Анатолий Бурбуть, специально для журнала «Дело»,

    Комментарии 10 Окт 2009 16:44

    Бонд. Просто бонд

    Кризис оживил белорусский рынок корпоративных облигаций

     

    Широкое применение мировым бизнесом этой формы заимствований вызвано причинами тривиальными – кризисом ликвидности в банковском секторе и сложностями с получением кредитов. К сожалению, белорусские компании в очередной раз оказались на обочине мировых трендов. Выпуск корпоративных бумаг для наших предприятий до сих пор является чем-то неизведанным, сродни мифической Земле Санникова. Хотя первые примеры такого рода уже есть.

     

    Вместо кредита

    Согласно статистике, на конец июля 2009 г. в мире было выпущено корпоративных облигаций на сумму $1,103 трлн. Предыдущий рекорд был установлен в 2007 году -- $898 млрд. Наибольшее количество ценных бумаг было номинировано в американской валюте – на $487 млрд. Затем следуют облигации в евро -- $299 млрд. На третьем месте по объемам эмиссии -- облигации в иенах. Их выпущено на $64 млрд.

    Вклад белорусских предприятий в эти показатели – минимальный. Отдельные белорусские компании пока делают лишь первые шаги на рынке ценных бумаг, и такой удобный инструмент как корпоративный бонд не расценивается ими всерьез. Еще до финансового кризиса инвестиционные консультанты советовали своим белорусским клиентам обратить внимание на преимущества облигаций. Во главу угла ставилась более низкая процентная ставка по сравнению с банковскими кредитами и возможность занять деньги на более длительный срок. Однако в большинстве случаев предприятия предпочли не связываться с рынком ценных бумаг. В докризисной экономике выпуск бондов состоялся лишь однажды – весной 2007 года. Тогда ОАО «Полесье» разместило в России облигаций на сумму 500 млн. российских рублей. Поддержку займа осуществил московский АКБ «Электроника». По словам руководства «Полесья», решение занять деньги на внешнем рынке было, в первую очередь, продиктовано экономией: белорусские банки тогда предоставляли ресурсы в среднем под 17% годовых, а на торгах Московской валютно-фондовой биржи, как оказалось, этот процент составлял 12-12,5%.

    -- В целом мы довольны результатом размещения обязательств на российском финансовом рынке, -- комментирует заместитель генерального директора по экономике и финансам ОАО «Полесье» Александр Хвесюкевич. -- Наш опыт показал, что для белорусских промышленников существует возможность привлекать ресурсы, альтернативные банковским кредитам.

    Почему такой эффективный инструмент финансирования, как облигации, редко использовался нашими компаниями раньше? По мнению экспертов, негативную роль в этом деле сыграл белорусский рынок ценных бумаг, который до прошлого года пребывал в коматозном состоянии. Лишь после принятия соответствующих нормативных актов к ценным бумагам проявили интерес предприятия и инвесторы. Правда, по числу запросов лидировали представители компаний, бизнес которых наиболее пострадал от кризиса и связанного с этим негативного отношения к ним банковского сектора -- застройщики и лизинговые операторы. Белорусские банки переживают не лучшие времена и вынуждены сейчас заниматься в первую очередь стабилизацией собственного финансового положения. После того, как в кредитных управлениях банков с представителями этих отраслей отказались иметь дело, последним ничего не осталось, как искать иные источники заимствований. В результате по итогам первого полугодия 2009 года объем эмиссии корпоративных облигаций компаний (в том числе и жилищных) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос в 5 раз!

    Как рассказывает заместитель генерального директора компании «Парекс лизинг» Дмитрий Тузков, это предприятие недавно осуществило выпуск корпоративных облигаций на $4,5 млн. и на €8 млн., и все бумаги на внебиржевом рынке разошлись в считанные недели.

    -- Корпоративная облигация на сегодняшний день  -- оптимальный инструмент для привлечения финансов в сжатые сроки на весьма выгодной основе, -- поясняет эксперт. -- Это не только сравнительно низкая стоимость обслуживания долга и возможность управления его структурой и процентной ставкой, но и широкая база потенциальных кредиторов».

