DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 17 Мар 2010 0:00

    Векторы успеха

    Мимо каждого пробежит лошадь удачи, но не каждый сумеет на нее вскочить. Так говорят о шансах для бизнеса деловые американцы. В наших условиях больше шансов «оседлать» удачу у динамичного и инновационного бизнеса.

     

    Экономических прогнозов на наступивший год уже более чем достаточно. Как правило, большинство форкастеров* ориентируются на собственные политические предпочтения и рисуют более или менее оптимистичные картины ближайшего будущего. Однако, на мой взгляд, пока вопросов больше, чем ответов. От чего надо отказываться: от бюджетных субсидий экономике или от увеличения денежной массы? Девальвировать курс или держать его жестко? Какие рынки ждет депрессия, а какие, наоборот, могут стать локомотивами для бизнеса? Попробуем разобраться.

     

    Экономические тренды-2010

    Самым интересным казусом этого года наверняка станет попытка синхронизировать политический и экономический циклы. Выборы Главы государства в 2011 году будут подталкивать правительство к активному стимулированию экономического роста и поиску новых источников бюджетных доходов. Поскольку без явных успехов в экономической сфере политический «позитив» окажется смазанным.

    2009-й впервые за последние годы завершился нулевым ростом ВВП и заработной платы. Такая ситуация вполне может повториться и в 2010-м. Сам бизнес-цикл объективно сдерживает неоправданный оптимизм и не дает оснований для быстрого роста доходов потребителей и связанного с ним увеличения внутреннего спроса. Между тем именно внутренний спрос становится сейчас целью экономической политики в России и других соседних странах. Даже Китай сосредоточился на «внутренней стимуляции», несмотря на ощутимые успехи во внешней торговле. Он уже опережает бывшего «чемпиона экспорта» – ФРГ.

    В чем заключаются основные направления экономической политики в нашей стране? Во-первых, с учетом политических перспектив, главной задачей экономической политики правительства без сомнения станет «концентрация на успехах», необходимых для подготовки нового политического цикла в 2011 году. Таким образом, именно президентские выборы будут главным стимулятором активизации белорусской экономики.

    Второй вектор«новая приватизация». Этот затянувшийся сюжет национальной «мыльной оперы» по значимости выходит на ведущие позиции. Отсутствие надежных источников наполнения бюджета в условиях, когда промышленные гиганты остановились, снижение деловой активности на мировых и национальном рынках вынуждает правительство и политическую элиту решать этот вопрос. Разумеется, с выгодой для себя. В этом году нам предстоит приватизация не менее 120 предприятий (это – квота МВФ). Под этим лозунгом будет осуществлен перевод ведущих предприятий страны в холдинги, которых станет около 50-ти. Это слишком много для страны с $45 млрд. ВВП. Перераспределяя собственность именно таким образом, политическая элита работает на опережение. При этом явно не в пользу «элиты экономической».

    Проблема в том, что частный национальный бизнес рискует оказаться вне этого процесса. Между тем, классическая экономическая теория исходит из того, что кризисные тренды преодолеваются слиянием и укрупнением капитала. Нынешний же передел собственности не строится на принципе централизации – идет банальная распродажа по частям. Создание собственных мини-транснациональных корпораций можно принять за попытку централизации производства. Но не капитала, ибо этот капитал пока эфемерен, источники его не определены. Предстоит придумывать смешанные формы собственности и владения, исхитряться в создании механизмов трансформации собственности. А это в свою очередь ведет к конвертации политической власти во власть экономическую. Наш бизнес – пока вне большой политики. А значит, он просто мешает! Особенно средний и малый.

    Третий векторгосударственной экономической политики – «Таможенный Союз». Пока решающих документов на сей счет не подписано, но рефлексии в этом направлении уже предостаточно. Ставки импортных пошлин – это ведь не только цены на подержанные импортные автомашины. Это – судьба нашего малого и среднего бизнеса, который за полгода-год может оказаться просто ненужным на «общем экономическом пространстве». Тем более что мы привыкли к большим пошлинам даже на самые простые и необходимые товары, что удорожает многие продукты питания и непродовольственные товары на 30-50%. Это очевидно – достаточно ознакомиться с ценами на рынках европейских стран. А то, что таможенники успевают собрать годовой план задолго до конца календарного года, свидетельствует лишь о снижении уровня жизни домашних хозяйств страны, которые и оплачивают эту пошлину.

    Аппетиты по сбору импортных налогов и пошлин прямо пропорциональны эффекту снижения уровня жизни вследствие завышения цен на внутреннем рынке по сравнению с региональными и мировыми. Мало того, за счет увеличения цен на импортные товары мы чудовищно искажаем нашу внутреннюю политику потребления. Скажем, получение нефти по монопольно низким российским ценам, должно было привести к снижению цен на бензин в Беларуси. Ориентировочно до уровня российских, где за 20 рублей можно приобрести литр высокооктанового бензина. То есть, мы уже сегодня имеем все основания (финансовые, экономические, социальные) уменьшить цены на топливо до российского уровня! Но мы этого не делаем. Почему?..

    Таможенный союз медленно, но верно должен вести к улучшению экономической ситуации в странах-участницах. Правда, за это придется заплатить свою цену. Расширение общего экономического пространства очень скоро выявит неэффективные сегменты бизнеса, в первую очередь, у нас и в Казахстане. В меньшей степени – в России, которая обладает 16-кратно более высоким потенциалом. Не стоит упускать из виду, что средняя зарплата в Беларуси уже в 2 раза ниже российской и чувствительно ниже казахской. И это – не преимущество, а недостаток! Ограниченность внутреннего спроса не мотивирует бизнес.

