DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 10 Ноя 2009 17:02

    «Глубокая заморозка»

    На страховом рынке началось критическое падение доходности по многим видам страхования.

     

    Страховой рынок – пожалуй, одна из самых поразительных загадок белорусской экономики. После того, как частным страховщикам перекрыли доступ к сегменту обязательного страхования, бизнес здесь не умер, хотя за 2002-2006 годы с рынка ушли 16 игроков. Более того, в последние годы на волне роста, прежде всего, автострахования и периодически циркулирующих слухов об отмене дискриминационных мер для негосударственных страховых компаний, последние даже стали объектом нешуточного инвестиционного интереса. Так, образованная в результате объединения «Бролли» и «АльВеНы» компания «Белросстрах» превратилась в дочку российской Группы «РЕСО».Украинская группа «Дельта» купила 100% акций компании «Пенсионные гарантии» и компанию «Бенир», которая в июне 2009 года была переименована в ЗАСО «Дельта Страхование». В состав акционеров СК «Гарантия» вошла Группа «Юнитер». В 2008-м на рынок вышла 100% «дочка» известного европейского холдинга Generali PPF Holding – ИП ЗАО «Генерали», а в 2009-м – «Цептер иншуренс», дочерняя компания «Цептер Групп».

    В результате на 1.07.2009 г. в республике действовало 24 страховых организации. Казалось, еще чуть-чуть и страховой рынок встанет в один ряд по доходности и инвестиционной привлекательности с банковским. Но в этом году ситуация вдруг резко изменилась. Кризис, «положивший» многие отрасли, докатился и до страхования. Сегодня страховщики бьют тревогу, говоря о катастрофическом падении доходности многих видов страхования и вымывании фондов, грозящем обвалить рынок.

     

    «Львиная доля»

    частного бизнеса -- 15%

    Справедливости ради нужно сказать, что корни нынешних проблем кроются в благополучных для отрасли 2007-2008 годах, когда еще только зарождалась порочная практика демпинга и начиналась гонка за клиентом, или, как говорят страховщики, за брутто-премиями. При этом качество страхового портфеля и анализ возможных рисков отодвигались на второй план. Не случайно темпы роста объемов собираемых в Беларуси взносов опережали прирост ВВП в 3-4 раза! Так, в 2008 г. по договорам прямого страхования и сострахования было собрано примерно $437 млн., что на 41% превышает показатели 2007 г. (см. Диаграмму 1). Даже за 1-е полугодие кризисного 2009 года прирост по сравнению с аналогичным периодом 2008-го составил 14,4%!

    Ежегодный аналитический обзор страхового рынка Беларуси, подготовленный страховым брокером ООО «СтрахЭкспертГрупп», рисует интересную картину. Самыми быстро растущими сегментами страхового рынка в последние годы являлись добровольное страхование автотранспорта (КАСКО) и страхование жизни. Взносы по авто-каско в 2008 году достигли 60% в общем портфеле добровольного имущественного страхования. Например, в Би энд Би иншуренс Ко они составили 74,5% в общей сумме взносов, в Белросстрахе – 70,6%, в Купале – 66,7%, в БелИнгострахе – 64,5%. Эта зависимость от состояния дел на одном узком рынке рано или поздно должна была обернуться серьезными проблемами.

    Очевиден и постоянный рост доли по страхованию «жизни»: по итогам 2008 года она составила 5,09%, за 1-е полугодие 2009-го – 5,42%. По отношению к середине 2008 года рост составил почти 31% (см. Диаграмму 2)! Но следует понимать, что 90% взносов, собираемых по таким договорам – это страхование дополнительных пенсий, осуществляемое предприятиями, которые относят эти платежи на себестоимость. Так, на начало 2009 года в стране действовало 323 договора с юрлицами по страхованию жизни, из них – 244 договора по страхованию дополнительной пенсии.

    По мнению многих страховщиков, корни нынешних проблем рынка – и в искусственном разделении страховых компаний по форме собственности. Госкомпании изначально оказались в привилегированном положении. Во-первых, они имеют гарантированный доход от обязательных видов страхования, которые, как показывает практика, более доходны, чем добровольные. Один пример: средний уровень выплат по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО) в 2008 году составил около 58% от собираемых взносов, по авто-каско – 71,7% в сегменте физических и 54,2% – юридических лиц. Во-вторых, государственные страховщики ведь не страхуют исключительно госсектор или только обязательные виды. Они все активнее выходят на рынок добровольных видов страхования, увеличивая конкуренцию на нем. А это – подстегивает демпинг. В самом деле: если еще несколько лет назад «обязаловка» составляла до 70% в портфеле госкомпаний, то сейчас – от 36 до 55%. За исключением «Белгосстраха», у которого этот показатель составляет около 76%.