     

    Справка «Дела»

    В январе-июне 2009 года количество акционерных обществ, зарегистрировавших акции, составило 1166 (в том числе 808 ОАО и 358 ЗАО), что на 880 обществ больше, чем в первом полугодии прошлого года. На 1 июля в Беларуси насчитывалось 4297 акционерных обществ, в том числе 1882 ОАО, 2415 ЗАО.

    В первом полугодии было зарегистрировано 62 выпуска корпоративных облигаций на общую сумму эмиссии Br 2,682 трлн., в том числе биржевых облигаций -- на Br 660 млрд. На 1 июля в обращении находился 201 выпуск корпоративных облигаций 44 эмитентов (19 банков, 25 небанковских организаций) на общую сумму эмиссии свыше Br 5 трлн.

    Таким образом, в январе-июне 2009 года по сравнению с соответствующим периодом 2008-го объем эмиссии зарегистрированных выпусков увеличился в 4,95 раза. А число находящихся в обращении облигаций возросло в 5,46 раза. Суммарный объем торгов акциями на бирже в первом полугодии составил Br 55,3 млрд., что в 28,3 раза превышает показатель за шесть месяцев прошлого года.

     

    Неиспользованные

    возможности

    В странах с развитой экономикой облигации составляют до 65% общих объемов эмиссии корпоративных ценных бумаг. Это свидетельствует о том, что мировой опыт признал корпоративные облигации наиболее эффективным инструментом долгосрочного финансирования предприятий. Корпоративные облигации отличаются одним важным качеством -- в качестве заемщика могут выступать не только юридические лица и предприятия, но и частники, для которых «вложиться» в покупку облигаций того или иного предприятия, в принципе, тождественно банковскому депозиту. Кроме того, как показала мировая практика, доверие населения к облигациям не идет ни в какое сравнение с продуктами кредитно-финансовых учреждений. Облигации, выпущенные «крепкими» предприятиями, временами расходятся, как горячие пирожки в базарный день. И, кстати, привлечение именно средств населения было бы весьма выгодно белорусским предприятиям. По разным оценкам, в «чулках» и «матрасах» у граждан сегодня находится от $2 млрд.-- лакомый кусок, на который в настоящий момент рассчитывают банки, мог бы решить многие нынешние проблемы реального сектора.

    Немаловажным плюсом корпоративных облигаций является меньшая, по сравнению с акциями, подверженность курсовым колебаниям, а также независимость процентных доходов от итогов деятельности компании. Еще один привлекательный для инвесторов момент -- возможное представление эмитентом облигаций так называемой оферты, или обязательства выкупить облигации через определенный срок после их размещения до наступления даты погашения облигаций. Как правило, для новых эмитентов оферта назначается через полгода после размещения облигаций.

    Конечно, не стоит забывать, что у бондов существуют и минусы. Так, эффективность привлечения средств через облигации становится очевидной только при больших суммах заимствований. Опыт соседних стран показывает: минимальный порог должен быть установлен на уровне $15 млн. В противном случае браться за проект просто невыгодно.

    В том, что руководство белорусских предприятий не желало связывать свой бизнес с выпуском ценных бумаг, нет ничего удивительного: отечественное налоговое законодательство отнюдь не благоволило выпуску корпоративных облигаций. Более того, в некоторых случаях создавало ряд непреодолимых препятствий. Главным из них является высокая (40%) ставка налога на доходы по ценным бумагам. Этот гигантский процент достался бизнесу в наследство от налогового законодательства конца 1990-х, когда прибыли от операций с ценными бумагами приравнивались чуть ли не к доходу от казино. Высокими ставками налога законодатели намеревались приструнить владельцев финансовых «пирамид», сделавших облигации основным инструментом своего бизнеса. В минувшем году Глава государства распорядился снизить эту ставку до 24 %.           

