DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 17 Фев 2010 0:00

    «Болезни роста»

    Жесткий административный контроль и отсутствие законодательных льгот сдерживают развитие негосударственного медицинского бизнеса.

     

    Здоровье – одна из немногих затратных «позиций», на которых не экономят. Несмотря на утверждения руководителей Минздрава о том, что бесплатная государственная медицина в Беларуси – на высоком уровне, платные медицинские услуги становятся все популярнее. В последние годы этот рынок в среднем прирастал на 10-15%. А в кризисном 2009-м он и вовсе продемонстрировал рекордные темпы: +20%. Хотя в среднем на оплату медицинских услуг обычная белорусская семья пока тратит немного – порядка 0,8% всех своих расходов.

     

    На всех

    не хватает

    Очевидно, граждане Беларуси обращаются за платной медицинской помощью все-таки не от хорошей жизни. Да и Минздрав ежегодно доводит подведомственным учреждениям планы по увеличению объема платных услуг по той же причине. Бюджетные расходы на здравоохранение, конечно, растут, но на всех их не хватает. В этом году, например, они должны увеличиться в рублевом эквиваленте на 7% и составить Br5,6 трлн. Но с учетом 10%-ной инфляции, реальное количество «медицинских денег» не выросло, а наоборот уменьшилось. Если разделить сумму, предусмотренную бюджетом, на количество жителей, то получится, что средний гражданин может рассчитывать примерно на Br590 тыс. в год. Конечно, есть еще городские и областные бюджеты, например, в Минске на здравоохранение в 2010 г. планируется выделить около Br1 млрд. Но кардинально ситуацию это не меняет. Что бы ни говорили чиновники от медицины о «повышении уровня», реальная ситуация в стационарах оставляет желать много лучшего. Не говоря уже о поликлиниках, очереди в которых давно набили оскомину.

    Специалистам этой сферы отлично известно истинное положение дел. Как и то, что определенная часть населения вполне в состоянии самостоятельно оплачивать медицинские услуги. Не так давно Институт социально-экономических проблем по заказу Мингорисполкома провел ряд исследований. И, в частности, выяснил, что более 20% жителей белорусской столицы готовы платить за свое лечение. Тем удивительнее, что который год доля платного здравоохранения в стране не превышает 5%!

    -- Основные проблемы белорусского здравоохранения – доступность и качество, -- считает председатель Совета учредителей СП «Экомедсервис» Владимир Коява. – Есть два пути их решения. Первый – увеличение бюджетов. Здесь еще есть к чему стремиться. Например, в Германии на здравоохранение тратится около 13% ВВП, а в нашей стране – менее 5%. А ведь «их» ВВП и наш – несопоставимы! При этом немецкие врачи считают, что этих ассигнований недостаточно, и активно привлекают внебюджетные источники. Второй путь – «забрать» у бесплатной медицины часть пациентов, которые в состоянии самостоятельно оплачивать свое лечение. По разным оценкам, в той или иной степени платными медицинскими услугами пользуются от 20% до 30% населения. Если они уйдут из государственных клиник, то освободятся значительные ресурсы, которые можно направить на лечение малообеспеченных категорий граждан, снизится нагрузка на медицинский персонал, появятся деньги на закупку дополнительного оборудования и лекарств. Экономия бюджетных расходов может составить Br1-1,2 трлн. в год.

    В последнее время государственная медицина все чаще переходит на платные рельсы. Однако делает это по-своему. «Сверху» учреждениям здравоохранения доводится план по платным услугам и прейскурант с ценами на них. В соответствии с постановлением Совета Министров №182 от 10 февраля 2009г. «Об оказании платных медицинских услуг государственными учреждениями здравоохранения», такие услуги являются дополнительными к гарантированному государством объему бесплатной медпомощи.Сегодня в число услуг, которые государственные учреждения здравоохранения могут оказывать за деньги, входят: косметология, пластическая хирургия (за исключением операций, выполняемых по медицинским показаниям), нетрадиционные методы диагностики и лечения, компьютерная электропунктурная диагностика, коррекция зрения с помощью контактных линз, протезирование глаз (за исключением соответствующих услуг, оказываемых согласно законодательству бесплатно). В перечень входят также первичное добровольное психиатрическое и наркологическое освидетельствование на дому, семейная психотерапия, оказание наркологической и дерматовенерологической помощи анонимно, а также применение методик эмоционально-стрессовой психотерапии, имплантация лекарственных средств наркозависимым гражданам, – т.е. кодирование. Государственные медучреждения на платной основе могут также осуществлять все виды профилактических осмотров, лечение и дополнительный уход в стационарах (очевидно, речь о платных палатах и сиделках), родовспоможение и др.

