DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 18 Мар 2009 0:00

    Жить, чтобы… жить

    Конкурентная борьба за перспективные ниши рынка только начинается.

     

    Выбор «антикризисного пути» все еще неясен. С одной стороны, девальвация подталкивает нас к наращиванию экспорта. С другой – предстоит определиться: что делать со своим собственным, внутренним рынком?

     

    Стратегический выбор

    Мы очень зависимы от внешних рынков. Что поделаешь, если наша экономика является слабой и открытой одновременно. Основные ее параметры выстраиваются по показателям обменного курса. И мы попадаем под влияние внешних цен на сырье и готовую продукцию. И если трясет мировые и региональные рынки, то становится неустойчивой и наша внутренняя система. Это не теория, это – практика. А одновременно – исходная позиция для принятия стратегического выбора.

    В последнее время международная ситуация серьезно изменилась. Большинство стран мирового сообщества тайно или явно обратились к политике протекционизма. На словах мировые лидеры вроде бы понимают, что защита собственного производителя только усугубит ситуацию в мировой торговле. Поскольку будет разрушать глобальный рынок, снижая шансы каждой страны. А вот на деле…

    В итоге все стали терять внешние рынки. Расчеты показывают, что такие потери в первые месяцы 2009 года могут составить для нас до 40% экспорта. Аналогично снизятся и валютные поступления, что автоматически будет приводить к росту спроса на валюту. Между тем, в середине февраля спрос на доллары и евро уже превышал предложение в 3,5 раза. Это слишком пугающая диспропорция, которая должна быть максимально смикширована.

    Резкое снижение поступлений от экспорта почти автоматически приводит и к снижению импортных закупок, включая сырье и комплектующие. А это означает сокращение объемов выпуска экспортных товаров. И так – до состояния равновесия. Выбор невелик: или очень легкий рубль и «сверхтяжелый» доллар, или падение внешних продаж на 40%.

    Но, как говорится, нет худа без добра. Для экспортоориентированных производителей наступает время обновления – время санации и «зачисток» неэффективных процессов. Причем предстоит поработать не только над техническим перевооружением. Плохой менеджмент и испуганный директорат сведут на нет все высокие технологии и дорогостоящие инновации.

    В лучшей ситуации сейчас те, кто работает на розничного потребителя. Потому что не инвестиционные, а потребительские товары являются основой для стабилизации. Хотя и временной, но такой необходимой. При этом, учитывая наш колоссальный экспорт в Россию, надо действовать быстро и решительно. Нам неизбежно придется искать альтернативные товарные рынки.

    Легкая и пищевая промышленность при всех их недостатках и проблемах имеют намного большие шансы, нежели тракторное и автомобильное машиностроение. Когда МАЗ переходит на «трехдневку», то это лишь подтверждает вывод о падении экспорта на 40%. Что касается производителей бытовой техники, электроники, телевизоров, то именно ориентация на внутренний рынок является для них предпочтительной в условиях падения спроса за рубежом.

    Маркетинговая стратегия белорусских предприятий может дифференцироваться в зависимости от задач развития собственного рынка и стимулирования выхода на рынки внешние. Правительства в периоды кризисов всегда принимают программы поддержки экономики и создания новых рабочих мест. Это «ритуальная» политическая миссия премьеров и их подчиненных. А надо ли это частному бизнесу? Может ли он осуществить самостоятельную санацию при сохранении рабочих мест? Это – квадратура круга. Когда падает спрос на вашу продукцию, то самое простое и выгодное – отправить наемных работников либо в отпуск, либо на улицу. Или одновременно сделать оба негуманных хода. Зачем сохранять проблемные рабочие места? Кризис – время освобождения от лишнего груза и веса в прямом и переносном смыслах.

    Итак, во-первых, необходимо придерживаться ориентации на более активное развитие внутреннего рынка. Во-вторых, в связи с диверсификацией рынка дополнительные шансы и перспективы получают аграрный сектор и пищевая промышленность. Необходимость в недорогих и доступных продуктах питания будет наблюдаться повсеместно. Печь булочки и производить молочные продукты – ностальгический путь в будущее.

