народного потребления.

    Процесс формирования капитализма пошел. В первую очередь, в сфере торговли. Центры НТТМ, пользуясь связями своих организаторов, активно занимались покупкой дефицитных товаров по низким ценам и продажей их по значительно более высоким внутри страны или за рубежом. Это было время глобального дефицита, который комсомольские вожаки «конвертировали» в личный капитал. Прибыльной была и поставка товаров из-за рубежа – за деньги, вырученные от продажи всевозможной импортной электроники, в СССР можно было за гроши приобрести товары, дорого ценившиеся за рубежом.

    Тогда же, началась перекачка государственных средств в личную собственность, чему способствовало ослабление ограничений на расходы государственных предприятий. Условия для этого были созданы 3 августа 1989 года, когда были приняты «Изменения и дополнения к Закону о госпредприятии», отменившие нормативы распределения доходов предприятий и предоставившие им возможность выхода из подчинения отраслевым и территориальным органам управления. Следующий способ формирования капитала появился после появления закона «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик «Об аренде» от 23 ноября 1989 года. Арендные предприятия получили право выкупа арендованного имущества. Собственность, правда, оставалась коллективной.

    Люди начали зарабатывать деньги, и в 1990 году у них наконец-то появилась возможность назвать их капиталом – в июне был принят закон «О предприятиях в СССР», а в декабре того же года он был «продублирован» в БССР. В соответствии с ним было разрешено создавать малые предприятия и, собственно, была узаконена частная собственность на средства производства. Дорога для преобразования личных и государственных средств в частный капитал была открыта.

    Руководство предприятий получило возможность создавать лично или с участием друзей и родственников организации различных форм, куда постепенно перекачивались ресурсы предприятий. Это осуществлялось, по меньшей мере, тремя способами. Проще всего было использовать снабжение. Создавалась принадлежащая руководству государственного предприятия компания, занимавшаяся поставками товаров или сырья. Она резко повышала цены, получая средства предприятия в свое распоряжение. Второй способ – создание компании, которой предприятие продавало товары по себестоимости, отдавая, таким образом, свою прибыль. Третий механизм заключался в передаче собственности предприятия. Например, часть имущества вносилась в виде вклада в арендное предприятие или акционерное общество, а затем выкупалась по заниженной цене. Стало популярным использование для подобных операций нематериальных активов. Согласно Положению «Об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью», утвержденному  постановлением Совета министров СССР от 19 июня 1990 года №590, вкладом участника общества в его уставный фонд могли быть не только материальные ценности, но и интеллектуальная собственность. А стоимость последней устанавливалась совместным решением участников общества. Это позволяло создавать «дутый» капитал.

    Затем началась приватизация, которая только увеличила масштабы всех этих процессов. Акции предоставлялись работникам предприятий в ходе проведения льготной приватизации, а затем выкупались руководством предприятий или связанными с ними лицами по низким ценам. Одно время, в период высокой инфляции и отрицательных ставок по депозитам, было выгодно создавать капитал за счет кредита, чем пользовались лица, имевшие связи в банках. На заемные деньги закупался товар, который спокойно лежал на складе, каждый день прибавляя в цене. Затем он продавался по более высокой цене, кредит возвращался, а «бизнесмен» подсчитывал прибыль.

    Параллельно с перечисленными выше способами создания капитала, которые в те времена считались вполне законными, были и незаконные – например, рэкет, мошенничество, производство контрафактной продукции и др. Но, кроме всего этого, конечно, существовал и классический способ формирования капитала. Когда заработавший, допустим, на выпечке и продаже пирожков человек вкладывал средства в свое предприятие и богател, расширяя бизнес. Но, чаще всего, формирование капитала все-таки шло «не совсем законными» путями.

     

    Как бизнес

    становится цивилизованным

    Итак, еще в СССР сформировались несколько способов образования капитала. С точки зрения представлений о законности ведения бизнеса в развитых капиталистических странах, большинство из них являлись чистой воды мошенничеством. Но тогда в нашей стране они считались вполне законными. Почему так произошло? Кто-то подозревает в этом преступный замысел руководства СССР или считает ошибкой реформаторов, но, наверное, действовать по-другому было просто нельзя. Впрочем, описание способов создания капитала имеет не только историческую ценность, так как они существуют и в настоящее время, только приняли немного другую форму, и из сферы вполне законной отчасти переместились в криминальную.