    Все бы хорошо, но только такие услуги в большинстве случаев оказываются на базе обычных бесплатных лечебных учреждений. Просто открывается платный кабинет, или, скажем, палата, ставится кассовый аппарат... Чаще всего, никакого отдельного баланса по платным услугам не ведется. В их себестоимости не учитываются ни расходы на аренду, ни налоги. А прием платных пациентов ведут штатные врачи, которые используют приобретенное за бюджетные деньги оборудование и расходные материалы. Естественно, подсчитать реальную эффективность такого «бизнеса» очень сложно. Следовательно, и цены, которые предлагают государственные клиники, порой ниже, чем в частной медицине.

    Хотя руководители частных медцентров воздерживаются от публичной критики подобных методов организации платного обслуживания пациентов, их вряд ли можно назвать рыночными. И дело даже не в этической проблеме, когда рядом с очередью «бесплатников» работает кабинет «для белых» -- тех, кто может себе позволить заплатить. Создавая цивилизованную систему медицинского обслуживания, государству, если оно так хочет оставаться главным игроком на рынке, гораздо логичнее было бы строить новые современные изначально платные хозрасчетные больницы и поликлиники, которые работали бы параллельно с существующей бюджетной медициной. Вот это было бы реальное повышение стандартов! К тому же, поработав на хозрасчетной основе, государственные медики, возможно, скорее поняли бы, что существующая система ценообразования в отечественной платной медицине никуда не годится.

     

    «Цыганский» бизнес?

    Цены – пожалуй, главный бич для частной медицины. Практика жесткого административного регулирования цен на медицинские услуги Минздравом привела к тому, что новые инвесторы не спешат вкладывать деньги в этот бизнес, поскольку не уверены в том, что смогут окупить вложения. А действующие медцентры вынуждены отказываться от многих видов услуг, так как, в отличие от государственной медицины, не могут позволить себе работать в убыток.

    -- Прейскурант предельных цен на медицинские услуги утверждался два года назад, и за это время ни по одной из позиций цены не увеличились, -- недоумевает Владимир Коява. – А ведь есть инфляция, необходимость возвращать валютные кредиты. Цены на оборудование и расходные материалы тоже растут, наконец, нужно поддерживать уровень оплаты труда персонала… Есть ли здесь хоть какой-то бизнес?! К тому же на каждую медицинскую процедуру необходимо рассчитывать и утверждать калькуляцию цен. А таких услуг – от 3-х до 5 тысяч. Подобного, я уверен, нет во всех отраслях экономики вместе взятых. У нас сейчас несколько десятков лицензий и более 2 тысяч калькуляций! Во многом именно поэтому мы сейчас работаем примерно с 40%-ной загрузкой. Кстати, целый этаж нашего медицинского центра изначально был запланирован под стационар. Но мы его не запускаем, так как не можем спрогнозировать окупаемость услуг из-за проблем с ценообразованием.

    О необходимости либерализации ценообразования в отрасли говорят практически все игроки рынка.

    -- То, что Министерство здравоохранения устанавливает предельные цены на медицинские услуги, конечно, затрудняет развитие рыночных механизмов в отрасли, -- считает директор медицинского центра «Нордин» Анатолий Денисенко. – Я думаю, что определенная либерализация ценообразования рынку не повредила бы. Ведь цена – это не только фактор окупаемости бизнеса, но также критерий качества услуг и инструмент регулирования «наплыва» клиентов. Если, например, в моем центре работает лучший специалист, чем у конкурентов, или какая-то услуга оказывается на более высоком уровне, то и стоить она должна дороже. Естественно, до определенных пределов, которые регулирует рыночный спрос. Хорошим подспорьем для нас должна стать отмена НДС на медицинские услуги. Это позволит снизить цены и расширить круг наших пациентов.