    Кстати, молоко и черный хлеб – не только символ экономной жизни. Это – развитый рынок здоровых и простых продуктов питания, который имеет серьезную перспективу. Не машины и станки, а картофель и топленое молоко становятся наиболее перспективными товарами на среднесрочную перспективу! Придумывать ничего не надо: ведь были и есть постные дни и доступные продукты питания! Их упаковку и размеры тоже можно уменьшить и упростить. Работы для дизайнеров и маркетологов хватит.

    Именно сейчас приходит и время обучения. Консалтинговые компании должны стать самыми востребованными. На разработке собственной маркетинговой стратегии экономить не стоит. И если этот вид деятельности будет стагнировать, то это – плохой знак. Свидетельство неэффективности руководства фирм и предприятий.

    При этом надо готовиться к общему снижению всех показателей. Придется свыкнуться с мыслью о том, что динамический удар по белорусской экономике остановится на цифре 40%. Сужу по опыту 90-х годов прошлого века: именно так тогда упали основные макроэкономические показатели. В отношении же доходов домашних хозяйств ситуация тогда была еще более «ударной»: заработная плата в отдельных отраслях достигала $20-30 в месяц…

    Импульсы мировых рынков искажают ситуацию в национальной экономике. Взлеты и падения цен и котировок акций пугают приверженцев свободного рынка. Появилась даже мифология о том, что кризисные процессы связаны именно с «чересчур» свободным рынком. В результате многие правительства переходят на ручные методы управления.

    Как бы не так! Именно усердие чиновников и привело к субсидиарной политике в области ипотеки. Их усилиями образовывались заторы на пути финансовых потоков, их легкими раздувались мыльные пузыри рынков ценных бумаг. Кто как не чиновники принимали сотни актов о регулировании денежного и акционерного рынков? А стержни мировой финансовой политики – Всемирный банк и Международный Валютный Фонд? Это те же сотни и тысячи международных чиновников.

    А вот совсем другая «картинка». Известная американская автомобильная корпорация, выпускающая джипы «Hammer» в 2008 году оказалась убыточной. И ей пришлось применить методы антикризисного управления. В частности, пойти на поиск нового собственника. Но сами джипы своего авторитета не потеряли. Они по-прежнему пользуются популярностью среди российской и СНГовской элиты. На них раскатывают Филипп Киркоров и Михаил Саакашвили. А американцы, оказывается, делали эти машины себе в убыток!

    Такие, вот, парадоксы современной рыночной экономики.

     

    Каковы шансы?

    Напомним, что 2007 год пугал полисимейкеров и чиновников ужасами нефтепереработки. Летом того года она по норме прибыли сравнялась с переработкой молока. 3,3% -- таким оказался итог нефтяной войны с российскими олигархами. Но уже в начале 2008 года концерн «Белнефтехим» показал прибыльность в 32%. Что сделало предприятия нефтехимической и химической промышленности генераторами экономического роста всей страны.

    Все бы хорошо, но цены на нефть стали падать. Достаточно стремительно и очень некстати. Для нас, для России и других стран, которые получали сверхприбыли от нефтяного бизнеса. Но что любопытно: как в свое время вспышка энергетических тарифов не взорвала национальную экономику, так и падение пока не привело к кризису сбыта. Бензин и дизельное топливо будут потребляться даже в самые кризисные времена. Просто цены на них упали быстрее, чем на квадратные метры или колбасу.

    При этом если мы обратимся к выпуску нефтепродуктов, то обнаружим замечательные вещи. Во-первых, в течение 2008 года мы произвели бензина всего на 1% больше. А население купило горючего на 6,6% больше. Еще более интересными являются статистические данные о том, что за кризисный декабрь 2008 года продажи бензина превысили показатели ноября на почти13%! Растущий спрос и выгоды производства – налицо. Хотя прибыльность нефтепереработки в Беларуси составляет всего 6,6%, бензин и топливо будут иметь свой рынок всегда и везде. Даже поиски работы связаны с поездками и собеседованиями.

    Какие еще отрасли и сферы деятельности имеют шансы на развитие?

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by