    Переход к цивилизованным формам ведения бизнеса в Беларуси начался не ранее 2005-2006 годов и продолжается до сих пор. Их доля за 20 лет значительно возросла, причем произошло это в значительной степени за счет того, что капитал, возникший различными способами, стал работать «по правилам». Конечно, с его легализацией были некоторые сложности. Например, в современной Беларуси много предприятий с иностранными инвестициями, которые созданы на самом деле нашими согражданами, в нашей же стране эти деньги и заработавшими. Теперь этот капитал занят воспроизводством, увеличиваясь за счет получаемой легальным путем прибыли.

    Кроме того, существуют сферы деятельности, в которых формирование капитала с самого начала происходило классическим путем – от небольших вложений к крупным фирмам. Это те виды бизнеса, которые полностью отсутствовали в СССР: компьютерные и интернет-компании, рекламный бизнес и др. Эти сферы по-прежнему остаются перспективными. При этом не стоит переоценивать возможности белорусской экономики для создания серьезного капитала. Хотя очень часто можно услышать о вложениях, которые окупаются буквально за год-два, таких предприятий совсем немного.

    Частный капитал в Беларуси сегодня оценивается примерно в $15 млрд*., а его среднегодовая прибыль – в $1 млрд. При этом некоторая часть прибыли укрывается от налогообложения. Легальная же рентабельность частного капитала находится по-видимому на уровне 10-20%. Будь она большей, этот капитал составлял бы уже сотни миллиардов долларов (при рентабельности в 50% бизнес окупается за 2 года, а за 20 лет капитал увеличивается примерно в 1000 раз). Таким образом, в сфере частного бизнеса за счет законной прибыли новый капитал образуется довольно медленно.

    Гораздо чаще капитал формируется другими способами. Средства государственных предприятий по-прежнему активно перекачиваются в частные руки. В 90-х годах прошлого века государство пыталось противодействовать этому процессу посредством проведения перерегистрации субъектов хозяйствования и ужесточением контроля за деятельностью руководства предприятий. Началась борьба и с посредниками. Указом Президента от 7 марта 2000 г. №117 «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров» в Беларуси было введено лицензирование оптовой торговли и установлен ряд ограничений на осуществление подобной деятельности. Лицензирование было отменено только в 2005 году. Был принят целый ряд нормативных актов, регулирующих величину оптовых надбавок в отдельных сферах торговли, установлен институт специмпортеров, создана Белорусская универсальная товарная биржа, которая призвана сделать открытым и конкурсным процесс формирования цен на ряд товаров, введена система тендерных закупок.

    Были приняты меры и против вывода средств предприятий посредством обналичивания. Указ №398 от 15 июня 2006 года установил нормирование рекламных, маркетинговых, консультационных, информационных и представительских расходов. Впрочем, Указом №143 «Об отдельных вопросах налогообложения» от 9 марта 2010 года нормирование, за исключением представительских услуг, было отменено.

    Последней битвой в этой еще не закончившейся войне стало постановление Совета Министров Беларуси №991 от 28 июля 2009 года «О некоторых вопросах приобретения товаров на территории Беларуси», отмененное уже через несколько дней после принятия. Правительство пыталось запретить предприятиям с долей государства в уставном фонде покупать необходимые для них товары у посредников (за исключением официальных дилеров).

    Премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский объяснял причины появления такого решения наличием большого числа посредников, значительно повышающих цену поставляемых на белорусские предприятия материалов. Разница в стоимости одного и того же товара, реализуемого через посреднические структуры и без них, по данным премьера, составляет от 30% до 260%, и только в Минске около 6,3 тысяч юридических лиц занимаются не производственно-хозяйственной деятельностью, а поставками на государственные предприятия товарно-материальных ценностей. За первую половину 2009 года подобных ценностей было завезено на $600 млн.

    Конечно, использование посредников в некоторых случаях является необходимым, и отличить, когда речь идет о нормальном бизнесе, а когда – о договорных сделках, довольно сложно, но величина маржи в некоторых случаях действительно выглядит явно завышенной. На значительные масштабы перевода средств указывает и большое количество фирм-однодневок, которые используются для обналички выводимых из предприятий средств. В 2001-2002 годах органами прокуратуры, внутренних дел и налоговых служб пресекалась деятельность более 600 фирм-«помоек».