    -- Пока не будут созданы равные условия для всех участников страхового рынка, демпинг будет продолжаться, -- считает генеральный директор ЗАО «СК «Белросстрах» Сергей Ковалев. -- Поскольку страховщики располагают слишком разными возможностями. За счет обязательных видов страхования с более высокой доходностью страховые компании государственной формы собственности могут субсидировать добровольные виды, предлагая более конкурентоспособные цены. Частные страховщики отвечают тем же, но уже за счет своей прибыли. В условиях рынка критерием допуска страховщиков к тем или иным видам услуг должна являться не форма собственности, а достаточный уровень собственного капитала.

    К слову, собственный капитал – еще один пример неравных возможностей. В последние годы государство значительно увеличило капитализацию своих компаний. В 2006-2007 гг. уставный фонд Белэксимгаранта был доведен до Br80 млрд. А в 2008 году за счет бюджетных средств были увеличены уставные фонды Белгосстраха и Белорусского национального перестраховочного общества (БНПО) на общую сумму Br1 трлн. В результате, по данным Минфина, совокупный уставный фонд всех белорусских страховых компаний по состоянию на 1 июля 2009 года составил Br1,25 трлн., или примерно $450 млн. Но без инвестиций государства он не превысил бы $83 млн.

    Частные страховые компании, конечно, также стараются наращивать капитализацию. И будь у них возможность получить равные условия с госкомпаниями, они, наверное, смогли бы привлечь на рынок крупных инвесторов. Но в существующих условиях им просто нечего предложить владельцам капитала, а значит, они теряют возможность страховать крупные риски и имущественные комплексы. Вероятно, по этим причинам совокупная доля частного бизнеса в страховых сборах не превышает 15%.

     

    В одной лодке

    Государственные страховщики признают, что условия не равны и что-то надо менять, поскольку ситуация на рынке складывается таким образом, что все игроки оказываются в одной лодке, которая может вот-вот пойти ко дну.

    -- Естественно, обязательные виды страхования, то же ОСАГО или «зеленая карта», дают нам определенные преимущества и толчок к пакетным видам страхования, но сегодня стремительно растут выплаты по всем видам страхования, в том числе и по ОСАГО, -- говорит генеральный директор ЗАСО «ТАСК» Игорь Волков. – По данным Управления страхового надзора, сегодня убыточными являются более 50% видов страхования, тогда как еще недавно эта цифра не превышала 35%. Авто-каско – это вообще почти катастрофа! Сейчас уровень выплат по этому виду страхования в нашей компании составляет 99,7%, и если не прекратить демпинг, он превысит 100%. Ряд белорусских компаний по итогам 9 месяцев этого года сработали в убыток, и ждать, пока закончатся фонды – просто опасно.

    В самом деле: продолжающийся «по инерции» рост взносов ни о чем не говорит. С учетом девальвации и роста издержек падение реальных объемов страхового рынка оценивается примерно в 10-13%, а по добровольному страхованию – в 15%. И то, что в портфеле большинства компаний доля автострахования очень высока, сыграло с ними злую шутку. Ведь реально рынок продаж новых машин в Беларуси за 9 месяцев 2009 года упал на 33%, зато стоимость запчастей и услуг автосервиса – наоборот, выросла.

    -- В 2007-2008 гг. сегмент  авто-каско прирастал в среднем на 40% в год. У частных компаний доля этого вида страхования составляла в портфеле от 70 до 85%, у государственных – около 50%. Обрушение продаж на автомобильном рынке сказалось и на страховом бизнесе, -- подтверждает Сергей Ковалев. – По итогам первого полугодия уровень выплат по авто-каско в среднем по рынкуБеларуси составил 94%. И это без учета налогообложения и затрат на ведение бизнеса! Аналогично, проблемы автоперевозчиков обернулись для страховщиков снижением сборов по страхованию CMR*.

    По мнению страховщиков, тарифы на некоторые виды страхования сегодня находятся на пределе рентабельности.

    -- Мы сейчас имеем огромный рост выплат на фоне снижения сборов и вынуждены поддерживать капитализацию за счет нераспределенной прибыли, -- констатирует Игорь Волков. – Емкость самого рынка неуклонно снижается, идет перераспределение долей и финансовых потоков. Многие тарифы несовершенны и тянут рынок на дно. В том числе, по обязательному страхованию, цены на которое контролируются государством. На наш взгляд, в крупных городах, и в первую очередь в Минске, давно назрела необходимость повышения коэффициента по ОСАГО с 1,5 до 3.

    Ухудшается ситуация и со страхованием дополнительных пенсий. Из-за финансовых трудностей многие предприятия замораживают такие программы. Да и особого смысла в них на фоне высокой инфляции нет. Возможно, правительству стоит подумать о стимулировании этого сегмента через налоговые льготы для граждан. Слабо развиты и такие популярные во всем мире виды, как страхование имущества предприятий. К сожалению, попытки страховщиков продвигать эти услуги наталкиваются на инертность отечественного менеджмента, особенно это касается госпредприятий. При этом зарубежные компании, работающие на нашем рынке, активно используют этот инструмент минимизации рисков, страхуя как само имущество, так и, например, риск простоя оборудования или техники.