    НДС давно был головной болью частных медцентров. Проблема заключалась в том, что этот налог «накручивался» на услугу, а большинство «расходников» и медицинского оборудования от него были освобождены. Т.е. медцентры, как правило, не имели значительного «входящего» НДС, который можно было бы принять к зачету, что оборачивалось ростом цен для клиентов. К счастью, с 1 января 2010 года эта проблема была решена. Соответствующие изменения в закон уже внесены. Дело за нормативными актами на уровне правительства. Ожидается, что этот вопрос окончательно решится уже в феврале-марте.

    Эксперты «Дела» уверены: либерализация ценообразования не закончится неконтролируемым ростом цен. На отдельные услуги они могут даже снизиться. А, в конце концов, все будет зависеть от кошельков клиентов. Спрос и конкуренция неминуемо отрегулируют цены. Так что, даже если они где-то чрезмерно и вырастут, все в итоге «устаканится» в разумных пределах. Если же говорить без популизма, то ограничение цен для частной медицины вообще выглядит странным. «Социальные стандарты» должно поддерживать государственное здравоохранение. А клиенты частных центров – достаточно обеспеченные люди. И, в конце концов, у каждого есть выбор: согласен с ценой – лечись в «Нордине» или «Экомедсервисе», не согласен – есть разветвленная система бесплатных и платных государственных клиник. Нужно помнить, что частный бизнес – это серьезные инвестиции, причем «с нуля», и они должны окупаться!

    Давно пора упростить и процедуры регистрации новых медицинских центров, а также порядок сертификации ввозимой ими медицинской техники.

    -- Основное направление деятельности нашего центра – коррекция веса, -- говорит директор белорусско-польского СП «Кенеллия» Нелла Кешишьян. – В Польше такое предприятие можно создать за 20 дней. А поставить оборудование и начать на нем работать можно вообще сегодня на завтра. Чтобы зарегистрировать такой бизнес в Беларуси, оплатить и ввезти оборудование, сертифицировать его, провести все необходимые испытания, потребуется 6-8 месяцев. Конечно, многие требования контролирующих органов к медицинскому бизнесу являются обоснованными, и мы относимся к этому с пониманием. Но упрощение некоторых процедур, особенно – в части сертификации продукции признанных мировых производителей, значительно упростило бы жизнь медицинскому бизнесу.

     

    Болезни роста

    Кстати, по мнению многих игроков рынка, отмена НДС серьезно ударит по «серому» сегменту, доля которого в платной медицине по разным оценкам составляет от 30 до 50%. Конечно, в первую очередь, речь о сотрудниках государственных учреждений. «Свой» врач может устроить дорогостоящее обследование или госпитализацию в обход очереди, «найти» дефицитные лекарства, да и просто уделить больше внимания. Как правило, деньги они берут небольшие – намного меньшие, чем платных частных, да и государственных клиниках. Чаще всего, речь идет о суммах в $20-50, а то и вообще – о «подношениях» в виде конфет или коньяка. На уровне небольших частных клиник, или ИП, имеющих частную практику, подобная проблема – в уклонении от налогов, когда деньги идут «мимо кассы». Что касается крупных медицинских центров, то «серые» механизмы в них априори невозможны, поскольку технологии приема пациентов максимально прозрачны и отработаны.

    -- Традиция благодарить врача есть во многих странах, -- говорит Анатолий Денисенко. – Ведь для человека нет ничего дороже здоровья. Проблему создали еще в первые годы Советской власти, когда считалось, что врача и учителя народ прокормит сам. С той поры зарплаты для этих категорий специалистов традиционно низкие.

    Впрочем, настоящей проблемой для частного медицинского бизнеса является отнюдь не конкуренция со стороны госмедицины, а отсутствие законодательных механизмов, льготирующих лечение граждан Беларуси. В настоящее время предприятия могут относить на себестоимость медицинские страховки сотрудников в размере до 2-х базовых величин, при условии, что они оформлены в государственной страховой компании. При этом пациенты, естественно, также направляются для лечения в государственные клиники.