    Такие фирмы не ведут никакой деятельности, регистрируются, как правило, на подставных лиц, и, получая деньги от предприятий за фиктивные работы, затем обналичивают их или переводят по цепочке, возвращая часть средств конкретным людям, организовавшим вывод средств предприятия. После выплаты наличных заказчику эти средства используются на территории Беларуси, либо вывозятся за рубеж. Подобная деятельность имеет довольно значительные масштабы. В частности, в 2008 году управлением Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля по Витебской области было возбуждено уголовное дело в отношении нескольких жителей Орши, которые с мая 2007-го по июль 2008-го оказывали субъектам хозяйствования услуги по незаконному переводу безналичных денег в наличные. Только за 1 год доход группы составил Br8,5 млрд. По данным Министерства по налогам и сборам, по итогам 2008 года был составлен список из более чем 1 тысячи предприятий, которые совершали бестоварные операции с фирмами-однодневками.

    Меры, предпринимаемые правительством, ограничивают возможности по криминальному переходу государственных средств в частные руки, однако полностью не устраняют их. Судя по приведенным цифрам, речь идет о сотнях миллионов долларов в год, хотя, конечно, точно оценить масштабы этой деятельности вряд ли возможно.

     

    Как «уходит»

    госсобственность

    Если перевод доходов государственных предприятий в частную собственность в Беларуси с переменным успехом продолжается, то прямая передача имущества предприятий осуществляется сейчас в довольно ограниченных объемах. Приватизация посредством создания арендных предприятий была прекращена, возможности использования интеллектуальной собственности ограничены, а в 1998 году был введен мораторий на продажу акций приватизируемых предприятий.

    В 2009 году началась его частичная отмена, которая полностью закончится к 2011 году. Тогда возникнет возможность перераспределения уже проданных государством акций, так как на рынке ценных бумаг существуют условия для их приобретения по заниженным ценам. За более чем 10 лет запрета была создана только инфраструктура рынка, тогда как законодательства, защищающего права миноритарных акционеров, нет, а институт коллективных инвесторов не создан.

    Правда, Указом Президента №131 «О проведении эксперимента по созданию фондов банковского управления» от 5.03.2010 года Белинвестбанку и Приорбанку разрешено с 1 мая 2010 года по 31 декабря 2012 года создавать фонды банковского управления (ФБУ), осуществляющие коллективные вложения средств физических и юридических лиц в различные финансовые инструменты. Эти фонды могут вкладывать средства, скупая акции физических лиц, а также принимая эти акции в управление. За счет низких цен на подобные бумаги фонды могут обеспечить своим участникам высокий доход, то есть являются потенциальным инструментом для формирования капитала. Их деятельность может способствовать росту цен на акции белорусских ОАО, что также является положительным фактором и в целом для белорусской экономики.

    Однако и тут не обошлось без подводных камней. Согласно Указу №131, управляющий банк, в случае отсутствия возможности продажи имущества фонда при завершении срока его действия, имеет право выплачивать владельцам стоимость сертификатов за свой счет, оставляя имущество себе. Это означает, что по истечении времени, на которое создавался фонд, банк может расплатиться с участниками фонда, а затем удачно реализовать бывшую собственность фонда, получив неплохую прибыль. Таким образом, существует потенциальная возможность действия управляющих в своих собственных интересах, используя средства рядовых участников фондов. Хотя, конечно, никто не заставляет банки действовать подобным образом.

    В довольно значительных масштабах передача государственной собственности в частные руки идет и на рынке земли, так как там сохраняется предоставление земельных участков для строительства жилья по усмотрению местных органов власти.

    Борьба с коррупцией в этой сфере безуспешно идет уже десятки лет. Вводилось и отменялось обязательное распределение участков через аукционы, запрещена продажа участков без построек, но ситуация, похоже, не меняется. Последний Указ Президента, призванный навести порядок в выделении участков, был принят совсем недавно – 6 февраля 2009 года (№64). И вот, спустя год, 11 марта 2010-го заместитель премьер-министра Беларуси Иван Бамбиза на заседании Миноблисполкома сообщил, что в стране по-прежнему не наведен порядок с земельными участками, что и позволяет заниматься спекуляциями – перепродавать их несколько раз. Председатель Госкомитета по имуществу Георгий Кузнецов на этом же совещании сообщил, что по Указу №64 на выделение участков под индивидуальное строительство было подано 50 тыс. заявлений, из которых по 15 тыс. уже принято решение. Он отметил, что с выделением участков есть проблемы, связанные с нарушением правил их предоставления. Это подтверждают и правоохранительные органы, отлавливающие мошенников, которые собирают деньги с людей, предлагая выделение участков в обход закона.

