DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 10 Дек 2009 17:23

    Блеск и нищета гастрольного бизнеса

    Чтобы заработать на этом поприще, надо обладать опытом и связями, а еще больше – интуицией и удачей.

     

    Шоу-бизнес – дело привлекательное, а вместе с тем сложное и непредсказуемое. Это огромная индустрия, одной из основных составляющих которой является гастрольно-концертная деятельность. Это мир творческих людей, больших амбиций и больших денег. Внешне красивый и эффектный, он, вместе с тем, таит в себе множество закулисных сложностей.

     

    Разрешительные барьеры

    Понятие «хлеба и зрелищ» никто не отменял. Даже в кризисные времена столичные улицы пестрят рекламными афишами, а зрители готовы выкладывать немалые суммы за билеты, чтобы увидеть и услышать любимого артиста. Как известно, спрос рождает предложение. Этим и занимаются промоутеры – компании, осуществляющие организацию концертов и туров заезжих  именитых артистов.

    Теоретически, если вы являетесь хотя бы индивидуальным предпринимателем, или в уставе вашей организации отражен гастрольный либо концертный вид деятельности, а к тому же у вас есть прямой выход на менеджеров, к примеру, Мадонны или номер её мобильного -- вы всегда сможете пригласить её с концертом в нашу страну. При ее согласии надо просто получить разрешение, оплатить госпошлину, договориться с площадкой, выполнить все условия договора звезды и так далее… На первый взгляд, схема несложная, но так ли легко на самом деле привезти в Минск звезду и при этом хорошо заработать?

    Официально в Минске гастрольно-концертной деятельностью сейчас занимаются около пятидесяти организаций. По-настоящему крепко стоят на ногах чуть больше десяти из них. И, если раньше «прокатом» заезжих звезд в основном занимались частные фирмы, то теперь львиную долю в этой сфере бизнеса имеют государственные учреждения. Лицензирование этого вида деятельности было отменено еще в 2002 году. А регулирование гастрольной и концертной деятельности на территории Республики Беларусь осуществляется на основании Указа Президента от 13 мая 2008 г. №259 «Об организации гастрольной и концертной деятельности». При этом ответственность за исполнение основных положений Указа ложится на Комитет госконтроля, министерство культуры, облисполкомы, а также Мингорисполком.

    Согласно Указу, организатор концертного мероприятия, будь то частный предприниматель либо концертное агентство, в первую очередь должен получить разрешение на его проведение, так называемое разрешительное удостоверение. Его выдача осуществляется в Управлении культуры по месту проведения и только после оплаты госпошлины, размер которой зависит от  количества мест в зале, где будет проходить концерт – чем больше площадка, те выше стоимость. После получения этого документа принимающая сторона должна зарегистрировать билеты и программки в налоговой инспекции.

    Кстати, принятие Указа №259 в свое время вызвало широкий резонанс среди белорусских промоутеров и музыкантов. Он значительно ужесточил госконтроль над деятельностью в сфере шоу-бизнеса. Теперь индивидуальные предприниматели не имеют права проводить концерт, если количество зрителей превышает 150 человек. Кроме того, «в целях усиления контроля за качеством программ культурно-зрелищных мероприятий» были созданы художественно-экспертные комиссии, в которых многие игроки рынка усмотрели аналог худсоветов времен СССР со свойственной им цензурой. По требованию комиссии, состоящей из чиновников областных исполкомов и Минкультуры, организаторы должны предоставить фото-, аудио-, видео- и печатные материалы. Комиссия определяет, «соответствует ли содержание культурно-зрелищного мероприятия основным задачам регулирования гастрольно-концертной деятельности на территории РБ». Управление культуры учитывает это заключение при решении вопроса о выдаче удостоверения.

    Несмотря на то, что выводы комиссии носят рекомендательный характер, ходят слухи, что появились так называемые списки «цензурированных» артистов. Под раздачу, например, попал эпатажный Сергей Шнуров. Однако в Мингорисполкоме уверяют, что таких списков не существует. Что касается Шнурова, то по словам Владимира Антиповича, начальника отдела по делам искусства Мингорисполкома, его выступление действительно запретили по причине «подрыва моральных устоев» публики. Кстати, государственным театрально-зрелищным организациям наличие разрешительного удостоверения не требуется.