    Специалисты отмечают: сегодня эмитентами корпоративных бондов в большинстве своем являются банки, что на самом деле тормозит развитие рынка корпоративных облигаций. Во-первых, заинтересованные в развитии «классического» банковского кредитования финансисты предпочитают не связываться с продвижением чужих облигаций. А во-вторых, они не в состоянии сделать это по чисто «техническим» причинам, поскольку маркетинговая политика во многих белорусских кредитно-финансовых организациях оставляет желать лучшего. Между тем, чтобы облигации пошли в массы, необходимо участие в этом процессе крупного банка-андеррайтера*, обладающего не только широкой филиальной сетью, но и имеющего возможность нести связанные с этим расходы. Очень важно, чтобы в первом выпуске андеррайтером выступал авторитетный банк, поскольку зачастую инвесторы -- и физические, и юридические лица -- покупают облигации, доверяя именно банку, организующему эмиссию. Зная все тонкости законодательной базы, и имея практику размещения ценных бумаг, опытный андеррайтер способен реализовать на рынке весь объем выпуска в наиболее короткие сроки, стать гарантом погашения облигаций, организовать ликвидный вторичный рынок.

    Благодаря развитию облигационного рынка предприятия могут получить доступ к более дешевым заемным ресурсам по сравнению с банковскими кредитами, а это также невыгодно финансистам. Банкиры опасаются, что отечественный рынок корпоративных облигаций может пойти по пути ближайших соседей -- российского и украинского. Развитие рынка ценных бумаг там создало забавный парадокс: бизнес стал направлять деньги, вырученные от размещения облигаций, на досрочное погашение взятых у банков более дорогих кредитов, оставляя тем самым кредитные учреждения без гарантированного дохода. В итоге банки оказались вынуждены  покупать облигации, финансируя своих клиентов уже под более низкую доходность, что в свою очередь послужило поводом для всплеска процента по «классическим» кредитам.

    Возможно, с совершенствованием законодательной базы белорусские банки все-таки проявят интерес к новому рынку. Ведь размещение корпоративных облигаций точно так же выгодно им, как и предприятиям. Во-первых, риски в этом случае для них не прямые, а косвенные: они распределяются между держателями облигаций и компанией, размещающей ценные бумаги. Во-вторых, при эмиссии облигаций банк выступает лишь поручителем и не задействует свои ресурсы. К тому же по доходности бонды лишь ненамного уступают традиционным кредитам: максимальная «плата» за обслуживание облигационного займа составляет 5%.

     

    Проблема «в головах»

    И все-таки самый главный барьер для предприятий, желающих изыскивать средства посредством эмиссии облигаций -- собственная инертность. Сегодня у большинства руководителей компаний и предпринимателей благодаря различным ограничениям и сложностям, связанным с эмиссией и обращением ценных бумаг, сложилось предубеждение к самому понятию «ценные бумаги».

    -- Для того чтобы рынок корпоративных облигаций хоть как-то оживился, надо принимать меры совсем иного характера. Прежде всего, отказать крупным госпредприятиям в льготных банковских кредитах и государственной поддержке, чтобы стимулировать их к поиску альтернативных источников заимствования. Когда у заводов не будет иной надежды, они сами придут к ценным бумагам, -- считает председатель правления Ассоциации участников рынка ценных бумаг Сергей Семашко.

    Финансовый кризис уже начал подталкивать корпоративный сектор к принятию таких решений. В течение прошлого года Департамент по ценным бумагам Министерства финансов провел среди отечественных предприятий сравнительный анализ, чтобы выявить, что же для них выгоднее: банковские кредиты на льготных условиях, бюджетные ссуды или выход на российский фондовый рынок и привлечение ресурсов через размещение там ценных бумаг. Ведомство пришло к неутешительным выводам: интерес к новому финансовому инструменту проявили только 12 белорусских предприятий, при этом флагманов нашей индустрии среди них не оказалось. В основном это крепкие «середнячки», которые не надеются на льготы при получении банковских кредитов…

     

    *Андеррайтер (от англ. underwriter -- подписчик) – маклер по операциям с ценными бумагами; в банковской деятельности, на рынке ценных бумаг – физическое или юридическое лицо, гарантирующее эмитенту акций или других ценных бумаг их размещение на рынке на согласованных условиях за специальное вознаграждение.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by