    Сейчас готовятся изменения в Указ Президента, чтобы допустить к добровольному медицинскому страхованию частные страховые компании и медицинские центры. Но это проблему только «законсервирует». Теоретически любое предприятие, конечно, может заключить договор с «Нордином» или «Экомедсервисом», но эта сумма будет приравнена к заработной плате сотрудника, с которой придется заплатить налоги. А это – плюс почти 50% к цене! Льготирования стоимости лечения по подоходному налогу, как это принято во многих странах, в Беларуси тоже нет. Владимир Коява много лет пытается доказать, что нужно дать предприятиям выбор: заключать договор со страховой компанией или напрямую с медицинским центром.

    -- Добровольное медицинское страхование необходимо, но это лишь один из путей, ведущих к конечной цели – лечению пациента, -- уверен глава «Экомедсервиса». – Основная задача – все-таки развитие медицинских центров, которых должно быть много и разных. Когда говорят, что страховка удешевляет лечение – это неправда. Простой пример: в 2006 году страховые компании собрали взносов по медицинскому страхованию примерно на Br2 млрд. А выплатили страховых премий – только на Br1 млрд. То есть до медицинских центров дошла только половина уплаченных страхователями взносов! Для них лечение оказалось не дешевле, а вдвое дороже. Причем, за тот же период доля страхования в платных медицинских услугах составила всего 0,5%! Условия страхования и работы напрямую с медцентром для предприятий должны быть одинаковыми. Я уверен, что только за счет этой меры около 10% пациентов могут воспользоваться услугами платной медицины. А по мере развития рынка платных медицинских услуг, будет развиваться и добровольное медицинское страхование.

    Жесткие административные рамки и отсутствие законодательных льгот не дают частному медицинскому бизнесу нормально развиваться. С многими видами деятельности «частники» предпочитают вообще не связываться, чтобы не заработать лишнюю головную боль. Возникают «перекосы», один из которых – преобладание самых простых услуг, таких как консультации или стоматология. Поэтому, наверное, стоматология занимает около 60% в общем объеме платных медуслуг. Например, есть законодательная возможность для того, чтобы врачи негосударственных клиник могли выдавать больничные. Однако это сопряжено с таким тотальным государственным контролем, что «овчинка», как говорится, не стоит выделки.

    Аналогичная ситуация и со стационарами.

    -- Частный стационар – довольно дорогое «удовольствие», -- рассказывает Анатолий Денисенко. – Даже за границей пациенты стараются надолго там не задерживаться. Наше население, тем более, не настолько богато, чтобы позволить себе лечение в платном стационаре. Поэтому с точки зрения бизнеса это пока не особенно интересно. Так же, как, например, создание лабораторий с дорогостоящим оборудованием, организация сложных операций на сердце или трансплантаций. Если пациент будет платить за такие услуги сам, это обойдется ему очень дорого. Тем более что есть специализированные государственные клиники, где эта деятельность поставлена «на поток». Мы, например, планируем расширить спектр так называемых стационарозамещающих операций – «хирургии одного дня», когда после операции пациенту необходимо наблюдение врача не более чем в течение 24 часов.

     

    Подводя итоги

    Платные медицинские услуги в условиях острого дефицита бюджетных ресурсов – пожалуй, единственный выход для белорусского здравоохранения. Следовательно, в ближайшие годы стране потребуется намного больше платных частных и государственных медицинских центров. Но, чтобы их количество росло, чтобы инвесторам были интересны такие вложения, нужно изменить подходы в области государственного регулирования медицинского бизнеса. Во-первых, нужна либерализация ценообразования. Во-вторых – необходима отмена норм, согласно которым оплата лечения сотрудника компанией приравнивается к увеличению его заработной платы. В-третьих, предстоит уравнять льготы для страховых компаний и медицинских центров. В-четвертых, нужны механизмы, позволяющие заинтересовать физических лиц платить за медицинские услуги – льготы по подоходному налогу (налоговый вычет) и др.

    Конечно, частная медицина у нас вряд ли будет превалировать над государственной, по крайней мере, в обозримой перспективе. Но она может помогать государственному здравоохранению, закрывая те ниши, на которые у него не хватает сил или ресурсов. Наверное, то, что сегодня во взаимоотношениях государства и медицинского бизнеса ломается так много копий – просто «болезнь роста». Деление на «родных» и «приемных» детей в том, что касается здоровья нации – неправильно в принципе. Поскольку все они решают общую задачу – лечение людей, а значит, должны сотрудничать.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by