    И вообще, из примерно трех десятков видов страхования, «культивируемых» в Беларуси, популярностью у клиентов пользуются лишь около половины. Между тем, в портфелях западных страховщиков находится порой до 2 тысяч видов услуг. Поэтому белорусским страховым компаниям, которые хотят реально диверсифицировать свои портфели, придется ломать стереотипы клиентов и продвигать на рынок новые продукты. Помощь государства в этом вопросе была бы весьма кстати. Например, уже несколько лет ни шатко, ни валко идет у нас медицинское страхование. А все упирается в тот же самый барьер разделения по «классовой принадлежности» частных страховщиков и государственных медицинских учреждений.

     

    «Полу-каско»?

    Между тем, государство вместо решения наболевших вопросов неравного доступа к видам страхования, упрощения процедур урегулирования убытков и системы перестрахования подбрасывает рынку очередные загадки. Появился Указ Президента от 23 октября 2009 г. № 519. Вероятно, разработчики документа хотели как лучше, но получилось «как всегда». Вместо либерализации рынка и поддержки его игроков государство наоборот ужесточило для них условия работы. Почему-то широко комментируется только та часть Указа, где говорится о возможности оформления ДТП его участниками без привлечения ГАИ, если сумма ущерба не превышает €200. Действительно, по статистике треть выплат в рамках ОСАГО в Беларуси укладывается как раз в упомянутую сумму. Правда и то, что сегодня многие участники мелких ДТП разъезжаются вообще без какого-либо оформления, поскольку справедливо опасаются многотысячных штрафов «ни за что». Но для страховщиков отсутствие госавтоинспектора на месте события означает возможность «попасть» на мошенничество, а значит, им придется увеличивать штат «дознавателей», заказывать в спорных случаях дорогостоящие экспертизы и др. Да и, если по справедливости, кто из водителей в состоянии реально оценить стоимость ущерба даже в пределах плюс-минус €50? Наверняка, для надежности пострадавшая сторона предпочтет все-таки дождаться сотрудника ГАИ, так что практическая ценность этой меры, скорее всего, окажется невысокой.

    Зато ужесточаются сроки и размер окончательного расчета страховщиков с потерпевшей стороной. Хотя, то, что вводится обязанность полного возмещения страховщиком убытков в результате страхового случая по ОСАГО при гибели транспортного средства, следует признать разумным. Сейчас страховщик не доплачивает потерпевшему в случае гибели его транспортного средства на сумму деталей, «пригодных для дальнейшего использования». Между тем, по статистике такие случаи составляют около 10%, а значит – речь идет о немалых суммах.

    Наконец, недоумение специалистов вызвало без преувеличения «ноу-хау» в международной практике страхования – попытка за дополнительную плату объединить «в одном флаконе» ОСАГО и добровольное страхование транспортного средства на случай повреждения в ДТП. Возможно, это попытка привлечь в «полу-каско» менее обеспеченные слои населения (такая страховка будет стоить дешевле, чем полноценный полис КАСКО), но чем это обернется для страховщиков, когда к ним хлынут со страховыми случаями тысячи неопытных водителей на старых авто, -- пока представить сложно.

    -- Я нормально отношусь к новому порядку оформления ДТП с ущербом до €200, -- говорит Сергей Ковалев. – Хотя, мне кажется, что случаев мошенничества станет больше. Мы ожидали от Указа более актуальных решений. Что касается так называемого «комплексного страхования гражданской ответственности», то нигде в мире подобной практики совмещения обязательного и добровольного страхования, насколько мне известно, нет. Мы не ожидаем в связи с этим оттока клиентов в сегменте авто-каско. Ведь, во-первых, полное КАСКО, в отличие от «совмещенного» с ОСАГО обеспечивает защиту автомобиля, поврежденного  не только в результате контактного ДТП с количеством участников не менее 2-х, оно охватывает целый комплекс рисков, включая стихийные бедствия и противоправные действия третьих лиц. Во-вторых, такие полисы, скорее всего, будут покупать молодые водители, владельцы старых машин, которые сейчас редко являются нашими клиентами.

    Самое интересное, что нововведения скептически восприняли и многие государственные страховщики. И это – лучшее подтверждение того факта, что игроки рынка ждут от государства помощи в решении по-настоящему наболевших проблем, а не косметических полумер, рассчитанных больше на PR-эффект, нежели на поддержку «тонущей» отрасли.

     

     

    Диаграмма 1.

    Динамика роста объема собираемых страховых взносов в Беларуси.

    Год                 Рост, в %

    2003                30,2

    2004                34,2

    2005                22,9

    2006                16,7

    2007                20,5

    2008                41,07

    Диаграмма 2.

    Динамика роста доли страхования жизни в портфеле страховых компаний.

    Год                 Доля, в %

    2003                2,4

    2004                3,9

    2005                4,26

    2006                4,89

    2007                4,91

    2008                5,09

    Источник: ООО «СтрахЭкспертГрупп»

     

    *CMR-страхование – страхование гражданской ответственности международного перевозчика.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by