    Осуществляя передачу земли в собственность для жилищного строительства, государство фактически дарит людям довольно значительные средства. 15 тысяч предоставленных участков при средней цене в $10 тыс. – это $150 млн. А ведь есть еще участки, которые предоставляются не для строительства, в том числе и в Минске! То есть формирование частного капитала за счет передачи в частные руки государственной земли также идет довольно активно, и измеряется по-видимому сотнями миллионов долларов в год.  

     

    Как директорат сам себе

    «доплачивает»

    Особенностью белорусской экономики, создающей благоприятные условия для коррупции, является то, что руководство государственных предприятий лишено возможности создавать собственный капитал в силу очень низкого уровня зарплат по сравнению с заработками руководителей аналогичных зарубежных предприятий.

    За рубежом проблема с желанием высшего менеджмента работать «налево» решается путем предоставления ему высоких заработных плат и бонусных выплат. Поэтому руководители предприятий имеют возможность стать миллионерами за счет заработной платы и доходов в виде бонусов. В Беларуси подобной возможности формирования капитала нет, что является серьезным недостатком организации системы управления государственными предприятиями.

    В настоящее время оплата труда руководителей предприятий в Беларуси регулируется Постановлением Совмина от 25.07.2002 года №1003. Вначале было установлено, что заработная плата руководителя не может превышать среднюю заработную плату по предприятию более чем в 3,5 раза, затем эта цифра постепенно увеличивалась, и с 1 января 2010 года доросла до 8. Своим решением Президент может увеличить и этот размер. Но, так как средняя зарплата на предприятиях составляет несколько сотен долларов, то получается, что руководитель не может получать больше нескольких тысяч долларов в месяц. Тогда как на аналогичных предприятиях за рубежом руководители часто получают десятки, а то и сотни тысяч долларов в месяц. 

    Таким образом, белорусские директора лишены возможности легально формировать свой собственный капитал. Поэтому устанавливаемые государством ограничения часто обходятся с помощью законных и незаконных способов. Некоторые руководители просто выплачивают себе высокие зарплаты, несмотря на все запреты, за что несут наказание, когда попадаются. Так, например, в 2008 году бывший директор ПРУП «Геосервис» был осужден на 3 года и 6 месяцев за то, что за счет предприятия необоснованно выплатил работникам предприятия премий и заработной платы на Br2,4 млрд.

    Впрочем, ситуация с вознаграждением высшего менеджмента постепенно меняется в лучшую сторону. Постановлением Совмина №385 от 18 марта 2010 года нанимателям (на предприятиях с долей государственной собственности) предоставлено право выплачивать руководителю годовой бонус в размере не менее 12 должностных окладов. Однако наличие права не означает его реализацию.

     

    Резюмируем

    Классический способ формирования капитала посредством нахождения новой, свободной, «ниши» и создания услуги или товара с последующим предложением их рынку в настоящее время в Беларуси не является основным. Большей частью наращивание капитала у нас по-прежнему идет за счет прибыли от расширения уже существующего бизнеса в уже сформированных отраслях.

    Существующая за рубежом система формирования капитала топ-менеджеров в Беларуси полностью отсутствует, так как по международным меркам директорам белорусских предприятий явно недоплачивают. Зато формирование капитала посредством трансформации доходов государственных предприятий в частный доход в обход законодательства – продолжается, хотя и в меньших масштабах, чем в начале 90-х годов прошлого века. Эти суммы, по-видимому, исчисляются сотнями миллионов долларов.   

    Прямая же передача государственной собственности в частные руки в сколько-нибудь значительных масштабах продолжается только в сфере земельных участков. На фондовом рынке такая передача минимальна, хотя и существуют возможности для перераспределения акций, приобретенных в ходе чековой приватизации.

    В ближайших номерах мы поговорим о том, в каких видах белорусского бизнеса чаще всего создаются крупные состояния.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by