    Приметами 2010 года являются и следующие два вектора: «ускорение динамики» и «качество». Динамика в 10-12% годового прироста очень опасна, особенно в части увеличения ВВП и доходов населения. Именно погоня за такими цифрами и вызывает перегрев и дисбалансы в макроэкономике. Что касается экспорта, то даже при 30%-ном приросте мы не сможем вернуть статистику прошлого года. В этом направлении нам, действительно, понадобится серьезный прорыв, но при этом нужно отдавать себе отчет, что руководить трендами мирового рынка нам никогда не удастся.

    Обогатилась экономическая практика страны и тезисом об «инновационном развитии». Тезис, безусловно, хорош. Однако, для такого типа экономической политики нужны деньги и инструменты. А еще больше – «инновационный драйв», которого постановлениями правительства не достичь. Более прагматичен курс на 500-долларовую заработную плату. Такой курс должен быть. Оставаться страной с зарплатой в $300, когда даже рядом с нами наемные работники имеют доход в $600, а в европейских государствах и подавно – 1400$, «центру Европы» не пристало. Нам давно пора достичь хотя бы заработной платы на уровне стран Центральной Европы.

     

    В ожидании

    «ценопада»

    Начало выхода из кризиса, в соответствии с принципами экономической теории, обычно, в первую очередь, заметно по снижению цен. Точнее, падение цен выводит экономику на траекторию «зачистки» делового пространства – убирается лишний «жир», осуществляется «клининг» производственной сферы. Но подошли ли наши цены к «нужной» черте?

     

    Статистическая очевидность – цены росли, хотя на мировых рынках они падали. Например, наши экспортные товары стали на 28% дешевле. Кстати, 3-4 месяца назад они были еще более дешевыми! Именно это и «положило» многих отечественных экспортеров. Особенно тревожно за повышение тарифов на перевозки. Как говорил знаменитый телекомментатор: «Такой хоккей нам не нужен»! Разумно выглядит ценовая ситуация лишь с тарифами на услуги связи. В этом сегменте, наконец, появилась по-настоящему серьезная конкуренция. Торможение цен – ожидаемый тренд 2010 года. Крайне плохо, когда, теряя рынки, производители повышают цены, пытаясь тем самым восстановить падающую прибыль. При наличии большого таможенного пространства финалом такой политики может стать разорение.

    Учиться, увы, нам пока приходится на собственных ошибках. И первые уроки оказались полной неожиданностью для правительства. Показатели производства и сбыта на внешних и внутреннем рынках иначе, как провалом не назовешь. Статистика свидетельствует, что мы потерпели поражение как раз на считавшихся стратегическими сегментах рынка.

     

    Самый большой провал – грузовые автомобили. Конечно, этот товар – инвестиционный. Но потеря более 80% внешних рынков – слишком дорогой урок для страны. И для правительства, которое все еще боится в этом признаться. В «черном списке» – сплошь наши «ударные» товарные группы: тракторы, калийные удобрения, цветные телевизоры... 2010 год может стать временем восстановления потерянных внешних рынков. Что и становится задачей Таможенного союза. Кстати, критическое осмысление действительности не мешает отметить и позитивные перспективы. Во-первых, выход из депрессии может заключаться в изменении структуры товарного производства. Во-вторых, вырисовываются новые инвестиционные перспективы – вложения в сегменты экономики и товарные группы, на которые именно сейчас появился хороший спрос. 

    Мы специально выделили те сферы, которые «по зубам» малому и среднему бизнесу, за исключением разве что производства цемента. Хотя торговля им – бизнес выгодный. Недавно мне с удивлением пришлось обнаружить, что из-за дефицита наши бизнесмены стали закупать цемент в… Дании. Так и просится образ: принц датский сидит на мешках цемента, а мы с ним торгуем. Экзотика!

    Самый быстрый рост продаж домашним хозяйствам показал сегмент стиральных порошков. А еще говорят, что когда корабль тонет, чистота палубы не имеет значения! Страсть к чистоте в период кризиса – похвальное желание белорусов. Рекорды в производстве и продажах продемонстрировали краски. «Если уж не модернизирую цех, то хоть старые станки покрашу новой краской» – это из нашей новой хозяйственной психологии…

    Все-таки что бы негативного ни происходило в нашей экономике, разумная перспектива для малого и среднего бизнеса есть. В левой и правой части списка есть совпадения. И они не случайны. Воспользуйтесь этими данными – диверсифицируйте ваш бизнес, обновите кадры, составьте список проектов, которые для вас важны. И – займитесь ими! Кстати, самый удачливый российский олигарх недавно занялся проектом нового автомобиля в России. Причем, именно сейчас – когда ВАЗ стал национальной угрозой, а кризис в российском автопроме – окончательным и бесповоротным!   

    Он понимает, что как только мы введем новые таможенные пошлины на подержанные автомобили, на потребительском рынке Беларуси появится целый лишний $1 миллиард. Чьим он станет?

     

    Вместо резюме

    Пункт первый:2010 год не стоит рассматривать как период восстановления прошлого, или темпов прошлого. Это год качественных изменений нашего бизнеса, год новых проектов.

    Пункт второй:берите пример с Прохорова, а не с Дерипаски или Брынцалова. Пастись возле бюджетных корзин, и искать счастье в покупке старья – в духе гоголевских героев. Прохоров не нуждается ни в заградительных пошлинах, ни в государственных кредитах. Это – формула успеха и для нас с вами.

    Пункт третий:кризис – это период старта для по-настоящему стратегического бизнеса. Время новой экономики и новых людей. Время риска и новых возможностей.

     

    *Форкастер (от англ. forecaster – предсказатель)– специалист, предсказывающий основные тенденции в экономике или политике.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by