     

    Положиться на удачу

    Итак, получив разрешительный документ, можно заключать юридический договор с представителями артиста. Кстати, связаться с ними можно через концертное агентство, представляющее интересы определенных звезд, заплатив за посредничество, либо напрямую выйти на личного агента «звезды», значительно упростив себе задачу. Здесь огромную роль играют личные связи, порой совершенно случайные.

    Большинство артистов по условиям контракта сразу требуют предоплату – в среднем 50% от гонорара, причем, даже если по каким-то причинам концерт не состоялся, эта сумма не возвращается. Непременным приложением к договору является райдер* артиста. Обычно разделяют технический райдер, где оговариваются место выступления, перечень оборудования, необходимого артисту для качественного выступления, и бытовой райдер – условия проживания, питания и др. В большинстве райдеров  указано, что «несоблюдение хотя бы одного пункта влечет за собой задержку, а в некоторых случаях и полную отмену концерта. При этом залог не возвращается!». После заключения договора организаторы создают административная группу по работе с артистом.

    Далее согласно договору необходимо выбрать подходящее место проведения концерта и заключить договор аренды. Ее стоимость зависит от так называемого «пониженного коэффициента», т.е. если звезда зарубежная – цена будет выше, для белорусских артистов соответственно ниже. При этом возникают многочисленные нюансы. Например, чтобы арендовать Дворец Спорта либо стадион «Динамо», необходимо дополнительно заключить договор по организации охраны с МЧС и РУВД. Кстати, именно наличие подходящей площадки часто становится камнем предкновения, когда речь идет о мировых звездах. Пока ни одна сцена в Минске не соответствует требованиям Мадонны или Бритни Спирс. Городские власти выражают надежду, что эту проблему решит ввод в эксплуатацию комплекса «Минск-арена».

    Одним из важнейших моментов организации концерта является его техническое обеспечение. Чем круче звезда, тем выше ее требования по организации выступления. Свет, звук, сцена – все должно соответствовать уровню. А ведь у нас далеко не все площадки могут похвастаться хорошим техническим оснащением. Некоторые артисты везут необходимую аппаратуру с собой. Но в большинстве случаев по условиям контракта именно организаторы обязаны полностью обеспечить технический райдер звезды. Аппаратура в основном берется в аренду. Нанимаются и специалисты по ее обслуживанию. Иногда необходимые звуковые или световые установки даже приходится привозить из соседних стран.

    Чтобы успешно провести концерт, необходимо его продать. А тут не обойтись без рекламы. Это афиши, буклеты, растяжки, рекламные телевизионные и радийные ролики и т.д. Некоторые звезды, в частности, Филипп Киркоров, требуют накануне концерта постоянную трансляцию по всем центральным каналам его клипов и выступлений, что также оплачивается организаторами.

    Таким образом, затраты на организацию концерта исчисляются в десятках, а иногда и сотнях тысяч условных единиц. При этом надо учитывать непредсказуемость гастрольного бизнеса -- настроения и предпочтения публики очень изменчивы. В последнее время отмена или перенос концерта по причине плохой реализации билетов стали обычным делом. Гарантий, что даже именитый артист с высоким гонораром соберет большую кассу – никаких. Конечно, есть ряд любимых артистов, таких как Алла Пугачева, которые всегда «выстреливают» на 100%, но за несколькими удачными и тщательно спланированными мероприятиями может последовать несколько провальных. И если раньше владельцы крупных компаний охотно оказывали спонсорскую помощь организаторам концертов, то кризис вынудил многих бизнесменов потуже затянуть пояса. Промоутеры идут на риск, вкладывая свои деньги, влезают в долги. Возможно, на нашем рынке организаторов гастролей со стажем, не побывавших на грани финансового краха, вообще нет.

    Так что можно сделать вывод: чтобы успешно заниматься такого рода деятельностью мало знать и уметь. Надо еще предугадывать, на что сегодня пойдет зритель, и что ему будет интересно завтра. Гастрольный бизнес сродни казино: чем выше ставка, тем больше риск.

     

    *Райдер -- список требований музыкантов к организаторам туров.

     

    Юлия Гунашвили,

    специально для «Дела»

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by